Источник текста

5-е сентября. Служба (иная) святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский


1, а другая оригинально-русская, полная служба со стихирами на „Господи воззвах“ на восемь, с паремиями, с величанием, избранным псалмом с величанием и особым тропарем. История происхождения этой „иной“ службы весьма любопытна и поучительна, а посему мы и намерены проследить судьбу её на основании тех данных, которые содержатся в архиве типографской библиотеки.

Одно простое внимательное чтение нынешней службы: „ и? на служба того же святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы“ ясно показывает, что служба эта составлена по особенно-важному торжественному случаю. Предпочтение в службе памяти Елизаветы пред пророком Захариею и обращение к праведной Елизавете большей частью, избранный псалом на величании ясно говорить нам о намерении составителя. Это намерение прямо высказано в службе этим святым, изданной, по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода, в 1719 году и печатаемой без всяких изменений и до настоящего времени. Здесь в тропарях девятой и восьмой песней прямо говорится о тезоименитой

2, т. е. о Елизавете Петровне, дочери Петра великого. Таким образом нет никакого сомнения, что настоящая служба составлена на Руси с целью день тезоименитства великой княгини Елизаветы Петровны, впоследствии русской императрицы, при строгом соблюдении царских дней в начале ХVII столетия отметить торжественною службою, т. е. полным всенощным бдением, чего существовавшая в ту пору служба праведным Захарию и Елизавете, переведенная с греческих Миней, не давала. Упомянутые нами документы архива Московской Типографской библиотеки вполне подтверждают нашу мысль. В делах этого архива 1719 года мы читаем, по поводу напечатания этой службы, следующее: „Сего мая к президенту тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину в письме кабинет-секретаря господина Макарова написано: царское величество указал, которые книжки отдал отец архимандрит Феодосий

3, напечатать здесь в друкарне о празднестве на день тезоименитства государыни царевны Елизаветы Петровны, и те книги отдать ему для рассылки по епархиям безденежно. И цех-директору (в типографии) Михаилу Авраамову о отдаче вышеписанных книжек отцу архимандриту Феодосию для посылки по епархиям учинить по сему его великого государя указу. А сколько будет отдано в штат-конторе коллегию подать ведение за рукою“

4. Этот указ был прислан графом Иваном Мусин-Пушкиным на имя цех-директора С. -Петербургской типографии Михаила Авраамова, по распоряжению которого Синодальная Петербургская типография напечатала названную службу в количеств 600 экземпляров. 24 числа июля того же 1719 года книги эти в количестве 597

5экземпляров были переданы, по особому указу, подъячим Феодором Васильковым казначею Ивану Прокофьеву для передачи Александро-Невскому архимандриту Феодосию, который должен был разослать эти службы по епархиям

6. Июля 26 числа того же года был отправлен указ в Московскую Синодальную типографию на имя главного её справщика Феодора Поликарпова следующего содержания: „По его великого государя указу, послана к тебе ныне напечатанная книга о празднестве на день тезоименитства государыни царевны Елизаветы Петровны для напечатания и продажи в народ указною ценою и для раздачи в Москве по церквам по одной книге в церковь безденежно“

7. Указ этот был получен в Москве 10 августа вместе с экземпляром настоящей службы издания Петербургской типографии. С этой „присланной книги напечатано для раздачи в Москве по соборам и по монастырям и в ста сороках приходским церквам безденежно и для продажи в народ“. Книга была напечатана Осиповскою азбукою, в количестве 1. 200 экземпляров, в переплете в полдесть

9. Назначенные книги для безденежной раздачи были отправлены из приказа книг печатного дела в тиунскую палату, и комиссия эта была возложена на судию тиунской палаты, златоустовского монастыря архимандрита Антония 10. Так как количество соборов, монастырей и приходских церквей в Москве определялось в то время цифрою в 297 церквей, то эта цифра книжек службы в честь пророка Захарии и праведной Елизаветы и была в свою очередь прислана архимандритом Антонием в приказ церковных дел управителю градского благочиния девяти-мученической церкви священнику Михаилу Тимоеееву 11, который и выполнил уже предписание указа 1719 года от 26 июля. Сентября 1 числа того же года архимандрит Антоний получил из приказа книг печатного дела снова 30 книг с приказанием, „разослать те книги с кем пристойно по епархиям, а именно: в Ростов, на Рязань, в Коломну по десяти книг в переплете в полдесть безденежно“. Книги и указ были доставлены архимандриту Антонию через подьячего Перфилия Протопопова. Но архимандрит Антоний не взял на себя этой трудной и неприятной для него комиссии и не принял от Протопопова ни указа, ни посланных при нем 30 книг на том основании, что „такой-де указ и книги принять не подлежит, да и посылать-де те книги по епархиям не с кем, понеже-де не имеет он у себя посыльных людей и почтарей“ 12. Чем дело кончилось о рассылке этих служб из дела не видно, но несомненно известно, что с этого времени 5 числа сентября, ради „торжества тезоименитства благородной великой государыни царевны Елизаветы Петровны“ служба „ина“ праведным Захарию и Елизавете совершалась по всем епархиям, по этим вновь сочиненным архимандритом Александро-Невской лавры Феодосием книжкам.

Окончив печатание книги „Служба св. пророка Захарии и св. праведной Елисаветы“ того же 1719 года августа в последних числах наборщики печатного двора: Петр Иванов, Андрей Серебряков, Иван Петров с товарищами обратились к государю с просьбою такого содержания: „Державнейший царь, государь милостивейший! по твоему великого государя указу, набирали мы нижеименованные рабы твои и делали книгу службу Захария пророка и Елизаветы в полдесть и сделано той службы три листа осиповскою азбукою, а за набор и за дело столовое нам нижеименованным рабам твоим ничего не выдано, а делали ту службу не в очередь, в гулящие дни. Всемилостивейший государь! просим вашего величества да повелите Ваше державство нам нижеименованным рабам твоим за оную службу за набор и за столовое дело выдать против прежних дач“ 13. Так как „в Приказе книг печатнаго дела за набор и разбор и за всякое столовое дело набору осиповской азбуки мастеровым людям дается по семи рублей с полтиною за тетрадь“, а в настоящей книге бумаги три листа, то, по указу великого государя, состоявшемуся 27 августа велено: „мастеровым людям за вышеописанное дело указные деньги выдать и наложить на те же книги“ 14. В 1722 году уже Святейший Правительствующий Синод сделал распоряжение о напечатании службы святого пророка Захарии и Елизаветы вторично 15, что и было исполнено в точности. Служба была напечатана в „довольном числе“ экземпляров 16. Вскоре после сего настоящая служба была внесена в Сентябрьскую Минею и заняла то место, на котором мы видим её в настоящее время. Случилось это приблизительно между 1724 и 1747 годами, так как в это время было три издания полного круга месячных Миней 17, и когда было приступлено к четвертому изданию Миней 1763 года, то справщики прямо заявили (1763 г. 5 марта) , что „оные книги общим чтением ими свидетельствованы и во всем имеются против прежних выходов и присланных из Святейшего Правительствующего Синода указов и данным им от типографской конторы соучиненным определениям копиям сходны и исправны“ 18. Что же касается печатания богослужебных Миней 1763 года, то оно для нас весьма важно и близко касается рассматриваемой нами службы праведным Захарию и Елизавете. Документы типографского двора дают ясно понять, что в это время начинают уже подумывать об исключении настоящей службы из Сентябрьской Минеи, как „излишней“. Действительно, с кончиною императрицы Елизаветы Петровны в нашем царствующем дом не было лиц, носивших имя Елизаветы, а поэтому и не было никакой теперь надобности в подобной службе. Мысль эту высказали откровенно в своем доношении от 1 декабря 1763 года за № 752 справщики Синодальной типографии: Петр Рыбаков, Иван Евдокимов, Александр Ильин, Феодор Поморцев, Симеон Андреевский, Иаков Осипов, Николай Резанов, Осип Худяков, Серий Васильев, Иван Корякин, Алексей Феодоров и Алексей Маврицкий. Доношение весьма любопытно и мы приводим его целиком. „В силу присланного из Святейшего Правительствующего Синода в Московскую типографскую контору указа оною конторою определено, писали вышеназванные справщики, печатать Минеи месячные в четверть библейскою азбукою, токмо те Минеи в четверть преждепечатные против дестевых Миней имеются не полны и не сходственны: понеже в них служб как Димитрию, митрополиту Ростовскому, так и Нину Столбенскому, чудотворцам еще не внесено. Також в четвертых Минеях месячных службы дванадесяти апостолом и двум евангелистам Марку и Луке выпечатаны на шесть, и в дестевых Минеях каждому из дванадесяти апостолов и евангелистам службы выпечатаны с полиелеем, да сверх того в дестевых Минеях месячных, кроме рядовой службы, напечатана Другая с полиелеем служба пророку Захарии и праведной Елизавете, которая сочинена вновь при жизни высокоблаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Елизаветы Петровны и оная служба в собственно в жизни её императорского величества тогдашнему прешедшему времени по кончину приличествовала, как из напечатанных в той службе на 9 песни нижеозначенных стихов точно явствует, а именно: стих 1 „Веруяй пришедшаго Мессию быти Господа своего и заповеди Господня храма благоугодила еси ему Елисавета: моли убо всеблагого Владыку тезоименитая всех восхваляющих тя, спастися душам“, стих 2 „Иже заповеди Божии сохраняет того возлюбити и явитися ему обещавается Бог: в заповедех его ходившая, тем же Богом возлюбленная еси Елисавето, моли всеблагаго о тезоименитой да и возлюбит Бога и возлюбленна будет благоутробием Его ». Того ради Московскую типографскую контору просим о наставлении оных четвертных Миней месячных печатания в том, что те четвертные Минеи печатанием производить с четвертных ли оригиналов или с дестевых, и ежели с дестевых, то не внесенные службы Димитрию митрополиту и Нину Столбенскому чудотворцу, також и полиелейные службы двунадесяти апостолам и евангелистам в оныя вносить ли, а особливо новосочиненную святым Захарию и Елизавете службу печатать ли, понеже кроме тоя новосочиненныя службы рядовая служба пророку Захарии в тех четвертных Минеях месячных положена и затем новосочиненную, яко излишнюю, не приказано-ль будет печатанием обойти и вовсе отменить “ 19. С такими совершенно справедливыми доводами нельзя было не согласиться, и Московская типографская контора 2 октября того же года постановила поэтому поводу следующее решение: „По вышеописанном справщическом рапорте касающихся до печатания четвертных Миней месячных резонам, печатать оныя с дестевых ныне выпечатанных Миней месячных, кроме упомянутой службы святым и праведным Захарии и Елизавете во всем непременно, и об оной службе, в силу полученного в прошлом 1747 году июня 16 дня 20 из Святейшего Правительствующего Синода в типографскую контору указа, представить в Московскую Святейшего Правительствующего Синода контору с таковым типографской конторы мнением, что оную в четвертных Минеях месячных напечатать в сходственность дестевых, благопристойно учинив только в стихе первом исключению речений: „тезоименитой“... и „и“... и в конце-ж стиха второго пременение таковое: „моли всеблагаго о всех нас, да и возлюбим Бога и возлюблены будем благоутробием его“.

В большее же благоразсмотрение и власть все оное предать Святейшаго Правительствующего Синода конторе и ожидать об оном ея ииператорского величества указа“ 21. Затронутый Московскою Синодальною типографией вопрос о напечатании службы праведным Захарии и Елизавете в Минеях 1763 года и предлагаемых поправках в ней не был решен в Святейшем Синоде и к началу 1765 года. Под 15 апреля этого года в делах типографских находим такое замечание относительно интересующей нас службы: „донесть за известие и о ныне печатаемых вновь Минеях месячных, что оные вновь хотя и печатаются по сентябрь месяц, по напечатании до 5 числа, за представлением от типографской конторы сего 1765 году февраля 10 дня Святейшему Правительствующему Синоду и о службе святым и праведным Захарии и Елизавете в ожидании на то указа печатанием удержать “ 22. Косвенным образом этого вопроса коснулась Московская Синодальная типография еще раз в том же 1765 году 18 апреля, когда, по требованию Св. Синода от 4 и 7 чисел того же месяца, посылала 15 годов Миней, содержащих в себе, между прочим, и рассматриваемую нами службу. „За отпустом имеется остаться в наличности 66 годов, ценою на 1444 рублей 23 и оные соблаговолено ли будет, так как оне есть, или, исключив помянутую службу и перепечатав, как оне точно и прежде до привнесения той печатаемы были, один только лист, требователям, которых вседневно не мало является, для возвращения капитала отпускать в продажу“ 24. Св. Синод на сей раз в своем указе от 21 сентября того же года за № 1731 прямо и категорически заявил: „в означенных печатаемых ныне в оной Московской типографии Минеях месячных святым праведным Захaрию и Елизавете службу печатать так, как она прежде сочинения вышепредписанной при жизни блаженныя и вечнодостойныя памяти великия государыни императрицы Елизаветы Петровны вновь служба печатаема была “ 25. Указ этот был объявлен справщикам Московской Синодальной Типографской библиотеки 5 октября того же года. В силу сего указа Сентябрьская Минея 1768 года вышла со службою праведным Захарии и Елизаветы в том виде, в каком эта служба была напечатана в первый раз в 1719 году, при жизни покойной императрицы Елизаветы Петровны. С этого же время, вопреки очевидной неуместности вышеприведенных выражений в 9 песни канона, печатается эта служба неизменно даже в настоящее время, как в Минеях Московской типографии 26, так и Киевской 27, вызывая некоторое недоумение у лиц, которым приходится пользоваться ею 28. Из сказанного нами вытекают следующие положения: 1 („ Ина служба святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы“, находящаяся ныне в Минее под пятым числом месяца сентября, русского происхождения и с греческою службою тем же святым ничего не имеет общего.)

2 (Составлена эта служба в 1719 году для торжественного богослужения на день тезоименитства покойной государыни императрицы Елизаветы Петровны, в то время еще бывшей великою княжною.)

3 (Составителем настоящей службы был архимандрит Александро-Невской Лавры, в последствии, митрополит С. -Петербургский Феодосий.)

4 (Внесена эта служба в сентябрьскую месячную Минею между 1724 и 1747 годами и с тех пор, вопреки неуместности некоторых выражений в виду их несовременности, при полном отсутствии каких бы то ни было на нее указаний в нашем современном Типиконе или Церковном Уставе, продолжает доселе печататься в наших Минеях без всяких даже весьма нужных поправок, на которые указывали еще справщики 1768 года)

1Разница настоящей службы по греческим Минеям заключается в следующем: в стихирах на «Господи воззвах», на «и ныне» поется богородичен «????? ??? ?? ???????? ??????????, ????????????? ??? ??????? ??? » …, крестобогородичен «????? ?? ? ????? ????? …» Стихиры на стиховне положены, как и в нашей Минее, из Октоиха, но здесь на произволящего имеются и особые стихиры на стиховне. ?? ??????

говорится здесь, ???? ?? ??????? ????????? ??? ?????, ???? ?? ?. Стихиры эти следующие: ? ??? ????????? ????????, ? ???????? ?? ??? ?? ???????? ???????????..., стих «????????? ?????? ? ????..., стихира «? ??? ????????? ???????? ??? ??????? ????? »... стих «??? ?? ??????? » и стихира «? ??? ????????? ???????? ?? ??????? ??? ?? ???????? ??????? » на и ныне богородичен «?????? ??????? ?????? » и крестобогородичен «?????? ?????????? ??????? ?? ??? ???? ??? ??????? »... ексапостиларий «`??????? ??????????... » богородичен «???????? ???????????? » и крестобогородичен «???????????? ?? ??????? ?????? ?????????? ??????? ?? ??? ???? ??? ??????? (???. edit. Venet. 1628)

5Оружейная палата определила продавать экземпляр каждой из этих книг по 2 алтына и по 4 деньги. Общая сумма денег за все книги от продажи должна была получиться в 47 рублей, в 25 алтын и 2 деньги (Дела М. Типогр. библ. за 1721 – 1717 № 18 л. 469 об.) . Продавались же книги так: книги в тетрадях по 2 алтына с деньгою, а в бумажном переплете по 3 деньги (Ibid) .

9Экземпляр этой службы настоящего издания хранится в библиотеке Моск. Типографской за № 1189 – 733 (171) , который И. Каратаев (Хронолог, роспись славян, книг Спб. 1861 г. стр. 182, №1418) и А. Викторов (Хронолог, указ. славяно – русск. книг церковной печати с 1491 по 1864 год в. I изд. М., 1871 стр. 133, № 1596) , очевидно, по недосмотру, считают изданием петербургской типографии. 10 Дела арх. Моск. Типогр. библ. № 20 л. 33 об. 11 Ibidem л. 34 об., 35. 12 Ibidem № 20 л. 36. 13 Дела 1719 г. арх. М. Типогр. библ. № 20 л. 81 об. 14 Ibidem л. 82. 15 Экземпляры этой службы 1722 г. хранятся во многих библиотеках, но все они издания буд-то бы петербургской типографии (Виктор. Хронол. указ. славян. -русск. книг церк. печати стр. 172 № 1684) . Впрочем, И. Каратаев, со слов Сопикова, упоминает об издании этой службы и в московской Синодальной типографии (Хронол. роспись славян, книг Спб. 1861, стр. 191, № 1478) . К глубокому сожалению нашему сами мы лично не видели ни одного экземпляра этой службы настоящего издания и не можем сказать, было ли два издания службы праведным Захарию и Елизавете в этот год или одно только. Из бумаг арх. Моск. Синод. Типогр. библ. несомненно, известно нам только о петербургском издании этой службы (Дела 1732 г. л. 184) . 16 Дела арх. М. Типогр. Син. библ. 1732 г. л. 184. 17 Месячные Минеи изданий 1724, 1741 и 1747 гг. хранятся в библиотеке Троице – Сергиевской Лавры (Викт. Хронол. указ. славян. -русск. книг церк. печати стр. 173, 189 и 204) . 18 Дела арх. М. Типогр. библ. № 290 л. 29. 19 Дела арх. М. Синод. Типогр. библ. 1803 г. № 50 л. 1. 20 В данном случае делается ссылка на указ за № 123, в котором повелевалось «справщикам в печатаемых с прежних оригиналов книгах никаких в речах вновь переправок собою без указа не чинить» (Реестр протоколов за 1747 г. арх. дела. Моск. Типогр. библ. л. 21) . 21 Дела арх. Тип. М. Синод, библ. 1763 г. № 50 л. 3. 22 Ibidem л. 17 об. 23 Всего Миней месячных к настоящему году числилось на печатном дворе «переплетных 81 год ценою на 1804 рубля». Дела арх. М. Типогр. библ. л. 20. 24 Дела арх. М. Типогр. библ. 1763 г. №50 л. 20. 25 Ibidem л. 21 об. 26 В московской Синодальной типографии и после смерти императрицы Елизаветы Петровны служба праведным Захарии и Елизавете выходила еще отдельным изданием, напр., в 1760 г. мая 10 дня (Экземпляр хранится в Моск. Типогр. библ. под № 79– 2175) 27 См., напр., сент. Мин. изд. Киев. 1750 л. 28. «Иною» службою праведным Захарии и Елизавете в настоящее время пользуются обыкновенно в храмах, посвященных этим святым. При чтении стихов на девятой песни канона, чтецы, имея в виду, что в настоящее время богохранимая Русь правится державною рукою Государя, а не Государыни выражение тезоименитая заменяют тезоименитого и тем искажают мысль песней и вызывают улыбку у внимательных богомольцев... Поэтому, при чтении двух тропарей девятой песни канона необходимо, по нашему мнению, сделать изменение которые указывали справщики 1763 года. Источник: Руководство для сельских пастырей, 1885 года, Октября 27-го.
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков - читать, скачать - профессор Алексей ... | Современное русское паломничество в Святую Землю - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич ... | Утренние светильничные молитвы - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский | Триодь Постная — училище благочестия: (О покаянии и молитве) - читать, скачать - профессор Алексей ... | В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября? - читать, скачать - ... | Триодь Цветная — песнь милующей и торжествующей любви - читать, скачать - профессор Алексей ... | Служба в честь византийского императора Никифора Фоки - читать, скачать - профессор Алексей ... | Новоизбранный патриарх Александрийский Фотий (Пероглу): По личным воспоминаниям - читать, скачать ... | Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы и величание для него - читать, скачать - профессор ... | Чин пещного действа. Историко-археологический этюд - читать, скачать - профессор Алексей ... | Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) - читать, скачать - ... | Митра: (Историко-археологический очерк) - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич ... | О стихире "Видехом свет истинный" в чинах литургий св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого - ... | Вынос Плащаницы на вечерне в Великий пяток - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич ... | В Бозе почивший митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) и его славянофильские воззрения ... | Рецензия на книгу прот. В. Нечаева "Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна ... | Рецензия на книгу свящ. М. Соколова "Богослужение Православной Церкви. Руководство для учащихся в ... | Рецензия на книгу И.И. Дмитриевского «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение ... | Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1. ??????. ... | Отзыв о сочинении М. М. Орлова "Литургия св. Василия Великого". Вводные сведения. 1. Греческие и ... | Торжество Православия в первую неделю Великого поста в Киеве и в Малой России в конце XVII и в ... | Кто виноват?: (К вопросу о причинах разнообразия богослужебных чинов и последований в наших ... | Поминки Преосвященного Порфирия (Успенского) и профессора Московской духовной Академии И.Д. ... | Описание рукописей и книг, поступившихв Церковно-Археологический музей при Киевской духовной ... | Киновиальные правила прп. Саввы Освященного, врученные им пред кончиной преемнику своему игумену ... | Древнеиудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его ... | Древнейшие патриаршие Типиконы — Иерусалимский (Святогробский) и Константинопольский (Великой ... | Рецензия на книгу И. И. Дмитревского "Историческое, догматическое и таинственное изъяснение ... | Значение Новгорода в истории русского искусства - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич ... | Пожар в Симоно-Петрском монастыре на святой Афонской горе - читать, скачать - профессор Алексей ... | Богослужебные принадлежности храмов Константинополя и Афона и костюм белого и черного духовенства ... | Новоизбранный архиеп. Синайской горы и Раифы Порфирий (Логофет) и его приезд в Киев - читать, ... | 5-е сентября. Служба (иная) святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы - читать, скачать ... | Русская школа в Каире - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский | Свобода совести в православной Сирии при новом младотурецком режиме - читать, скачать - профессор ... | Афонская иконопись и ее характер - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский | Краткое описание Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде - читать, скачать - ... | К вопросу о проповеднических трудах Никифора Феотоки в бытность его архиепископом Астраханским и ... | Время совершения литургии в первый день Пасхи - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич ... | Афон и его новое политическое международное положение - читать, скачать - профессор Алексей ... | Русские учебно-воспитательные, благотворительные и странноприимные учреждения в Палестине и Сирии ... | Жизнь и труды Алексея Афанасиевича Дмитриевского - читать, скачать | Греческие нежинские храмы и их капитальный вклад в церковно-археологический музей при киевской ... | Преподобный Савва Освященный и его духовное завещание монахам лавры - читать, скачать - профессор ... | Книга "Требник" и ее значение в жизни православного христианина - читать, скачать - профессор ... | Личные воспоминания о митрополите Петербургском Антонии, как учителе и сослуживце - читать, ... | Епископ Порфирий (Успенский) - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский | Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах - читать, скачать - профессор ... | Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. Службы круга седмичного и годичного и ... | Выход священнослужителей на середину храма пред Плащаницей для пения „непорочных“ в Великую субботу ... | Рецензия на книгу архим. Гавриила "Руководство по литургике о православном богослужении ... | Что такое κανὼν τῆς ψαλμωδίας, так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного? - ... | Рецензия на книгу П. Лебедева "Краткое учение о богослужении Православной Церкви для Средних школ" ... | Рецензия на книгу Н. Ф. Красносельцева "Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна ... | Вынос Плащаницы и Евангелия на Утрени в Великую субботу и хождение с ними кругом храма - читать, ... | Новый член - корреспондент Императорской академии наук, ординаторный профессор Киевской Духовной ... | Устройство храмов в Константинополе и их украшения - читать, скачать - профессор Алексей ... | Ночь под Рождество Христово в Иерусалиме в 1887 году (из впечатлений очевидца) - читать, скачать - ... | Чтение евангелий на шестой и в первые три дня Страстной седмицы - читать, скачать - профессор ... | Современное богослужение на Афоне и в Константинополе - читать, скачать - профессор Алексей ... | О Благодатном огне - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский | Греческий палеограф Иоанн Саккелион и его каталог патмосских рукописей - читать, скачать - ... | Чтение евангелия в первый день Пасхи на разных языках и обряды, сопровождающие это чтение - ... | Слово на четвертую пассию - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский | Новгородские шапки-митры - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский | Рецензия на Н.Ф. Красносельцева "К истории православного богослужения. По поводу некоторых ... | К "Ключаревской летописи" дополнение - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский | Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена священноархимандриата Макария (Сушкина) - ... | Библиографические заметки: [Отзывы о брошюрах И. Саккелиона, изданных на греческом языке: "Точная ... | В Бозе почивший митрополит Петербургский Антоний и его сношения по делам церковным с православным ... | Рецензия [2] И. Д. Мансветова "Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в греческой и ... | Отзыв о сочинении П.Успенского "Восток христианский. История Афона. Ч.III. Афон монашеский" - ... | Типикон Великой Церкви, или современный Типикон греческих приходских церквей - читать, скачать - ... | Письма к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому - читать, скачать - протоиерей Николай Гроссу | Граф Н. П. Игнатьев, как церковно-политический деятель на православном Востоке - читать, скачать - ... |
5-е сентября. Служба (иная) святого пророка ... ... а другая оригинально-русская, полная служба со стихирами на „Господи воззвах“ на восемь, с паремиями, с величанием, избранным псалмом с величанием и особым тропарем. История происхождения этой „иной“ службы весьма любопытна и поучительна, а посему мы и намерены проследить судьбу её на основании тех данных, которые содержатся в архиве типографской библиотеки. Одно простое внимательное чтение нынешней службы: и? на служба того же святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы“ ясно показывает, что служба эта составлена по особенно-важному торжественному случаю. Предпочтение в службе памяти Елизаветы пред пророком Захариею и обращение к праведной Елизавете большей частью, избранный псалом на величании ясно говорить нам о намерении составителя. Это намерение прямо высказано в службе этим святым, изданной, по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода, в 1719 году и печатаемой без всяких изменений и до настоящего времени. Здесь в тропарях девятой и восьмой песней прямо говорится о тезоименитой 2, т. е. о Елизавете Петровне, дочери Петра великого. Таким образом нет никакого сомнения, что настоящая служба составлена на Руси с целью день тезоименитства великой ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: 5-е сентября. Служба (иная) святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы - читать, скачать - профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"