Отшельник — учитель народа XVI века

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
Самым распространённым видом монашества, обильно развившегося в Московском государстве, были общежительные монастыри, которые по своему укладу являются своеобразным применением общинных начал в области христианства. Здесь частное лицо утонуло в братстве и личность отдельного инока не имела никакого значения. Когда под влиянием скопившегося в общежительных монастырях богатства строго-подвижническая жизнь заметно стала в них ослабевать, возникло сомнение относительно полной применимости общежительных начал в делах аскетического подвига. Имея в виду главным образом последний, преподобный Нил Сорский устроил пустыню со скитским житиём, где монахи не составляли уже из себя общину, не имели общения ни в трапезе, ни в одежде, но жили каждый в своей келии трудами рук своих, так что их соединяла только церковь и подчинённость одному игумену. Здесь каждый инок жил сам по себе особо, однако все жили в одном месте — пустыни. До преподобного Сергия Радонежского такого рода монастыри имели широкое распространение на Руси, но дело в том, что они обычно устраивались не в пустыни и не отказывались от мирских богатств, почему иноческая жизнь в них обычно была в расстройстве. Но во всяком случае всякий ревнитель иноческой жизни при таких порядках, не стесняемый послушанием на общее братство, мог свободно предаваться иноческому подвигу. Деятельность преподобного Нила была направлена на то, чтобы сочетать пустынножительство с особножительством, дающим свободу аскетическому упражнению. Преподобный Филипп Ирапский пошёл ещё дальше: он не хотел скоплять и не скопил вокруг себя множества учеников не только общежительствующих и особножительствующих, но и вообще какого-либо числа иноков, постоянно с ним живущих, но оставался “един-единственно”, предстоя Святой Троице. Всякий пустынный монастырь, будет ли то общежительный или особножительный, одинаковое имело начало: являлся в пустынное место отшельник и устраивал там своё поселение; сначала возникали вертепец и часовня, потом келья и церковь; приходил для поучений и молитвы народ и мало-помалу вокруг отшельника скоплялось иночество. Преподобный Филипп сознательно уклонялся от собрания братства, он всё время оставался одиноким и только в последние пять лет дозволил жить у себя иноку Герману ради своей телесной немощи. Очевидно, здесь мы имеем особый род иночества, учительное старчество, которое не только не исключало постоянного общения с мирскими людьми, но даже и покоилось на этом общении, получая от них “потребная” и поучая их. Преподобный Филипп был одинокий старец-учитель, который оказался среди народа не потому что пошёл в народ, но потому что народ к нему шёл, привлекаемый святостью жизни и словом убеждения.

Чему же учил Ирапский отшельник? Вопрос этот довольно трудный. Почти треть жизнеописания наполнена размышлениями, поучениями или молитвенными излияниями преподобного Филиппа, но все они изложены отдельными изречениями, часто переходящими в афоризмы и большей частью следующими друг за другом без определённого порядка. Из всего этого обильного материала только поучения о необходимости искушений и несении скорбей имеют вид рассуждения о данном предмете. Мало этого; судя по жизнеописанию, по обычаям книжников своего времени Филипп старается свои мысли высказывать книжными изречениями, а когда говорит своими словами, то мысль от склонности к витиеватому выражению часто бывает темна. То и другое происходило как от взглядов на этот предмет книжников того времени, так и от того, что не был выработан литературный русский язык. Нужно, однако, полагать, что преподобный Филипп на самом деле учил более простым и понятным языком и что только его жизнеописатель, согласно требованиям своего времени, облёк его поучения в приличную для этого времени форму и тем затруднил понимание мысли. На жизнеописателя в данном случае нельзя сетовать, так как если бы и сам Филипп стал писать свои поучения, то и он тоже бы написал так, как принято это было делать тогда.

Но и при частой темноте и витиеватости выражений, при их грамматической неправильности и при отсутствии системы в изречениях общий их смысл всё-таки понятен, и есть возможность открыть в мыслях святого отшельника определённый порядок, дающий возможность изложить его поучения в логическом распределении. Во-первых, вполне ясно общее направление поучений Преподобного, и во-вторых, эти поучения касаются нескольких предметов, являющихся для учителя живыми местами. Поэтому, выяснив общее направление учения, мы постараемся сгруппировать отдельные изречения около этих живых мест. Где возможно, всегда будем стараться приводить подлинные выражения, если они не темны.

Если бы не было прямых и многочисленных указаний на то, что преподобный Филипп говорил свои поучения пред мирянами и большей частью пред простыми поселянами, то можно было бы думать, что они сказаны каким-либо монахам: настолько они проникнуты строго аскетическим направлением. Но этому нечего удивляться. Ирапский отшельник действовал в духе своего времени. Русь Московская жила аскетическим идеалом.
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

успенский |

Источник текста


Постоянная ссылка: Отшельник — учитель народа XVI века
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера