Какой там Бог, какая там религия. Беседа с историком Арсением ...

  001   002   003  004 
В начало текстаВ конец текста
И когда 4 ноября Собор решил восстановить патриаршество и провести выборы на следующий день, 5 ноября, митрополит Платон снова направился в Военно-революционный комитет, где ему выдали бумагу о том, что ВРК «не препятствует наречению патриарха, но предостерегает от выходок провокаторов». Кроме того, владыке Платону разрешили взять из Успенского собора в Кремле Владимирскую икону Божией Матери и отвезти её в храм Христа Спасителя, где избирали патриарха. А 13 ноября состоялась церемония похорон погибших юнкеров, в которой участвовали чуть ли не все члены Поместного Собора. И местные большевистские власти спокойно взирали на это, потому что в тот момент им нужна была стабилизация обстановки.

Юнкера у Водовзводной башни Кремля. Октябрь 1917 года КОГДА ЗАКОНЧИЛАСЬ СИНОДАЛЬНАЯ ЭПОХА? — Имело ли влияние свержение Временного правительства на споры, разгоревшиеся на Поместном Соборе вокруг восстановления патриаршества? — Не само свержение имело влияние, а скорее бои в Москве. Ведь еще 24 октября во время моления у раки преподобного Гермогена стало очевидно, что Собор склоняется к восстановлению патриаршества. Единственный вопрос оставался: когда? После начала уличных боев, с 28 октября, многие члены Собора оказались в изоляции в своих кварталах. Несколько человек вообще находились в Кремле под обстрелом, в том числе митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) . В любой момент в зал заседаний Собора могли ворваться вооруженные толпы, его дальнейшая работа могла в одночасье закончиться. Как и работа Святейшего Синода. Да и вообще в тех условиях его членам чисто физически было непросто собраться. Поэтому, казалось бы, столь стремительное решение о восстановлении патриаршества выглядит вполне понятным: в кризисное время единоначалие представляется более эффективным. Кроме того, патриарх — это одновременно символ, объединяющий Церковь, в отличие от безликого Синода. В Деяниях Собора отражены жаркие споры, которые велись буквально 1–2 ноября 1917 года. Во-первых, нужно было решить, когда именно проводить выборы. Возобладала точка зрения, что это надо делать как можно быстрее, потому что позже ситуация может еще ухудшиться. Во-вторых, раздавались голоса о том, что патриарх в сложившейся ситуации будет бесправен.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГЕРМОГЕН (ДОЛГАНОВ) (1858—1918) — в 1917 году епископ Тобольский и Сибирский. Активный участник Всероссийского Поместного Собора. Убит большевиками 29 июня 1918 года — Не было ведь закона о патриархе… — Да, в действовавшей тогда системе церковного управления патриаршество не предусмотрено. И если его избирать немедленно, неясно, на чем будут основываться патриаршие права и обязанности. Но всё же большинство Собора высказалось за немедленное избрание, и 5 ноября патриархом Московским и Всея Руси стал митрополит Тихон (Беллавин) . Патриарх появился, а прав у него действительно пока никаких не было, ведь формально во главе Церкви стоял Святейший Синод в составе, сформированном Временным правительством 14 апреля 1917 года. И владыка Тихон в то время членом Синода не был. И вот, 7 ноября Святейший Синод принимает замечательное определение: «Впредь до представления на уважение подлежащей государственной власти выработанных Священным Собором статей о восстановлении патриаршества в России просить избранного патриарха Тихона возглавить Синод в качестве его председателя». У нас обычно противопоставляют Синод и патриарха, а в ноябре 1917 года эти институты объединились, патриарх возглавил Святейший Синод, и такая конструкция просуществовала до 14 февраля 1918 года. Поэтому, если быть точным, то назвать дату окончания Синодального периода не так-то и просто. Ведь согласно устоявшемуся мнению, он окончился с избранием патриарха, но на самом деле синодальная система сохранялась еще три месяца после этого события. — Как проявили себя участники Собора в этот экстремальный момент истории? — Реакция на бои в Москве была разной, но, вне всякого сомнения, симпатии большинства участников Поместного Собора были не на стороне большевиков. Духовенство и верующие сочувствовали юнкерам, студентам военных училищ, которые оставались верными законной власти и продолжали сражаться, когда Московская городская дума во главе с эсером В. Рудневым сдалась. На похоронах погибших юнкеров, 13 ноября, епископ Гермоген (Долганов) произнес очень проникновенную речь «о юности, которая встала на защиту права народа и его древних святынь, о народе темном и незрячем, который не пощадил эти честные, праведные жизни». Что же касается дней боев, призывы, раздававшиеся на Соборе, были самые разные. Одни предлагали сконцентрироваться на внутрицерковной работе, другие заявляли о необходимости брать оружие и идти защищать юнкеров в Кремль. Были промежуточные позиции, например совершить крестный ход к Кремлю. — В такой ситуации крестный ход мог легко попасть под обстрел? — Ну конечно, и не было ясности, во что это может в итоге вылиться. В условиях ожесточенных боев такое шествие едва ли могло спасти юнкеров. Нужно признать, что оно бы просто уничтожило Собор много раньше, чем как большевики его впоследствии закрыли. В итоге 2 ноября было решено направить депутацию в центры противостояния: в ВРК и в Кремль, с призывом прекратить братоубийственную бойню. Эту депутацию возглавил митрополит Платон, я про нее уже говорил. В ВРК его попытались заговорить, усыпить его совесть, сказав, что скоро будет мир, перемирие уже вот-вот подписано. А в Кремль депутация пройти не смогла, потому что там шел бой. Также в дни боев некоторые члены Собора отправились служить санитарами, они ходили под пулями, перевязывали раненых без разбора, что тоже, безусловно, является подвигом. А 11 ноября 1917 года в своем послании «Ко всем чадам Церкви» Собор назвал произошедшее «великой междоусобицей», в ходе которой русские пушки обстреливали русскую святыню — Кремль, и призвал победивших «не осквернять себя пролитием братской крови», то есть пощадить пленных. Поделиться Короткая ссылка Код для вставки в блог
  001   002   003  004 
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

церковь серафима саровского октябрьском временная | церковь серафима саровского октябрьском | церковь рождества христова улице коллонтай | церковь иконы божией матери утоли моя печали улице коллонтай | молитвенный дом михаила архангела октябрьском |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Какой там Бог, какая там религия. Беседа с историком Арсением Соколовым - Вода живая . Журнал о православном Петербурге
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера