Какой там Бог, какая там религия. Беседа с историком Арсением ...

  001  002   003   004
В начало текстаВ конец текста
Но в Своде законов Российской империи было написано, что император является «верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры, и блюстителем правоверия и всякого в Церкви святой благочиния», а далее указывалось, что «в управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного». Данная формулировка не допускает двусмысленного толкования. Николай II передает престол Михаилу Александровичу 2 марта. Великий князь Михаил Александрович передает власть Временному правительству 3 марта. Власть над Синодом, тем самым, до созыва Учредительного собрания переходит к Временному правительству. И вплоть до 25 октября 1917 года ситуация остается достаточно ясной. Но вот Временное правительство арестовано. Арестован и исполнявший обязанности обер-прокурора Синода министр исповеданий А. В. Карташев. — Деятельность министерства исповеданий оказалась парализованной? — Представьте себе, нет. На свободе остался товарищ (заместитель) министра Сергей Андреевич Котляревский, и он продолжил работу. Когда большевики совершили переворот, они стали отправлять своих комиссаров в различные ведомства: в военное министерство, естественно, в министерство финансов, в министерство народного просвещения и т. д. В министерство исповеданий и в Синод они никого не направляли. В здание на Литейном, 62, в бывший обер-прокурорский дом, никто из комиссаров не явился. Получается, что существовали две реальности: реальность Церкви и министерства исповеданий, с одной стороны, и реальность Совнаркома, с другой. Нужно также учитывать, что после переворота большевики в течение нескольких месяцев «осваивали» различные ведомства. Например, несколько недель они не могли взять под контроль Госбанк. И только в январе 1918 года, когда было разогнано Учредительное собрание и подавлены манифестации в его защиту, большевики взялись за Церковь. 20 января 1918 году был принят декрет, позднее известный как «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». После этого стало понятно, что всё потеряно. Сохранение союза Церкви и нового — советского — государства невозможно. И только тогда Поместный Собор принял решение о вводе в действие новой системы церковного управления, состоя­вшей из патриарха, Священного Синода и Высшего церковного совета.

СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ КОТЛЯРЕВСКИЙ (1873–1939) русский историк, писатель, правовед, политический деятель. В 1917 году комиссар Временного правительства по Департаменту духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел, председатель Особого совещания по вероисповедным вопросам. Участвовал в белогвардейском подполье, но в 1920 году пошел на сотрудничество с большевиками. Работал в советских учреждениях, в том числе на руководящих должностях. Занимался исследованиями в области финансов, местного хозяйства, международных отношений. В 1939 году обвинен в шпионаже и участии в контрреволюционной организации и расстрелян. — Каким образом стало возможным, что советский Наркомат государственного призрения во главе с Коллонтай в январе 1918 года не смог занять Александро-Невскую лавру, несмотря на принятое решение? Прослеживается ли тут связь с «Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви»? — Коллонтай пыталась всячески от этого устраниться. Вроде бы она болела, а в это время её чиновники пытались в несколько наскоков захватить Лавру. И это у них тогда не вышло. Не уверен, что между этой попыткой и декретом существует прямая связь. Ведь подготовка декрета началась раньше, с письма священника Михаила Галкина в Совнарком в ноябре 1917-го. Он предложил свою церковную реформу и в приписке заявил о своем пожелании стать «комиссаром духовных дел». Неизвестно, что творилось в голове у этого священника, но, видимо, желание стать комиссаром преобладало над каким-либо беспокойством о судьбе Церкви. После этого в декабре была создана комиссия по подготовке декрета, куда, в частности, вошел и Галкин. На конечном законопроекте стоит дата 19 января. Это как раз день событий в Александро-Невской лавре. Но декрет готовился все-таки заранее.

Факт 3 декабря 1917 года в газете «Правда» вышла статья священника Михаила Галкина «Первые шаги на пути отделения церкви от государства». Отец Михаил, до революции известный миссионер и деятель трезвеннического движения, в июле 1918 года снял с себя сан, а впоследствии стал атеистическим пропагандистом. Долгие годы он публиковался под псевдонимом Михаил Горев. — С чем же можно связать попытку захвата? — С тем, что большевики на местах не всегда понимали ленинскую тактику. Владимир Ильич действовал достаточно хитро. Сегодня мы бы сказали, что он не допускал нескольких больших «информационных поводов» одновременно, таких, которые могли бы консолидировать антибольшевистские силы. Сначала они разгромили Временное правительство, заявляя, что позовут в новое правительство все социалистические силы. Потом идею нового коалиционного правительства с меньшевиками и эсерами забыли, а вместо этого большевики «захватили» съезд крестьянских депутатов, где были в основном эсеры. Затем разогнали Учредительное собрание, подменив его III съездом советов. И только через три недели после того, как они расправились с Учредительным собранием, большевики выпустили антицерковный декрет. События в Александро-Невской лавре не спровоцировали подготовку этого документа, а, быть может, несколько ускорили его принятие.
  001  002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

церковь серафима саровского октябрьском временная | церковь серафима саровского октябрьском | церковь рождества христова улице коллонтай | церковь иконы божией матери утоли моя печали улице коллонтай | молитвенный дом михаила архангела октябрьском |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Какой там Бог, какая там религия. Беседа с историком Арсением Соколовым - Вода живая . Журнал о православном Петербурге
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера