Мученичество в раннем христианстве. Очерк исторического восприятия, ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018
В начало текстаВ конец текста
. В контексте данного исследования необходимо опираться на факты, соотносящие процессы, которые происходят в целом в масштабах всей христианской, но более всего – Русской Православной Церкви. Тем не менее сложная проблематика государственно-политического «обустройства», по-прежнему доминирующая в нашей повседневности и по прошествии чуть ли ни двух десятков лет после распада СССР, как раз позволяет как бы оттенять (в контексте то ли российском, то ли белорусском, то ли украинском) некоторые характерные особенности «вхождения» не только населения постсоветских государств, но и самих государственных, политических институтов в лоно Церкви. В этой связи любопытны рассуждения одного из ведущих современных российских политологов и журналистов В. Третьякова о «колоссальной общественной значимости религиозной веры и Русской Православной Церкви как одного из государствообразующих институтов России... », о том, что наряду с армией и флотом у России есть и еще один союзник – Русская Православная Церковь, которой по силам сформулировать и общенациональную идеологию, так как она «трактует русское Православие не только как собственно религиозный, но и цивилизационный, общественный и политический проект... »

Подобное общая трактовка «пути к Храму» каждого конкретизируется всей христианской догматикой и символикой. Помочь сомневающимся прийти в лоно Церкви, сберечь, укрепить и преумножить их веру призваны многие атрибутивные и канонические символы. Среди них почитание великомучеников и исповедников занимает одно из приоритетных мест. В русле подобных рассуждений представляется интересным анализ трансформации их образов в зависимости от времени, политических реалий, положения Церкви в государстве и обществе. Сложно вести речь о всей многочисленности даже только святых великомучеников, хотя эта исследовательская задача продуктивна с общеисторической точки зрения. Одновременно следует учитывать то обстоятельство, как справедливо отмечается, что сам акт канонизации «не означает определения небесной славы подвижника, но обращается к земной Церкви, призывая к почитанию святого в формах общественного богослужения», и «Церковь знает о существовании неведомых святых, слава которых не открыта на земле» 345. Одновременно ставится вопрос не только о том, что сейчас в общественном сознании происходит процесс не только возрождения того, что ранее было «забыто, отринуто, поругано», но и актуализации «проблемы святости», когда «ограниченный рационализм» сопротивляется этой идее, а «анархически-воинствующее своеволие воспринимает категорию «святого» (священного) как источник особенно сильного раздражения... » 346. Святой Георгий Победоносец. Икона XIX в.

В данном случае попытаемся рассмотреть трансформацию образа одного из наиболее почитаемых в христианстве святого великомученика Георгия Победоносца. Пожалуй, как никто иной этот святой наиболее притягателен и для самой Церкви в силу предельной героизации его действий во имя веры, и для государственно-политической институализации, всегда проходившей и проходящей в крайне сложной межличностной и общественной борьбе, и для возбуждения самых простых и приземленных народных чаяний, устремлений, обычного устоявшегося образа жизни. Но все же приходится констатировать, что именно политические реалии более всего способствовали и способствуют изменению как бы «статуса» этого великомученика, ослабевая или усиливая его общественно-бытовую, а даже идеологическую предназначенность. Сложилось устойчивое убеждение в глубоком воздействии политических реалий того или иного исторического отрезка времени на активизацию или снижение эмоционального воздействия образа этого канонического святого на зрителя – прихожанина церкви или посетителя картинных галерей. И во многом, в зависимости от «политической востребованности», святой великомученик Георгий Победоносец в своем каноническом воплощении то ли массово «тиражировался» в картинах, скульптурах, архитектуре, символических обозначениях, то ли предавался мастерами искусства забвению. В советские годы обращение к нему не произошло даже в период Великой Отечественной войны, тогда как была «возобновлена» идеолого-патриотическая сила воздействия на общественное сознание и воинский дух солдат и офицеров образов святого благоверного великого князя Александра Невского, почти забытых историческим образованием СССР российских полководцев и флотоводцев.

Следует отметить, что имеется достаточно много фундаментальных работ, как давних лет издания, так и современных, в которых всесторонне представлены многочисленные «параметры» (художественные, конкретно-исторические и иные) всех видов и жанров церковного искусства 347. Многие авторы, искусствоведы и историки, чаще всего строят свой анализ художественных и иных качеств и особенностей произведений церковного искусства, беря за основу, например, «эпоху Смуты» или время «воцарения Алексея Михайловича», как и многие другие «судьбоносные» периоды истории. Они же прослеживают «своеобразное влияние», например, династии Романовых на иконографию, когда Спас Вседержитель постепенно становился «не символизирующим Христа Второго Пришествия, а символизирующим Христа Царя – небесного покровителя Российской империи» 348. В некоторых искусствоведческих работах на региональном уровне исследуется чуть ли не с математической точностью и с применением сравнительно-хронологического подхода распространенность иконописных сюжетов. Например, утверждается, что для территории современной Брестской области Беларуси в XVII–XX вв.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

глава историческая трансформация образа святого великомученика георгия победоносца общественно-политическом личном восприятии |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Мученичество в раннем христианстве. Очерк исторического восприятия, Глава 9. Историческая трансформация образа Святого Великомученика Георгия Победоносца в общественно-политическом и личном восприятии - читать, скачать - В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера