Источник текста

ИОАНН ЗЛАТОУСТ - Древо


, поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.

Служение в Антиохии В 381 году святитель Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова) , «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году святой Иоанн был рукоположен наследником святителя Мелетия Флавианом во пресвитера. Последовавшие за тем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.

На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. Благодаря скорописцам, многие из них дошли до нашего времени. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания которым Церковь и по сей день придает высочайший авторитет, а также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, в похвалу святых, как поучения на праздники и слова апологетические.

Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.

Кондак на перенесение мощей, глас 1 Возвеселися таинственно честная Церковь, возвращением честных твоих мощей, и сия сокрывши яко злато многоценное, поющим тя неоскудно подавает молитвами твоими исцелений благодать, Иоанне Златоусте. Труды Наследие святого Златоуста огромно и превосходит объем творений любого из святых отцев Восточной Церкви, даже если не считать книг, подлинность которых сомнительна. По большей части это проповеди и беседы, записанные слушателями, главной темой которых является Священное Писание.

Златоуст как экзегет Как экзегет свт. Иоанн Златоуст стремился приблизить Библию к жизни паствы, постоянно подчеркивая связь сказанного в Священном Писании с духовной жизнью и поступками христианина. Святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека и этим его проповеди стяжали такую любовь современников и потомков. Ученик Диодора Тарсийского и друг Феодора Мопсуестского, Златоуст был типичным представителем антиохийской школы экзегезы. Он прежде всего искал прямого, исторического смысла Слова Божия и затем уже выводил из него нравственные уроки. Он обращал внимание на жизнь и особенности евангелистов и апостолов чтобы разъяснить смысл их повествований, зачастую не скрывал от слушателей сложностей истолкования оставляя некоторые вопросы открытыми. При этом, Златоуст отнюдь не утверждал, что буквальное понимание всегда есть единственно правильное, с иронией говоря о тех, кто готов был воспринимать антропоморфизмы в Библии как нечто адекватно выражающее истину.

Свои комментарии к Ветхому Завету свт. Иоанн писал по греческому тексту, поскольку не знал еврейского языка, но в толкованиях Нового Завета проявлял тонкое чувство стилиста, мыслителя, отмечающего даже незначительные грамматические оттенки. Применяясь к аудитории, Златоуст полагал, что нужно следовать по стопам самих священных писателей, которые учитывали уровень и особенности тех, к кому обращались.

Судьба творений Как чтило потомство Златоуста, доказывают сохранившиеся рукописи его произведений. Печатные каталоги насчитывают более 1900 манускриптов с его сочинениями. Кроме того, из него черпали без конца разные сборники, каталоги и прочее. При всем том нельзя указать языка, на которой не переводились бы его творения. Более полное издание на греческом и латинском принадлежит Монфокону в Париже в 1718 - 1738 годах в 13 томах, переизданное Минем. Однако, многие рукописи дают текст который полнее и лучше изданного. Так, почти совсем не изучены переводы, особенно славянские. Их значение для критики текста огромно, так как труды Златоуста были очень рано переведены на славянский язык и стали любимым чтением на Руси. Публикации творений Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе, т. 1-12, СПб., 1895-1906.

Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе, т. 1-8, СПб., 1898-1914.

Григоревский, М., Учение св. Иоанна Златоуста о браке, Архангельск, 1902 Леонардов Д., Учение св. Иоанна Златоуста о боговдохновенности Библии, ВиР, 1912, № 3-5, 7-12.

Лопухин А. П., «Жизнь и труды св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского», в кн. : Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, т. 1, кн. 1, СПб., 1895. Лебедев В. И., Подробное описание жизни и пастырской деятельности св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, М., 1860. НЭС, т. 20. ПБЭ, т. 6, с. 909-41. Попов И. В., Св. Иоанн Златоуст и его враги, Серг. Пос., 1908.

прот. Сергеенко А., «О жизни и деятельности св. Иоанна Златоуста», ЖМП, 1957, № 3. Харламов П., Св. Иоанн Златоуст и его противники, ЖМП, 1957, № 8 (проч. рус. библиогр. см. в указанных трудах) .

Никольский, С., История церквей Антиохийской и Константинопольской за время св. Иоанна Златоуста по его творениям, Ставрополь-Кавказский, 1905.

Гладков В., «Учение св. Иоанна Златоуста о пастырском служении», Православный Собеседник, 1898, т. I.

Горский, Невоструев, Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки, отд. 2, М., 1857 - 1862; профессор Экземплярский, В., Учение древней церкви о собственности и милостыне, Киев, 1910.

профессор Экземплярский, В., статья в сборнике, посвященном Толстому, изд. " Путь " (автор за нее лишен кафедры) . Зейпель, Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви, М., 1913.

Фаррар, пер. Лопухина, Жизнь отцов и учителей церкви, СПб., 1902, т. II. Burger D., A Complete Bibliography of the Scholarship on the Life and Works of St. John Chrysostom, Evanston (Ill.) , 1964. Chase F. H., Chrysostom: a Study in the History of Biblical Interpretation, Cambridge (Eng.) , 1887.

Connaissance des p–res de l’Eglise, 1984, № 15. Брендле Р., Иоанн Златоуст: Проповедник, епископ, мученик, Пер. с нем., М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.

Статья проекта «Русский Биографический Словарь»: Статья из " Библиологического словаря " священника Александра Меня: Личный сайт посвященный святителю: - по-английски Полный Тропарион, Изд-во " Троица " , 2006, т. 1, с. 42.

Редакция текста от: 05. 04. 2018 07: 42: 46 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ИОАНН ЗЛАТОУСТ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе:

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

ИОАНН ЗЛАТОУСТ - Древо |
19.02.2015 Патриарх Кирилл встретился с ... ... освященный в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. В храме был совершен молебен, по завершении которого Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словами приветствия к высокому гостю. Подчеркнув, что история отношений двух Церквей восходит к глубокой древности, Его Святейшество засвидетельствовал: «В Русской Православной Церкви почитаются имена святых, относящихся к этой древности, в том числе тех, которые были верными чадами Антиохийской Церкви. Это и муж апостольский святой Игнатий Антиохийский Богоносец, и святой Иоанн Дамаскин, и святитель Иоанн Златоуст, который был чадом Антиохийской Церкви, и целый ряд других выдающихся отцов и святителей, которые украсили ее духовный небосклон». «Мы всегда с благодарностью вспоминаем роль Антиохийской Церкви в утверждении Московского Патриаршества на Соборах 1590-1593 годов и, конечно же, особую роль Блаженнейшего Иоакима V, Патриарха Антиохийского, в этом важном для нашей Церкви свершении, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — Несмотря на то, что расстояние, особенно в древние времена, между Москвой и Антиохией было достаточно протяженным, за всю историю первопрестольный град Москву ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: ИОАНН ЗЛАТОУСТ - Древо
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"