ВЫСОЦКИЙ ЧИН


В начало текстаВ конец текста
В 20-30-х гг. ХХ в. В. ч. был реставрирован в ЦГРМ («Апостол Павел», 1920, реставраторы Е. И. Брягин, И. Суслов, В. К. Тарыгин, П. И. Цепков; «Апостол Петр», 1926; икона Божией Матери, 1929, реставратор Суслов) , затем иконы В. ч. были переданы в ГТГ (повторно реставрированы И. А. Барановым «Апостол Петр») 1931 (, «Христос Вседержитель») 1936 (, «Арх. Гавриил») 1937 (, Сусловым «Арх. Михаил») 1937 () . В ГРМ в 1935-1938 гг. реставраторы И. Я. Челноков и Л. В. Сосин реставрировали икону «Св. Иоанн Предтеча».

Господь Вседержитель. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Господь Вседержитель. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Иконы В. ч. написаны на досках большого, почти одинакового размера, каждая состоит из 3 частей, с широкими полями на лицевой стороне и паволокой крупного плетения. На фоне и полях икон сохранились многочисленные следы гвоздей, к-рыми крепились пластины басменных окладов, а также фрагменты надписей (возможно, греческие) , как на иконе с образом ап. Петра. На раскрытом кодексе в руках Спасителя помещена рус. надпись, относящаяся, видимо, к XVI в.

В. ч. принадлежит к «недельным» ( 7-фигурным ) деисусам с поясными изображениями святых, обращенных в молении к центральному образу Вседержителя, в XVI в. чин был дополнен иконами с образами ап. Андрея и ап. Иоанна Богослова (ныне в ГТГ) . Одна из иконографических особенностей В. ч. - именословное благословение Христа. Пальцы правой руки Иисуса Христа, покрытой гиматием (ср. с изображением Спасителя на визант. камее кон. XIV в., СПГИАХМЗ - см. : Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. № 4) , сложенные для благословения, почти касаются страницы Евангелия. Др. особенность - жест, усиливающий связь иконографической программы В. ч. с таинством Евхаристии: левая рука Богородицы поднята и прижата к груди, как это изображено в композициях «Распятие Господне» и «Не рыдай Мене, Мати» ( визант. икона посл. трети XIII в., ГТГ ) . И третья - в руках ап. Петра полураскрытый свиток с надписью: «Ты еси х[ристос]ъ с[ы]нъ б[ог]а живаго».

св. Иоанн Предтеча. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) св. Иоанн Предтеча. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Красочная поверхность икон В. ч. очень потерта, почти везде утрачены верхние моделирующие слои, прежде всего высветления, пробела и света на ликах и одеждах, поэтому живопись кажется блеклой. Первоначальная ее палитра была разнообразнее, гармонично сочетались многочисленные полутона, о чем свидетельствует изображение рук Богоматери - уцелевший фрагмент авторского слоя. Бо? льшая часть контуров и ликов на иконах В. ч. прописаны, видимо, неоднократно, с заменой утраченных слоев левкаса и живописи.

В. Н. Лазарев, впервые опубликовавший иконы В. ч., нашел большое число аналогий среди произведений визант. искусства позднепалеологовского периода, и большинство исследователей ( напр., О. С. Попова ) согласились с принадлежностью В. ч. к кругу традиц. к-польских произведений посл. трети XIV в. (см. : Византия, Балканы, Русь. 1991. С. 29-30) . Но Л. И. Лифшиц считает, что состояние красочного слоя не позволяет точно определить те черты стиля В. ч., к-рые могли бы точно указать на место его создания ( см. : ГТГ: Кат. собр. С. 161 ) . К особенностям художественного исполнения В. ч. можно отнести сложность и тонкость иконописной техники, с нек-рыми изменениями воспроизводящей классические принципы, структурность письма, подчеркивающую пластику и объем. Крупные, соотносимые с размерами доски фигуры с широкими плечами и утяжеленные силуэты с четкими движениями изящных рук усиливают монументальность образов В. ч. - свойство, к-рое в сочетании с психологической выразительностью ликов на иконах является новаторством в к-польской традиции. В образах В. ч. подчеркивается физическая красота, преображенная внутренним просветлением. Так, в образе св. Иоанна Предтечи сочетаются духовная сила и торжественное, радостное молитвенное предстояние, преобладает светлая печаль общего настроения; аскетические черты, свойственные др. образам пророка, отошли на 2-й план. Наиболее близким по стилистике к В. ч. Лифшиц считает тетраптих кон. XIV в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sotiriou G. et M. Icones de Mont Sinai. Athenes, 1956-1958. T. 1. Fig. 217) .

Иконы В. ч. оказали влияние на рус. искусство и, возможно, на распространение поясных деисусных чинов большого размера. Лит. : Лазарев В. Н. Новые памятники визант. живописи XIV в. I. Высоцкий чин ВВ. 1951. Т. 4. С. 122-131; Антонова, Мнева. Каталог. № 329. С. 375-376. Табл. 243-247; Лелекова О. В. Высоцкий чин в рус. иконогр. традиции XV-XVI вв. Древнерус. искусство XV-XVII вв. Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублёва. М., 1981. С. 143-144; Византия, Балканы, Русь: Иконы кон. XIII - 1-й пол. XV в. : Кат. М., 1991. № 51 1-7. С. 230-231; ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. № 72-77. С. 161-169. М. А. М. Рубрики:

В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

папа римский иоанн павел совершает божественную литургию визант обряду сослужении духовенства вен-герской греко-католической церкви мариапоч венгрия авг 1991 | иоанн павел папа римский совершает божественную литургию византийскому обряду сослужении духовенства венгерской греко-каталоческой церкви авг 1991 марианоч венгрия | кубикула льва катакомбах коммодиллы 375–380 | преподобных пустынников египетских огнем дымом уморенных | глава католиков англии лидер англикан совместно совершили экуменическое богослужение |

Источник текста


Постоянная ссылка: ВЫСОЦКИЙ ЧИН
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера