> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Экзегетические труды Оригена: Гомилии на Ветхий Завет

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015
В начало текстаВ конец текста
Перейти на главную страницу журнала «Альфа и Омега» В истории древнецерковной литературы Ориген занимает почетное место первого экзегета в собственном смысле этого слова. Согласно характеристике Д. Леонардова, «заслуги Оригена в качестве толкователя Священного Писания были беспримерны. Стоя на рубеже двух веков, Ориген, подобно тому как Сократ в греческой философии, своими комментариями образовал, так сказать, водораздел для дальнейших направлений, течений научного исследования боговдохновенных Писаний. Самая значительная часть того, что есть ценного в последующих комментариях, как древних, так и новых, обязана своим происхождением ему. Глубокий мыслитель, точный грамматик, усерднейший труженик и ревностный христианин, он не только заложил основание, но в известной степени построил все здание библейского истолкования. “Тетраплы” и “Гекзаплы” Оригена послужили основанием всей критики текста. В “Гомилиях” представлены замечательные образцы общедоступного, народного истолкования Слова Божия. Его “Схолии”, погибшие, к величайшему несчастию, для науки, вероятно, были самыми ранними и лучшими опытами делаемых на полях пояснений, заметок. Наконец, его “Комментарии”, несмотря на аллегорический метод, часто приводивший только к афористической философии, с искусственным применением ее к библейским текстам, несмотря на ложные начала троякого истолкования, составляли и до сих пор составляют неиссякаемый рудник полезных, глубоких идей, в котором все его последователи откапывали себе как бы драгоценные металлы». И вообще, “Ориген — это глубоко верующий в Божественный авторитет Священного Писания толкователь. Его методический экзегезис принят в основание богословами всех времен”

1. По мнению М. Симонетти, Ориген систематизировал и придал четкую форму характерным чертам предшествующего церковного толкования Священного Писания. Он не только расширил и углубил полученное наследие, но и упорядочил его в соответствии с точными методологическими критериями в некий стройный синтез. Другими словами, Ориген сделал из библейской герменевтики науку в подлинном смысле этого слова

2. Его многочисленные экзегетические творения подразделялись на три категории: 1 (схолии, 2) гомилии (проповеди, беседы) и 3 (толкования) комментарии (. Причем, по наблюдению одного исследователя, гомилии Оригена были ближе к современному типу лекций; в комментариях же он обращал преимущественное внимание на духовное разъяснение текстов Священного Писания, а в схолиях касался конкретных затруднений, связанных с тем или иным местом Писания)

3. Блаженный Иероним так характеризует деятельность Оригена как толкователя Библии: “Писания знал он на память и в трудах объяснения их работал дни и ночи. Тысячу и более того бесед сказал он в церкви, издал кроме того бесчисленное множество комментариев, которые он называет

4. Что же касается схолий, то, судя по свидетельству блаженного Иеронима, Ориген написал ряд схолий на книги Исход, Левит, книгу пророка Исаии, Псалтирь (псалмы 1–15) , книгу Екклезиаста и Евангелие от Иоанна; Руфин еще говорит о схолиях на книгу Чисел. Из этого большого числа произведений данного жанра сохранилось очень и очень немногое: схолии дошли до нас в основном посредством экзегетических катен. А спецификой этого жанра древнецерковной письменности является то, что цитаты из творений различных Отцов и учителей Церкви здесь часто надписываются не именами их подлинных авторов; кроме того, довольно редко указываются произведения, из которых заимствована та или иная выдержка. Поэтому пока не проделана колоссальная работа по вычленению подлинных схолий Оригена и собранию их, трудно говорить о нем как о “схолиасте” Священного Писания. Можно только отметить, что четыре схолии на книгу Исход дошли в “Добротолюбии” святителей Василия Великого и Григория Богослова

5. Если судить по ним, то следует сказать, что схолии Оригена были достаточно обширными: в них он толковал как отдельные фразы Священного Писания, так и небольшие отрывки текста. Например, в одной схолии объясняется смысл фразы Господь ожесточил сердце фараона ( Исх 9: 12; 10: 27; 11: 10 ) , которую дидаскал понимает в аспекте Божественного “врачева­ния”; эта же тема продолжается и в схолии на Исх 7: 1–5. Другими словами, схолии Оригена возникли скорее всего как его черновые записки и пометки в ходе трудов над Священным Писанием.

Зато достаточно хорошо известны нам гомилии Оригена, которых сохранилось 279. Практически все они относятся к позднему (кесарийскому) периоду его жизни

7, сохранилось интересное свидетельство: когда Ориген был почтен священством в Церкви (honore presby­terii in Ecclesia praeditus fuerit) , то он почти ежедневно проповедывал в храме и “тахиграфы” записывали эти проповеди, чтобы передать будущим поколениям поучения знаменитого учителя

8. Правда, церковный историк Сократ сообщает, что свои проповеди Ориген произносил, следуя александрийскому обычаю, лишь в среду и пятницу на “неевхаристических” церковных собраниях

9, однако в данном случае вряд ли можно доверять Сократу, ибо он литургическую практику V в. переносит на III в. 10.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

номоканон при большом требнике | ноеву ковчегу | часовня креста господня при никандровой пустыни | па­мять свя­тых му­че­ни­ков про­кес­са мар­ти­ни­а­на | по­дви­ги стра­да­ния свя­то­го апо­сто­ла ан­дрея пер­во­зван­но­го |

Источник текста


Постоянная ссылка: Экзегетические труды Оригена: Гомилии на Ветхий Завет
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера