ПРОТОКОЛ №3 | Отдел религиозного образования и катехизации Одесской ...

  001   002  003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Беловидов сообщает, что ему известна постановка преподавания Катехизиса, при которой вся тяжесть работы ложится на законоучителя, а не на учеников, причем достигались прекрасные результаты в смысле не только отчетливого знания, но и понимания Катехизисных истин. Законоучитель объясняет почти каждое слово Катехизиса путем сообщения церковных, священно-исторических и бытовых рассказов, воспроизведением литературных образцов, и уже после такой подготовки делается вывод катехизической истины в точной формулировке. Для облегчения запоминания и понимания тексты выписывались на классной доске и после объяснения и разбора (иногда даже этимологического и синтаксического) заучивались наизусть всем классом. Труд, разумеется, для законоучителя очень и очень тяжелый, но трудность изучения не может умалять значения доводов о. Сергия Четверикова.

В. В. Зеньковский предлагает компромиссное решение: нельзя ли выработать, начиная в 4-го класса, два варианта распределения материала по Закону Божию на выбор законоучителя. На это о. Председатель замечает, что подобная двойственность недопустима в программе, после чего В. В Зеньковский отказался от своей мысли, заявить, что, так как мы стремимся вообще к унификации программ, то наличность двух вариантов действительно могла бы породить большие неудобства при переходе учащихся из одной гимназии в другую.

О. Председатель останавливает еще внимание присутствующих на той громадной роли, какую играет в данном случае продолжительная традиция нашей школы. Перемещение катехизиса с занимаемого им места на многих произвело бы впечатление какого-то чрезвычайного переворота, который тяжко было бы воспринять и оправдать. И Высшая Русская Церковная Власть за границей в лице Архиерейского Синода согласилась на один урок Закона Божия в старших классах лишь из желания во что бы то ни стало сохранить освященный давностью порядок религиозного просвещения детей.

В. К. Недельский указал на прекрасную постановку обучения катехизисным истинам в католической церкви, где катехизис никогда не откладывается на старшие школьные классы и где это дело поставлено так успешно, что, как он хорошо знает из собственного опыта по жизни в бывшем Северо-западном Крае России, религиозные споры католиков с православными, к сожалению, всегда почти кончались не в пользу православных, не обладавших такими твердыми и отчетливыми познаниями в области своей веры, какими обычно располагала противная сторона. Что касается отрицательных впечатлений от фактического положения данного дела во многих случаях, то они в значительной степени обуславливаются неприятными реминисценциями из более или менее далекого прошлого, когда действительно в преподавании Катехизиса бывало немало методологических и психологических неправильностей. Но ведь в новейшее время законоучительская мысль и практика так далеко подвинулись вперед, что эти неудобные погрешности все более и более уходят в область прошлого.

Принимая во внимание изложенные методологические и жизненно-практические соображения, Комиссия решила сохранить преподавание Катехизиса на его прежнем месте, но только не распространять его на два года, а сосредоточить в одном четвертом классе и, в виду этого прохождения Катехизиса только в одном классе, признано допустимым возможное сокращение заучиваемых текстов. ПЯТЫЙ КЛАСС. — Предварительным Совещанием предположено в пятом классе прохождение общей истории Церкви. Обмен мнениями о. Председатель начинает просьбой, чтобы эта часть Закона Божия изучалась не по господствовавшему доселе в средних учебных заведениях учебнику Прот. П. Смирнова, в котором история Церкви для учеников старших классов излагается в форме кратких эпизодов, не всегда точно излагающих и верно освещающих христианскую жизнь. В этом учебнике не представляется внутренняя сторона церковной жизни, как она кристаллизовалась на протяжении веков. О. Протоиерей полагал бы ввести такое подразделение отделов курса истории Церкви: 1 (внешнее состояние Церкви) распространение христианства, гонение на христиан от иудеев и язычников (; 2) состояние вероучения в Церкви Христовой (источники вероучения, мужи апостольские, ереси и расколы, борьба Церкви с ним, вселенские соборы, отцы и учители Церкви) , 3 (христианская жизнь) влияние христианства на личную, семейную, общественную и государственную жизнь, монашество (; 4) богослужение (христианские храмы, постепенное развитие и установление чина богослужения, наиболее известные песнопевцы церковные, праздники и посты) ; 5 (церковное управление. К изучавшемуся доселе церковно-историческому материалу о. Председатель предлагает присоединить общий обзор состояния Западной Церкви после отделения от Восточной. Чтобы иметь представление о движении религиозной мысли на Западе, нужно познакомить юношество с англиканством, старо-католичеством, мариавитством, и т. п. Эти сведения ценны и в воспитательном отношении, т. к. покажут юношам, как англикане путем исторических исследований, а старокатолики догматическим методом все ближе и ближе приходят к признанию истинности Православной Церкви.)

Проф. Зеньковский поддерживает сделанное о.
  001   002  003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

притча страшном суде клеймо иконы страсти господни евангельских притчах 1547 иконописцы останя яков михайло якушенко семен высокий глаголь благовещенский собор московского кремля | орел символ евангелиста иоанна богослова мозаика сант-аполлинаре классе равенне 671–677 | фрагмент греч перевода диатессарона iii содержащий параллельные места евангелий нью хавен йельский ун-т | учитель старших классах professeur | пример обмен голосов клаузуле benedicamus domino благословим господа фрагмент ркп laurent plut 29.1 fol 40v |

Источник текста


Постоянная ссылка: ПРОТОКОЛ №3 | Отдел религиозного образования и катехизации Одесской епархии
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера