«Идите вперед и не оглядывайтесь!» Православие.Ru

  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
У меня никогда не было неприятия монашества, хотя бы потому, что я родился под стенами Свято-Троицкой Сергиевой лавры – в десяти километрах от нее. Воспитывался в Ильинском храме, куда родители часто приводили меня. Мне все нравилось в церковной жизни, несмотря на то, что это было трудное время. С годами я стал в лавре «своим» человеком. Ко мне хорошо относились и монахи, и преподаватели духовной академии. Я часто оставался в монастыре в ночь с субботы на воскресенье. Помню, что снаружи дежурила милиция, и ребятишек вылавливали представители власти − лишний раз носу нельзя было высунуть из трапезной. С детской любознательностью я наблюдал школу монашества во всех ее проявлениях, и когда учился в шестом классе, решил, что стану священником. Позже поступил в семинарию.

Моим духовником в детстве и юности был отец Тихон (Агриков) , который никогда меня не подталкивал к монашеству. И лишь когда я написал ему, что у меня не сложились отношения с девушкой, отец Тихон ответил мне: «Тебе быть монахом. Хорошо подумай об этом». Эти слова как волю Божию принял и владыка Филарет, позже митрополит Минский и Слуцкий, а тогда – ректор духовной семинарии, у которого я был иподиаконом в годы учебы в семинарии. Владыка был моим духовным наставником, и я многое почерпнул от него. Он сказал, что после такого ответа рассуждать больше не о чем. Решение было принято. Утром подал прошение о монашестве, а примерно в три часа владыка ректор привез из Патриархии благословение Святейшего Патриарха Пимена на пострижение в монашество.

Как монах и священник я сформировался не в России. После окончания Московской духовной академии я некоторое время исполнял послушание референта в Отделе внешних церковных связей, а потом был направлен в Прагу, где представлял Русскую Православную Церковь при Христианской мирной конференции. Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей, Царство ему Небесное, очень много дал мне. Владыка, может быть, не обладал светским лоском и не блистал образованием, но имел огромный жизненный опыт, многое знал, понимал и был очень мудрым и духовным человеком. Я с удовольствием общался с ним и всегда был рад сослужить ему. С ним было интересно беседовать, и, слава Богу, он терпел меня.

Затем я шесть лет нес послушание в Швейцарии, уже будучи епископом. Женева, где я учился у своих прихожан-эмигрантов, стала для меня хорошей школой, за которую благодарен Богу. В те годы приход Зарубежной Церкви по политическим причинам не общался с нами, но священник тайно приходил ко мне, и мы общались, можно сказать, нелегально. Возглавлявший кафедру архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Бартошевич) был строгим и страшно не любил приезжавших из Советского Союза. С ним было довольно трудно находить общий язык и нам, и нашим прихожанам. Многие из них имели дворянские титулы, хорошо знали церковную жизнь дореволюционной России, и для меня общение с ними было своего рода знакомством с другим миром и одновременно хорошим поводом для смирения. Когда секретарь куда-то уезжал, я сам готовил им чай, развозил их по домам, они капризничали, чего-то от меня требовали, делали мне замечания, в общем, держали меня в тонусе.

У современных людей есть определенное представление о монашестве; принято считать, что путь монаха связан с удалением от мира, уединением. В наше время монастыри ведут большую социальную, просветительскую, хозяйственную деятельность. Сан архипастыря также неизбежно предполагает исполнение разного рода должностных обязанностей, деловое общение, плотный рабочий график… Владыка, как монашество сочетается с необходимостью постоянной деловой активности?

Если мы посмотрим на историю возникновения монашества, то увидим, что общежительные монастыри начали создаваться в IV веке. Анахоретство, или отшельничество, каким бы ни казалось привлекательным, – все же путь избранных. Да, на какое-то время для внутренней работы или поста человек уходит в пустыню, как это делали преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие святые, но потом он должен вернуться. Из житийной литературы мы знаем, что люди высокой духовной жизни возвращались из затвора, чтобы делиться приобретенным опытом. Но и приобретая его, они нуждались в совете и наставлении. Им было необходимо проверять, те ли мысли их посещают, тот ли настрой они имеют… Общежительные монастыри возникали не потому, что людям становилось скучно в одиночестве, а потому что духовная жизнь предполагает как внутренний контроль, так и контроль внешний. Игумен как глава монашеской общины несет ответственность, прежде всего, за духовное состояние монашествующих. Чтобы не уклониться с правильного пути, не впасть в прелесть, избежать соблазна, инокам необходимо руководствоваться общими правилами духовной жизни. Общежительный монастырь тем и силен, что человек становится созидающим для своей общины.
  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

синодальный отдел монастырям монашеству русской православной церкви |

Источник текста


Постоянная ссылка: Идите вперед и не оглядывайтесь!» Православие.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера