Учение о предопределении Апостола Павла в свете творений отцов и ...

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
Тема предопределения является одной из тех тем богословия, которые оказали свое влияние как на развитие богословия, так и на формирование мировоззрения общества в целом. Особое место эта тема занимала в формировании потребительской этики западного общества.

. Неудивительно, что именно эта док­трина стала главным поводом многочисленного обращения протестантов США в Православие. Том Браун, диакон православного прихода в Америке в 2011 г. на встрече со студентами СПбДА среди прочего заявил: «Православие — это самая быстрорастущая деноминация в Америке. Наши главные деноминации теряют своих членов, которые переходят в Православие… Америка страдает от потребительских традиций. В протестантской церкви происходит тот же самый процесс. Людям это надоело. Они начинают понимать, что связь с Богом значительно важнее… Людям нужен мощный непоколебимый исторический якорь, на который можно опереться в своей вере»

Теперь обратимся к комментариям отцов и учителей Церкви и уже в их свете рассмотрим каждый из приведенных отрывков посланий ап. Павла. Рим. 8: 29, 30 «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправ­дал, тех и прославил».

Согласно Оригену, Бог предузнает только добрых, поскольку «все злое счи­тается недостойны Его знания или предузнавания». Т. е. Ориген отрицает предузнание и, соответственно, предопределение злых людей (Комментарии на Послание к Римлянам) [8]. Что же касается понимание смысла слов ап. Павла о предопределении, то оно вполне совпадает с мнением последующих отцов и учителей Церкви, которые мы сейчас рассмотрим.

По Диодору Тарсийскому, Амвросиасту [9] и Феодориту Кирскому, Господь пре­допределяет тех, чей выбор и веру предузнал. Т. е. Бог предвидел выбор и веру праведников и уже на основании этого выбора предопределил, не нарушая свободы их воли (Диодор Тарсийский. Фрагменты; Амвросиаст. Комментарий на Послание к Римлянам; Феодорит Кирский. Толкования на послания св. Павла;) [10]. Все комментарии перечисленных отцов на обозначенный отрывок можно выразить одним комментарием Феодорита Кирского: «Чей выбор Бог предведал, тех Он предопределил изначально. А предопре­делив, и призвал; потом, призвав, оправдал крещением; оправдав же, просла­вил, наименовав сынами и даровав им благодать Всесвятого Духа. Но никто да не утверждает, что причина сего — предведение, потому что не предве­дение соделало их таковыми, но Бог задолго предвидел будущее, потому что Он — Бог… Бог не доводит до необходимости одного преуспевать в добро­детели, другого же делать зло. Ибо если бы Сам принуждал к тому и другому, то несправедливо было бы одного провозглашать победителем и увенчивать, а другому определять наказание [11]. Тут стоит особо выделить толкование прп. Ефрема Сирина. Оно немного от­личается от экзегезы вышеуказанных отцов. Преподобный понимает под пре- дузнанием — обетование спасения, а под предопределением — призвание к этому спасению всех христиан. Согласно Ефрему Сирину, Господь «коих предузнал, то есть с того дня, как дал им обетование, и призвал (предопределил) тех сооб­разными становиться Сыну Своему» 11. Особой оригинальностью отличилась экзегеза блж. Августина. Его толкова­ние было совершенно противоположно толкованиям указанным раннее.

К слову, в своих первых сочинениях (т. е. 386 — 410 гг. — когда он придер­живался концепции синергии благодати и свободной воли и только начинал разрабатывать учение о предопределении) блж. Августин еще не учил о двой­ном предопределении. Но в них он еще и не обращался к экзегезе обозначен­ного отрывка послания ап. Павла [12] [13]. Поэтому обратимся к поздним сочинениям блаженного.

Согласно поздним сочинениям (после 410) блж. Августина слова ап. Павла о предопределении нужно понимать в качестве предназначения одних ко спа­сению, других — к погибели. Такое понимание предопределения исключает свободный выбор человека в деле спасения: предназначенный спастись — обя­зательно будет спасен, предназначенный погибнуть — обязательно погибнет. И что бы они не делали — им не изменить предназначенную участь. В частно­сти в своем сочинении «Об упреке и благодати» блж. Августин пишет: «Итак, те избраны, как уже часто говорилось, кто призваны по намерению [Божию]; они также и предопределены, и предузнаны. Если кто-либо из них погибнет, то погрешает Бог, но никто из них не погибнет, ведь Бог непогрешим. Если кто-либо из них погибнет, то Бог бывает побежден человеческой порочностью, но никто из них не погибнет, ибо никакой вещи не победить Бога. А избра­ны они для царствования со Христом; не так, как был избран Иуда на дело, к которому был пригоден. Ибо он был избран Тем, Кто умеет даже и злыми пользоваться во благо, так что через проклятое дело [Иуды] Он исполнил то по­четнейшее дело, ради которого пришел.
 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

блаженные иероним стридонский августин гиппонский свт григорий великий диптих боэция vii-viii христ музей брешиа италия | перенесение мощей свт иоанна златоуста апостолов к-поле миниатюра минология василия 1-я четв vat 1613 985v | блаженный иероним стридонский | заключение сатаны тысячу лет бездну миниатюра лицевого апокалипсиса толкованиями архиеп андрея кесарийского кон xvi ргб егор 1844 | блж иероним стридонский роспись библиотеки папы сикста ватикан 2-я пол 70-х художники гирландайо |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Учение о предопределении Апостола Павла в свете творений отцов и учителей Церкви II — VIII вв.
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера