Источник текста

Слушатели евангельских слов / Православие.Ru


Нравится Слушатели евангельских слов О Симеоне Столпнике сказано, что он услышал на службе в храме заповеди блаженства. Они запали ему в душу, и Симеон, тогда еще мальчик совсем, захотел знать их смысл. Нашелся пожилой человек, объяснивший будущему подвижнику слова Господни о духовной нищете, о кротости, о милости, о чистоте сердца. Вскоре Симеон бежал тайком из дома в поисках жизни трудной и непостижимой, приводящей человека от земли на небо.

Об Антонии Великом сказано, что однажды в храме он, будучи еще совсем молодым человеком, услышал призыв Христа, обращенный к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19: 21 ) .

Эти слова Антоний почувствовал как обращенные к нему лично, и хотя не обладал большим имением, вскоре отказался от всего и начал упражняться в молитвах непрестанных и посте строжайшем.

Когда говорю об этом, думается мне нечто очень простое и вместе с тем таинственное. Люди, представляющие собой великое сокровище Церкви, люди, сравнимые с яркими звездами на церковном небе, начинали свой великий труд ради Господа Иисуса Христа с того, что в один прекрасный день евангельское слово вонзалось в их сердце, как сладкий шип. Сердце уязвлялось любовью к Богу и стремлением к иной жизни, как говорится в молитвах: «Сердце мое в любовь твою уязви ». Эта сладкая рана, по сравнению с которой уязвление земной любовью похоже на укус комара, вела их по жизни долгие годы и влекла на б о льшие труды и заставляла забывать то, что было, стремясь к тому, что будет.

Мы ведь то же самое Евангелие слышим и читаем. Почему оно не творит в нас такого переворота в мыслях? Почему не влечет любовными узами к жизни лучшей и чистейшей? Почему не воспламеняет сердца в ту же меру, что и у лучших сынов Царства?

Может, мы по-другому читаем Евангелие? Не как Книгу Жизни, а лишь как одну из книг, необходимых при богослужении?

Может, мы не так слушаем Евангелие? Не как голос Пастыря, зовущего Своих овец, а как что-то другое, уж и не знаю что? Может, слышим просто протодиаконский рык или шепот старенького протоиерея?

Вопрос даже не в том, почему после прочтения Евангелия вот уже несколько столетий подряд никто не уходит из наших храмов в места пустынные ради отшельничества или столпничества. Возьмем планку ниже. Вопрос в том, почему далеко не каждый человек, выходящий из храма, способен четко ответить на вопрос, что читалось сегодня в храме из слова Божия.

Не удерживаем мы в памяти живые слова, не фиксируем, не объясняем и не разжевываем. А то, что проглочено цельным куском, по необходимости плохо усваивается.

Некоторые тексты мы поем, например те самые заповеди блаженства, услышав которые, изменил свою жизнь Симеон Столпник. И поскольку поем, то к словам примешивается мелодия, желающая быть соперницей слову по красоте и запоминаемости.

Со своим служебным отношением к слову церковная музыка давно распрощалась. Она стала яркой, эффектной, многоголосой, временами – крикливой и страстной. Своими полуоперными раскатами она то и дело мешает понять, почувствовать и запомнить, что же, собственно, поется. Вещи смысловые и сущностные спрятались за стеной красивости.

Церковный обряд, созданный для того, чтобы облегчить понимание Евангелия, при неправильном к себе нашем отношении способен усложнить понимание Евангелия.

Дайте человеку, как говорил один из персонажей Лескова, «до Христа дочитаться» – и вы сделаете его прежний образ жизни – теплохладный и вялотекущий – невозможным. Может очень даже случиться нечто, сказанное об Алеше в романе «Братья Карамазовы»: «Алеше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему. Сказано: “Раздай все и иди за мной, если хочешь быть совершен”. Алеша и сказал себе: “Не могу я отдать вместо " всего " два рубля, а вместо " иди за мной " ходить лишь к обедне”».

Ввысь повлечет человека евангельский голос Господа Бога. И это «ввысь» будет означать также и «вглубь». Тот же Симеон Столпник слышал Голос, повелевающий: «Глубже копай». Именно копая вглубь себя, он взошел на столп и провел на нем 37 лет.

И опять-таки дело не в том, чтобы все люди всходили на столпы или массово оставляли работы и семьи, устремляясь в места дикие и пустые. Миллионам наших крещеных соотечественников надо сначала научиться «отдавать два рубля и ходить к обедне», что представляет из себя подвиг подлинный и для многих весьма трудный.

Но нужно также, чтобы раз за разом, время от времени в каждом поколении находился в народе человек, которого пронзит на службе «глагол, проповеданный с силою многою», и для которого с этого момента начнется новая жизнь, зовущая к почести небесного звания.

Христианский народ бесплоден, если в нем не рождаются, не являются святые. Без подлинных носителей Духа христианский народ – это соль, потерявшая соленость. Если же Божии избранники рождаются и исходят на труды, то моментом «зачатия» нового избранника чаще всего является слышание Христовых слов за богослужением.

Оно вечно новое – Евангелие. Его нужно слушать таким свежим и девственным ухом, словно ты всякий раз делаешь это впервые. В сущности это великий подарок. Потому и говорится: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим».

Святой Лука-исповедник, архиепископ Симферопольский, в автобиографической книге «Я полюбил страдание» свидетельствует о себе следующее. В один из тяжелейших периодов его жизни, когда он дерзнул оставить служение пастырское и занимался только служением врачебным, знакомый наизусть евангельский текст заставил его трепетать как осиновый лист. Это был текст о явлении Воскресшего Христа ученикам на озере Тивериадском и о разговоре с Петром. «Симоне Ионин, любиши ли Мя? » – трижды спрашивал Господь, а Лука, стоявший за службой, содрогался от страха, чувствуя, что вопрос задается именно ему.

Он слышал эти слова и читал их сам несметное количество раз. Однако наступил день, когда эти слова были не просто рассказом о разговоре Господа с Петром, а словами, бьющими в самую больную точку его собственного сердца. «Любиши ли Мя? Паси агнцы Моя».

Подобное должно происходить и происходит в нужное время со всяким богомольцем, внимательным к слову Божию и к своему сердцу. «Любишь ли Меня? », «Зачем ты усомнился, маловер? », «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», «Пейте от нее все, сия есть Кровь Моя», – эти и многие другие слова нужно пережить как обращенные ко мне лично.

И пусть святость, подобная святости Симеона или Антония, не родится от моего слышания Господних слов. Но любовь, и слезы, и сердечный трепет, а вместе с ними и перемена жизни, пусть малая и незаметная, не родиться не смогут. И так, как капли постепенно наполняют чашу, наберется со временем и у меня от этих малых встреч с Господом живая влага, достаточная, чтобы утолить жажду.

Комментарии Наталия 22 января 2012, 17: 02 Спаси Христос! Статья сильная, затрагивает самые сокровенные струны души, заставляет по-другому посмотреть на свою жизнь и поддерживает в минуты маловерия. Простите Христа ради, и дай Бог здоровья и долгих лет жизни отцу Андрею! Георгий 11 декабря 2011, 01: 27 Спаси и сохрани нас, Господи!!! Михаил 29 ноября 2011, 22: 10 «Любишь ли Меня? »-Как кратко и пронзительно, до слез, выворачивает душу. Каков дам ответ? На словах " Да " , а на деле? Господи, даруй нам благодать Твоей любви! «Зачем ты усомнился, маловер? »-Истина Божия нам явлена, очевидна, понятна. Но нет в нас твердого намерения встать на путь спасения. Как пишет прп. Ефрем Сирин в покаянных мо-литвах (изложение не дословное) : " Каждый день воздвигаю храм души своей и сам, своими руками его разрушаю... " Верую, Господи! Помоги моему неверию! «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» -Готов ли мой дом -мое сердце ко встрече с Господом? Есть ли в нем место чисто? Весь проказися... Нет места чиста... Господь стучит в наши сердца! А мы что? Где сокровище нашего сердца? Господи, по вели-цей милости Твоей, помилуй нас грешных! Спасибо, отче Андрее за то, что данный Вам Божий дар " Слова Живого " падает в наши сердца, иссохшие и страждующие по Животворящей Влаге и помогает нам грешным увидеть правду, кто я есть, без самообмана и самообольщения и в тоже время без впадения во грех уныния и отчаяния. Ибо: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь». Алексей 20 октября 2011, 13: 33 простите мя грешнаго и недостойного раба Божия Алексей 20 октября 2011, 01: 20 а также недостойного и убогого, прости меня Господи.... Алексей 20 октября 2011, 01: 16 Простите меня грешнаго Людмила 19 октября 2011, 19: 01 Алексею. Никто никого (упаси, Господи) не осуждает и себя хорошими не делает. Просто люди, которые не просто приходят в церковь, но живут Ею, не могут оставаться равнодушными. Мы все разные, по-разному воспринимаем любую информацию, посему и возникают противоречия. И, слава Богу, что имеем возможность общаться. А благодарность о. Андрею за труды высказывается довольно часто (присоеденяюсь) , да и наши отклики подтверждают, что статьи " задевают " за живое. Не могут все говорить одинаково, а вот обижаться не стоит. Спаси нас всех, Господи! Алексей 17 октября 2011, 19: 13 очень хорошая статья, я вот какие не читал все хорошие и не пойму как некоторых осуждают, вместо того чтобы благодарность напмсать пишут всякое... . я на многих форумах заметил один грех - прекословие, много очень всяких противоречий, да я на некоторых статьях видел один спор, не знаю поправьте меня если не так, может люди забыли про это... осуждаем кого нить как хотим, я стараюсь иногда воздержаться от комментариев, не хочу быть лицемером, разве не написано в Евангелие “Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучек из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” ( Матф. 7: 4–5 ) Григорий 16 октября 2011, 21: 43 Когда спросили у А. Блока: «Почему вы не ходите в храм? », он ответил, что там говорят о Несказуемом. Как можно понимать при современной страстной жизни сокровенный глагол Божий. При чтении нами илли слышании в храме Слова Божия Сам Господь говорит с нашим сердцем. Сакраментльное, глубоко интимное, личностное общенние будет ли доступно уму, в первую очередь сердцу, поражённому страстями? Ищет ли человек, современный прихожанин, Господа, Спаситея своего, всем сердцем? Или же, в надежде пожертвовать двумя часами личного времени столь драгоценной жизни, взамен собственных усилий он надеется получить обещанное благо, на самом же деле нисколько не принудив себя хоть чуточку исправиться, в силу ожидаемых обещанных даров, ожидает обетованной манны небесной. Тудно это, понять элементарное, что лишь чистые сердцем Бога узрят. Увидят сердцем, потом и умом поймут, но сначала очистят сердце покаянием, причём слёзным. А без этого никак. Евангелие умом можно только запомнить, а понять его можно, только начав жить по нему. Дорогие мои, всё в храме поемое и читаемое понятно, если вы нуждаетесь в Спасителе и в храме Божием пришли найти исцеление. Наталья 15 октября 2011, 23: 08 Александру: Знаете ли, что означает слово " святой " ? Свыше ятый -- то есть взятый Тем, Кто выше всех. Учите свой родной язык, и тогда будете понимать и Слово Божие, и речь человеческую. (Наверное, скажи вам что-нибудь типа " прогуглить в нете " , и никаких вопросов не возникнет, всё сразу ясно будет.) Людмила 15 октября 2011, 19: 23 2. Я, конечно, понимаю, что Ваша статья имеет другое направление и адресат, но людей, стремящихся, хотя бы быть, а не называться христианами очень мало. Тут я согласна с о. Димитрием Шишкиным, который в своей недавней статье сказал, что надо обратить внимание на образ жизни. Да при нашей гордыне, без страха Божия, недостатке времени на молитвы и душеполезные книги, без смирения -что может родиться в наших холодных душах. Потому, как путь духовный-это труд. Любовь=это жертва, отдача полностью самого себя. Но если не святыми, но хотя бы православными христианами в истинном понимании этого слова, мы можем быть! Еще раз прощу прощение, если кого обидела. Накипело. Спаси всех, Господи! Р. S. Может, стоит подумать над " просвещением " невоцерковленных. Потому, как человек, " захожанин " , делая что-то не так, слышит в свой адрес даже просьбу изменить поведение, затем вопиет, что, де в церкви его обругали. Поневоле становишься " православной ведьмой " . Уж очень хочеться хотя бы расслышать, о чем же говорилось сегодня в Евангелии. Людмила 15 октября 2011, 18: 44 Герману моя благодарность и поддержка. Отче Андрей! Я, наверное, скажу неприятную вещь (от слова вещать) . Но от священников тоже много зависит. Какие там святые и отшельники. Я не знаю, откуда берутся люди, превращаюшие литургию в балаган, делающие, кому что на ум взбредет во время службы и при этом утверждающие, что у них в храмах (в Лавре!) все позволено. Иногда случаи просто комично-трагические. Одна женщина во время литургии спрашивает: " А когда будет литургия? " На мой ответ, что уже идет- " Да разве это литургия? Вот у нас в Киево-Печерской Лавре... " На просьбу одеть платок и юбку, узнаешь, что в Сергиевом Посаде ходят как хотят, даже слова никто не скажет. Просишь не подходить с сумками к мощам, или никакой реакции, или, говорят, что они бояться таких нападок с нашей стороны. Примеров множество. И удивляться, видя абсолютно пустые глаза (слава, Богу, не у всех) во время чтения Евангелия не приходится. Люди не знают элементарного. Александр 14 октября 2011, 23: 31... Вера твоя спасла тебя - с этими словами священник коснулся Евангелием моей головы и я ясно осознал, что они относятся ко мне лично. Это было чудо. Это был ответ на мою просьбу, молитву о прощении и милости. " Не умру, но жив буду и повем дела Господни " Герман 14 октября 2011, 21: 51 Александр, ясный пень, язык-то непонятный, прямо ни одного слова не понять, ни одного предложения. А английский-то при этом с упорством учат, чтобы хавчик пожирней хавать. И никто не заставляет, и никто не просит. Ирина 14 октября 2011, 21: 32 Покрова Вам батюшка Пресвятой Богородицы и Ее помощи в Вашем пастырском служении. Спаси Вас Господи! Каждая Ваша статья это маленькое зернышко " умного бисера " так радостно его найти Очень жаль, что нет больше Ваших бесед " На сон грядущим " по КРТ. Мария 14 октября 2011, 20: 05 Как всегда, Ваши слова, батюшка, в самую душу. Спаси Вас Господи! Александр 14 октября 2011, 15: 03 " Вопрос даже не в том, почему после прочтения Евангелия вот уже несколько столетий подряд никто не уходит из наших храмов в места пустынные ради отшельничества или столпничества. Возьмем планку ниже. Вопрос в том, почему далеко не каждый человек, выходящий из храма, способен четко ответить на вопрос, что читалось сегодня в храме из слова Божия. " На этот вопрос самый простой ответ: Евангелие читается на непонятном языке и поэтому остается чужим. Александр 13 октября 2011, 19: 45 Спаси Господи! Прочел и ужаснулся- как мы живем? Когда уже повернемся к Христу? Александр 13 октября 2011, 11: 25 Спаси, Господи! Максим 13 октября 2011, 05: 31 Отцу Андрею здравствовать во Христе! Не может быть Русь Православная без святых и отшельников во все времена. И среди нас, наверняка они есть и отшельники во славу Божию есть, только очень далеко ОТоШЛИ... Спаси Господи. Антон 12 октября 2011, 18: 43 Спаси Вас, Господи! Андрей 12 октября 2011, 16: 48 Земной поклон Вам и храни Вас Бог! Статья проникает глубоко в сердце как " сладкий шип " , но из-за душевной слабости своей и маловерия и лукавства не теряю как должно бы сознания, не предпринимаю первых, хотя бы малых, шагов к Богу, но плачу - плачу сердцем, но не навзрыд, а как от комариного укуса плачут, как от боли физической, но не как обухом по голове, а должно бы, да почаще бы! И дать уже себе ответ на главный вопрос статьи: «Любишь ли Меня? » Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Патриарший монастырь святой Феклы в Маалюле / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru | Священномученик Игнатий Богоносец / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru | Сирия / Православие.Ru | О Сирии, джихаде и похищенном митрополите Павле / Православие.Ru | Сирия. Осколки / Православие.Ru | Слушатели евангельских слов / Православие.Ru |
Слушатели евангельских слов / Православие.Ru ... Слушатели евангельских слов О Симеоне Столпнике сказано, что он услышал на службе в храме заповеди блаженства. Они запали ему в душу, и Симеон, тогда еще мальчик совсем, захотел знать их смысл. Нашелся пожилой человек, объяснивший будущему подвижнику слова Господни о духовной нищете, о кротости, о милости, о чистоте сердца. Вскоре Симеон бежал тайком из дома в поисках жизни трудной и непостижимой, приводящей человека от земли на небо. Об Антонии Великом сказано, что однажды в храме он, будучи еще совсем молодым человеком, услышал призыв Христа, обращенный к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19: 21 ) . Эти слова Антоний почувствовал как обращенные к нему лично, и хотя не обладал большим имением, вскоре отказался от всего и начал упражняться в молитвах непрестанных и посте строжайшем. Когда говорю об этом, думается мне нечто очень простое и вместе с тем таинственное. Люди, представляющие собой великое сокровище Церкви, люди, сравнимые с яркими звездами на церковном небе, начинали свой великий труд ради Господа Иисуса Христа с того, что в ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Слушатели евангельских слов / Православие.Ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"