Тема насильственной смерти в православной иконописи Православие.Ru

  001   002   003   004   005  006   007
В начало текстаВ конец текста
Почему бы не показать реальность нынешних одежд? Но не снижает ли изображение воина в камуфляжном костюме образ святости? Уж очень несоединимы эти элементы. Это, безусловно, эклектика» [21]. Существует и другая икона мученика Евгения, на которой он изображен без гиматия, но с автоматом Калашникова через плечо, на поясе подсумок (табл. 14) .

Источником иконографии, вероятно, послужил фотоснимок. Отсутствие плаща средневековых воинов положения не спасает. Камуфляжная форма с современными воинскими аксессуарами превращают икону не в моленный образ, а в некое пособие по боевой экипировке. Решит ли стоящие проблемы канонизация Родионова? Допустим, что таковая последует, но появятся ли «критерии, как изображать этого святого», в том числе и его житие в клеймах?

Канонизация адмирала Феодора Ушакова не выработала критерия изображения святого, подвизавшегося в Новое время. При создании иконы за основу был взят « Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова», написанный Петром Бажановым в начале ХХ века (табл. 15) . Вместо подзорной трубы, создатели образа вставили праведнику в руку развернутый свиток, аналогичный тому, что держат святители на средневековых иконах (табл. 16) .

В результате имеем опять эклектику, ибо, по признанию генерального директора церковной иконописной мастерской «Александрия» Валентина Берсенева, основным критерием для них было точное соответствие реальным мундиру и наградам XVIII века. По иконе действительно можно судить об отличии ордена от знака ордена, о том, как они сочетаются, как располагаются. Весьма натурально написана муаровая лента, приходящая в противоречие со стилистикой свитка. Реалистичность получилась, но не удался язык иконы.

Тем не менее, положительные примеры есть. Под руководством того же отца Александра Салтыкова студентами-изографами Свято-Тихоновского университета написана сложная многофигурная икона «Собор новомучеников и исповедников Российских», где особенно удачно найдены как раз сцены насилия в клеймах. Красноармейцы, совершающие расправы над новомучениками, представлены в характерных островерхих буденовках и обозначены темным цветом. Найдены соответствующие одежды святых, причем не только священнослужителей, но и мирян. Это не «шкатулочное» изделие под средневековье, а серьезная творческая работа, отличающаяся трезвостью анализа и пониманием литургичности иконного стиля (табл. 17–18) .

Выход для общецерковной практики состоит в возвращении к принципу написания икон, провозглашенному на VII Вселенском соборе: «Иконописание есть изобретение и предание их (святых отцов. – В. К.) , а не живописца. Живописцу принадлежит только техническая сторона дела, а самое учреждение очевидно зависело от святых отцов» [22]. Именно обращение к наследию святых отцов должно стать нормой для иконописца и священника непосредственно в процессе создания иконы. Использование святоотеческого опыта в со-служении иконописца и иерея, как это было на протяжении веков, принесет подобающий плод [23]. Сегодня приходится слышать и от духовенства, и от изографов о некомпетентности первых или вторых в вопросах богословия образа, однако чья-то некомпетентность не может оправдывать тех, кто нарушает многовековое каноническое устроение иконописания. Альтернативных вариантов здесь два: произвол самомышления иконника или волюнтаризм необразованного священника с плохим вкусом. В обоих случаях – это убиение иконы. Поэтому тема убийства может распространяться не только на литературную составляющую образа, но и на форму иконописи, ее смысл и предназначение.

В завершение подведем черту. Последним значительным церковным документом общепризнанно считаются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». И наша тема находит там отклик: «Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд, утверждая в отношениях между людьми главенство любви, решительно отвергает идею непротивления злу силою. Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было» [24]. Вот сегодняшнее суждение нашей Церкви. И оно согласно со святоотеческим воззрением по существу дела.

Табл. 18. Убиение праведников в Бутове. Клеймо иконы «Собор новомучеников и исповедников Российских». Конец ХХ в.

Святитель Игнатий Брянчанинов свое знаменитое «Слово о смерти» закончил так: «Изгнанники рая! Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай» [25]. И действительно: святые святых не убивают. В самом Царствии Небесном казни, убийства и даже иконы бессмысленны, ибо там торжествует жизнь вечная, там воочию человечество будет созерцать лик Божий.

Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. С. 45. [4] Деяния Вселенских соборов. Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. Казань, 1873. С. 116–118. Обращает на себя внимание упоминание епископом Астерием имени античного живописца Евфранора, жившего в середине IV века до Р. Х. Греческий писатель второй половины II века по Р. Х.
  001   002   003   004   005  006   007
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

храм свв новомучеников исповедников российских бутове | часовня новомучеников исповедников российских при храме царственных страстотерпцев | церковь новомучеников исповедников российских кинешме | часовня новомучеников исповедников российских селищах | церковь новомучеников исповедников российских строгино |

Источник текста


Постоянная ссылка: Тема насильственной смерти в православной иконописи Православие.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера