Тема насильственной смерти в православной иконописи Православие.Ru

  001   002   003   004  005   006   007
В начало текстаВ конец текста
Руководствуясь здравым смыслом, главное ведь – одержать победу, чтобы ликвидировать опасность со стороны неприятеля, сделать его своим союзником, как поступила Византия с Русью, а не тотально уничтожить противника, раз и навсегда забыв о его существовании. Даже Вторая мировая война, самая язычески кровожадная, закончилась капитуляцией Третьего рейха и милитаристского режима Японии, но не стиранием Германии и Японии с карты мира.

Тем не менее, не все в данной проблеме так просто. Из Ветхого Завета мы знаем об уничтожении многих народов с помощью Божией. На просторах Европы нашли свою погибель (от рук славян, франков, болгар) лютые и спесивые авары, они же обры. Существуют исторические симпатии между народами, но существуют и непреходящие антипатии. Каков выбор был у славянского племени дулебов, когда авары, не позволяя запрягать в телегу коня, впрягали женщин дулебских, не позволяя наводить мостов, переезжали реку по спинам дулебов? Вот здесь, наверное, правомерно и обретает свое одиннадцатое значение термин «поражать», в смысле «убивать», ибо «зло должно быть наказуемо обязательно».

Так возникает постановка вопроса о грехе и зле. Всякий ли грех есть зло? И всякое ли зло есть грех? Или между грехом и злом можно поставить знак равенства? Развязывание войны – несомненный грех, порождающий зло. Всякая война – несомненное зло, могущее служить наказанием за грех. Однако наказание бывает и не за грех. Достаточно вспомнить историю библейского праведника Иова, страдавшего ради посрамления сил тьмы. Но может ли оставаться грех без наказания? Христос молился о прощении Своих истязателей, ибо те «не знали, что делали» ( Лк. 23: 34 ) . Совсем другое отношение к сознательным и нераскаянным предателям. Об Иуде Господь не молился, а сказал, что ему лучше было бы не родиться ( см. : Мк. 14: 21 ) . В то же время, по мнению авторов Словаря библейского богословия, «наказание продолжает быть одним из звеньев, соединяющих грешника с Богом. Но христианин, живущий Духом, освобожден от наказания ( см. : Рим. 8: 1; I Ин. 4: 18 ) . Он признает, что наказание еще совместимо с любовью Отца, когда оно направлено к обращению ( I Тим. 1: 20; II Тим. 2: 25 ) . В наше эсхатологическое время единственное и истинное наказание – окончательное ожесточение ( II Фес. 2: 10; Евр. 10: 26–29 ) » [20]. Не потому ли самыми истребляемыми в мире сегодня остаются христиане? По данным религиозных правозащитных организаций, ежегодно убивают около 120 000 христиан. И скорее всего, это еще не окончательное ожесточение.

Сами же христиане не считают смерть наибольшим наказанием. Тягчайшей епитимьей являлось и является для них отлучение от святого причастия за проступки против Божественных заповедей ( душегубство, разврат, воровство и проч. ) . «Смертный приговор» в Церкви – это анафема.

Сегодня вышеизложенное пожелание Василия Великого воинам воспринимается не менее, а более остро, нежели в былые эпохи. А что изменилось? Разве войн стало меньше? Или мнение Святителя умаляет воинский подвиг? Чтобы понять актуальность 13-го правила, достаточно вспомнить те четыре иконы, по периметру которых иконописцы из Санкт-Петербурга вместо святых ликов разместили иконописные портреты 118 моряков, погибших в 2000 году на атомной подводной лодке «Курск» (табл. 12) .

Что получилось? В сакральное пространство иконы произволом ее создателей вошли непрославленные люди и наряду со святыми вольно или невольно стали моленными образами. Такая идея вызвала закономерную полемику среди священнослужителей, поскольку некоторые из погибших моряков могли быть даже некрещеными. Однако споры заставило утихнуть мнение, прозвучавшее из епархии: «Все подводники во время мученической смерти приняли крещение в водах Баренцева моря». Богу судить о правомочности этого крещения, но факт антиканоничности данных икон налицо. Патриарх Полиевкт с полным сознанием дела сопротивлялся нажиму императора Никифора Фоки, в противном случае византийским изографам пришлось бы писать аналогичные иконы павших воинов уже с Х века.

Как подобающую норму для подобных случаев можно привести строительство санкт-петербургского храма Спаса-на-водах в 1910–1911 годах. Так благочестиво была почтена память моряков, погибших во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Причем этот уникальный памятник воздвигли на народные пожертвования.

Но проблема при изображении новомучеников все-таки существует, в том числе и при изображении воинов, жизнь за веру положивших. Типичной неудачей представляется здесь икона Евгения Родионова, о которой уже писал протоиерей Александр Салтыков (табл. 13) .

Отец Александр подчеркивает, что мученик Евгений не канонизирован, «а потому и икона является не вполне канонической. Она очень странная. Очевиден пример весьма эклектичного подхода. У нас нет критериев, как изображать этого святого. Народная молва признает Евгения, убитого чеченцами на Кавказе, мучеником. Он изображен здесь в камуфляжном костюме с гиматием на плече. По всей видимости, художник, достаточно опытный в иконной технике, полагает, что если когда-то древние одежды были реальными одеждами, то теперь они уже стали символическими.
  001   002   003   004  005   006   007
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

храм свв новомучеников исповедников российских бутове | часовня новомучеников исповедников российских при храме царственных страстотерпцев | церковь новомучеников исповедников российских кинешме | часовня новомучеников исповедников российских селищах | церковь новомучеников исповедников российских строгино |

Источник текста


Постоянная ссылка: Тема насильственной смерти в православной иконописи Православие.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера