Из истории западного богословия: Бонавентура

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010 
В начало текстаВ конец текста


Пример святого Франциска Бонавентуру часто называют вторым основателем францисканского ордена, но не за какие-то реформы или преобразования устава, а главным образом за его учение о духовной жизни, за анализ жизни и идеалов святого Франциска и за практическое приложение этих идеалов в своих творениях и своей собственной жизни. Христианская жизнь для Бонавентуры есть “под­ражание Христу”. Для обоснования этого он использует августиновское учение “экземпляризма”: так же, как вечное и нетварное Слово Божие есть образец, согласно которому мир был сотворен ( Шестодн. P. 343; 426 ) , так и воплотившееся Слово в Своей земной жизни есть пример для подражания христиан. Согласно этому вечному Образцу возникло все множество разнообразных тварей. Поскольку ни одна тварь не может полностью выразить совершенство этого Божественного Образца, Бог создал множество вещей различных видов, которые в разной степени причастны этому Высшему Благу. Точно так же от воплощенного Слова Божия как источника благодати, святости и премудрости проистекают различные стадии христианской жизни — степени и порядки таинственного Тела Христова. И хотя совершенству Христа причастны все христиане, но никто не может достичь его во всей полноте. В результате существует множество степеней подражания Христу (Аполог. P. 242–245) . Согласно Бонавентуре, христианская жизнь, в которой человек подражает Христу в добродетелях, избегает порока, творит добро и добровольно и радостно переносит все ради Христа (Там же. P. 245) , различается внутри западной Церкви, поскольку ни один монашеский орден не может во всей полноте отразить совершенство Христа. Но несмотря на различия, украшающие Церковь, каждый монашеский орден есть школа совершенства, стремящаяся сделать своих монахов похожими на Христа в мыслях и действиях (О крыл. Сераф. P. 142–143; Аполог. С. 250а) . Каждый элемент христианской жизни в определенной степени должен делать человека сообразным Христу. Три основных обета — это пути подражания Ему: “Во Христе было что-то более превосходное, чем любой обет. Его человеческая воля была твердо устремлена на Отца. Для подражания этой воле мы принимаем обет бедности, милосердия и послушания, и таким образом, связывая и укрепляя нас, обеты делают нас сообразными Христу” (О Еванг. соверш. P. 187b) .

Бонавентура подчеркивает особую церковную миссию, которую Бог, по его мнению, возложил на святого Франциска: он был вестником новой эры покаяния и обновления в западной Церкви (О врем. P. 593b) . Это и стало целью основанного им монашеского ордена. Исполненный Святым Духом и пламенеющий любовью к Богу и ближнему, святой Франциск, по словам Бонавентуры, был охвачен тройным желанием: насколько можно полнее подражать Христу во всех добродетелях, прилепляться к Богу в постоянном созерцании и приводить к Богу души тех, за кого Христос пострадал и умер. Но поскольку в тот момент в западной Церкви еще не существовало монашеского устава, направленного к этой тройной цели, святой Франциск, наученный Святым Духом, составил новый устав, который мог бы направлять своих сынов по следам Христа как в деятельной, так и в созерцательной жизни, в такой бедности, которая давала бы им духовную свободу восходить на высоты молитвы и одновременно обнимать весь мир в предстательстве за людей (Опред. вопр. P. 338) . Следуя такому подходу, сам Бонавентура как генерал ордена придавал меньшее значение организации внешней жизни монахов, чем взращиванию внутреннего молитвенного духа и созданию правильных отношений по примеру Христа (О подр. Христу. P. 499–503; О врем. P. 579а–580а) . IV. Заключение Влияние, которое Бонавентура оказал на богословов схоластического направления XIII–XIV веков, было весьма глубоким и продолжительным. Комментарии на Сентенции и другие сочинения Бонавентуры использовали уже его современники Валь­тер Бруджский, Иоанн Пеккам и Матфей Акваспартский, для которых Бонавентура был образцом и учителем даже тогда, когда они шли своим путем, проясняя те моменты его учения, которые он оставил до конца не завершенными. Его влияние продолжалось даже после появления скотистской школы, поскольку многие положения, которые добавили ученики Дунса Скота к его метафизике, восходят к более практическому учению Бонавентуры. После усиления влияния скотизма учение Бонавентуры распространялось через Римскую Коллегию святого Бонавентуры, основанную в 1587 году папой Сикстом V. Капуцины сначала также были склонны следовать Бонавентуре, во-первых, как францисканцу и мистику, и во-вторых, как богослову и философу. Влияние Бонавентуры на богословов мистико-созер­ца­тельного направления всегда было самым глубоким. Начиная с XIII века Бонавентура рассматривался как руководитель и учитель духовной жизни, особенно на севере Европы, в Германии и Голландии. Мистико-созерцательные трактаты Devotio moderna (Новое благочестие) и Imitatio Christi (О подражании Христу) во многом обязаны своим появлением Бонавентуре. Творения Бонавентуры распространялись частью на латыни, частью в переводах; это особенно касается трактата О тройственном пути.

Opera omnia. 10 vol. Quarrachi, 1882–1902 (кроме ссылок на Краткое изложение богословия и Путеводитель, для которых мы указываем лишь нумерацию глав и параграфов) .

В. Л. Задворного. М., 1993. 3 Об этом см. подробнее нашу статью об Августине в: Альфа и Омега. 2000. № 2 (24) . 4 Ср. Псевдо-Дионисий. О Божественных именах. IV. 1. 5 Ср. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение… I. 8.

6 Термин condilectus (совозлюбленный) по отношению к Третьему Лицу Святой Троицы впервые встречается у западного богослова XII в. Ришара Сен-Викторского (De Trinitate 3. 14–15) .

7 См. О Божественных именах. II. 5–7. 8 Ср. с выражением Псевдо-Дионисия: phga…a qeТthj (‘Божество-источник’ в: О Божественных именах. II. 7) .

9 Обсуждение этого вопроса Бонавентура начал в “Комментариях” на Сентенции (T. III. P. 306–317) , продолжил в “Обсуждении вопросов о знании Христовом” (T. V. P. 37–43) и завершил в “Кратком изложении богословия” (T. V. P. 246–247) . 10 См. Псевдо-Дионисий. О небесной иерархии. III. 2; 3; VII. 3.

Перейти на главную страницу журнала «Альфа и Омега» Поскольку вы здесь... … у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847 Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010 
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

бонавентура |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Из истории западного богословия: Бонавентура
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера