Из истории западного богословия: Бонавентура

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010
В начало текстаВ конец текста
Поскольку сотворенные вещи обладают бытием и истиной по причастию, а не по сущности, их истина, или умопостигаемость, недостаточна для достоверности без присутствия и поддержки Божественной Истины (Комм. Сент. T. I. P. 639а; О зн. Христа. P. 23; Избр. проп. P. 569а) . С другой стороны, человеческий ум, будучи тварным, несмотря на свой естественный свет и познавательную способность, подвержен изменчивости и заблуждению, которые преодолеваются присутствием и действием в нем Божественных идей (Комм. Сент. T. II. P. 903а; О зн. Христа. P. 24a; Избр. проп. P. 569b) . Последние присутствуют в действиях человека как “образа Божия” для регулирования объекта и субъекта познания и для побуждения ума к согласию с истиной (О зн. Христа. P. 23b) . Но действия человека как “образа Божия” суть по преимуществу те, которые обращают его к Богу ( Комм. Сент. T. I. P. 83b; Путев. P. 304 ) . Таким образом, “Божественное просвещение” наблюдается в тех актах познания, в которых душа возвышается от твари к Творцу, когда она анализирует скрытое содержание тварного бытия и приходит к пониманию этого бытия через и во свете Первосущего (Комм. Сент. T. I. P. 504) . “Наш ум не может провести полный и исчерпывающий анализ какого-либо единичного тварного бытия, если он не получит помощь от познания чистейшего, актуальнейшего, совершеннейшего и абсолютного Бытия, которое есть Бытие бескачественное и вечное и в котором пребывают сущности всего в их чистоте” (Путев. P. 304а) . Для того, чтобы иметь возможность во всей полноте познать тварное бытие, ум человека нуждается в регулирующем и побуждающем действии “вечной идеи” бытия (Там же и P. 308–310) , что есть второе доказательство бытия Божия (О тайне Св. Тр. P. 46–47) . Коротко говоря, в то время как наш ум с помощью своего собственного, естественного света познания постигает истины, абстрагируемые им от тварных вещей, нетварная Истина своим высшим Светом помогает уму достичь более совершенного познания этих тварных истин посредством их вечной идеи, находящейся в Боге.

7. Учение о духовном совершенстве и богопознании В учении о богопознании Бонавентура соединяет августиновскую традицию с учением Псевдо-Дионисия. Мистическое богопознание для Бонавентуры не есть отдельная наука, но часть богословия, которая учит возвращению человека к Богу и освещает роль Божественной благодати в этом возвращении. Вслед за Псевдо-Дионисием 10 Бонавентура полагает, что мистическое богопознание включает в себя три момента: очищение, просвещение и совершенствование ( Путев. P. 298a; Комм. Лк. P. 349b ) . Только благодаря благодати Христовой человек вновь становится в правильное отношение к Богу (Кратк. изл. P. 253–254) . Благодать Христова есть новое творение (Кратк. изл. P. 255а) , новая жизнь, в которой душа становится невестой Христовой, дочерью Небесного Отца, храмом Святого Духа. Следуя Псевдо-Дионисию, Бонавентура отмечает, что благодать очищает, просвещает и совершенствует душу; душа оживотворяется, преобразуется, стабилизируется, а также возвышается к Богу, уподобляется Ему и соединяется с Ним (Комм. Сент. T. II. P. 635а; Кратк. изл. P. 252а) . Многие из этих результатов Бонавентура относит к тому, что он называет разветвлениями благодати — добродетелями, дарами и блаженствами (Кратк. изл. V) . Насаждаемые в человеке добродетели “исправляют” силы души, делая их способными к правильным поступкам. Богословские добродетели ставят ум, память и волю человека в правильное отношение к Богу как его Первообразу. Основные (нравственные) добродетели направляют разум и желания к исполнению обязанностей человека по отношению к себе самому и ближнему (Кратк. изл. P. 256b) . Дары Святого Духа придают определенную гибкость практическим добродетелям христианской жизни для достижения (“беспрепятственного действия”, Комм. Сент. T. III. P. 741а) в действии и страдании ради Христа. Блаженства необходимы для совершенства души, которую они наделяют способностью к совершенному действию и страданию (Кратк. изл. P. 258–259) . Наконец, Таинства исцеляют душу от всех ежедневных прегрешений и несовершенств и помогают добродетелям, дарам и блаженствам достичь своего результата. В частности, Миропомазание и Евхаристия укрепляют веру и любовь, на твердом основании которых основана вся духовная жизнь человека (Комм. Сент. T. IV. P. 176b) .

Так же как Христос, во-первых, очистил наш грех, во-вторых, просветил нас Своим примером, и в-третьих, усовершил нас, дав способность следовать по Своим следам, так и человек должен пройти три пути, благодаря которым он очищается от скверны греха, просвещается словом Христова учения и, наконец, становится совершенным благодаря Евхаристии и созерцанию ( T. IX. P. 296–300, 358а, 388а ) . Эти три пути так же как у Псевдо-Дионисия, занимают центральное место в сотериологии Бонавентуры: “Путь очищения, состоящий в освобождении от греха, путь просвещения, состоящий в подражании Христу, и путь соединения, состоящий в принятии Жениха” (О тр. пути. P. 12) .
  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

бонавентура |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Из истории западного богословия: Бонавентура
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера