Из истории западного богословия: Бонавентура

  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста
Влияние восточного богословия на Бонавентуру идет главным образом от Псевдо-Дионисия, сочинения которого были доступны ему в латинском переводе. Подобно Дионисию, Бонавентура полагает, что “Божественному Благу свойственно разливаться” ( Путев. VI. 2; Кратк. изл. I. 3 ) 4. Это представление Дионисия Бонавентура перенес с Божественного Домостроительства на Божественную Сущность. По Бонавентуре, Бог не был бы высшим Благом, если бы не изливал Себя полностью. Это “саморазлитие” (diffusio, emanatio) есть процесс одновременно “деятельный и внутренний, сущностной и ипостасный, природный и волевой, свободный и необходимый, не умаляющийся и совершенный” (Путев. VI. 2) . В Боге как высшем Благе вечно совершается такой деятельный, сущностной и ипостасный процесс производства (productio) , в результате которого получают бытие Ипостаси Сына и Святого Духа, Которым Отец (diffun­dens ‘разливающий’) передает ипостасное бытие вместе со всецелой сущностью и природой (Там же. VI. 2) . При этом Сын получает бытие “по образу рождения”, а Святой Дух — “по образу дыхания” ( per modum spirationis, Там же. VI. 2 ) 5. Один из Них (Сын) — возлюбленный Отцом (dilectus) , а Другой — совозлюбленный ( condilectus, Там же. VI. 2 ) 6, что гораздо сильнее подчеркивает ипостасность Лиц, нежели указанное выше августиновское учение, и приближает Бонавентуру к православному учению. В данном случае Божественная Любовь (amor) есть синоним Блага, изливающегося “природным и волевым образом”, то есть в образе Слова (Сына) и в образе Дара (Святого Духа) (Там же. VI. 2) . В Боге “суть два образа совершенного излияния, то есть по образу природы и воли” (Кратк. изл. I. 3) . Еще одной особенностью триадологии Бонавентуры является представление о первенстве Бога Отца, что также сближает учение Бонавентуры с православным учением ( в частности, с Псевдо-Диониси­ем 7 ) . Бог Отец первенствует не только потому, что Сам ни от кого не заимствует бытия, но потому что Он — “преиспол­ненный источник” 8, “первый Производящий”, от Которого получают начало Сын и Святой Дух (Комм. Сент. T. I. P. 470–472; О тайне Св. Тр. P. 114; Кратк. изл. I. 3) . Бог Отец “Сам Себя в высшей степени сообщает через вечное обладание Возлюбленным и Совозлюбленным” (Кратк. изл. I. 1) . Наконец, вслед за преподобным Иоанном Дамаскином Бонавентура учит о перихорезе Божественных Лиц, то есть о Их высшем соединении, благодаря которому Одно Лицо с необходимостью присутствует в Другом через совершеннейшее взаимопроникновение, обусловливающее единое действие Лиц Святой Троицы, когда Одно Лицо действует вместе с Другим при совершенной неделимости Их сущности, силы и действия (Путев. VI. 2) . Стоит также отметить частое (хотя и логически не обоснованное) употребление Бонавентурой греческого термина ШpТstasij в применении к Лицам Святой Троицы ( см., например, Кратк. изл. I. 3–4 ) . 3. Христология Согласно Бонавентуре, Господь Иисус Христос есть воплотившееся Слово Божие (Кратк. изл. IV. 1) . Воплощение же есть “действие Святой Троицы, в котором произошло восприятие плоти Божеством и соединение Божества с плотью” (Там же. IV. 2) , — восприятие не только человеческой плоти, но и разумного человеческого духа со всеми его способностями (Там же. IV. 2) . Подобно восточным Отцам, Бонавентура говорит, что Спасителем “все было воспринято, чтобы все было исцелено” (Там же. IV. 2) . Особенность плоти Спасителя вследствие ее бессемен­ного непорочного зачатия — это безгрешность, совершенная святость и непорочность (Там же. IV. 3) . Полнота и совершенство человеческой природы Христа у Бонавентуры соединяется с представлением о “полноте благодатных даров” в человеческой душе Христа (Кратк. изл. IV. 8–10) . Особое внимание Бонавентура уделяет наличию у Спасителя человеческого знания 9. Подобно святителю Григорию Богослову, Бонавентура говорит, что соединение плоти с Божеством произошло “при посредстве разумного духа, через который, как через связующую средину, плоть стала пригодна для соединения” (Кратк. изл. IV. 3) . Соединение двух природ — Божества и человечества — во Христе произошло не в единстве природы, не через смешение природ в нечто третье и не за счет перехода одной природы в другую, но в единстве Лица и Ипостаси; при этом Лица не человеческого, но Божественного; не воспринятого, но Воспринявшего; не чьего-нибудь лица, но Лица единого Слова (Там же. IV. 2) . Через это единение “Первое Начало в одной из Своих Ипостасей сделало Себя Самого подлежащим человеческой природы, и таким образом там есть только одна личность и личное единство, происходящее со стороны Воспринявшего” (Там же. IV. 2) . Благодаря ипостасному единству Один и Тот же есть Сын Человеческий и Сын Божий, и то, что говорится о Сыне Божием, говорится и о Сыне Человеческом, и наоборот. В этом, согласно Бонавентуре, состоит “взаимообщение свойств”, когда “все, что принадлежит Одному и Тому же, тождественно и между собой” (Там же. IV. 2) .
  001   002   003   004  005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

указатель важнейших библейских понятий краткое изложение основ библейскаго вероучения | указатель важнейших библейских понятий краткое изложение основ библейского вероучениячасть боге | указатель важнейших библейских понятий краткое изложение основ библейского вероучения | археологические раскопки под криптой базилики дионисия пригороде парижа сен-дени | ришара сен-викторского |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Из истории западного богословия: Бонавентура
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера