Из истории западного богословия: Бонавентура

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста
28–67) является подражанием одноименному сочинению Гуго Сен-Викторского. 4. Lignum vitae (Древо жизни. — T. VIII. P. 68–86) . Это сочинение содержит 48 размышлений о кресте и страдании Господа. 5. De perfectione vitae ad sorores (К сестрам о совершенстве жизни. — T. VIII. P. 107–127; далее О соверш. жизни) , небольшое сочинение о высоких требованиях христианского совершенства. 6. De sex alis Seraphim (О шести крыльях Серафимов. — T. VIII. P. 131–151; далее О крыл. Сераф.) . Шесть крыльев Серафимов здесь рассматриваются как символ шести добродетелей: ревности к праведности, благочестия, терпения, образцовой жизни, скромности, преданности Богу. 7. Vitis mystica (Таинственная виноградная лоза. — T. VIII. P. 159–189) . Вслед за Бернардом Клервосским Бонавентура развивает здесь образ Христа как истинной виноградной лозы.

1. Apologia pauperum (Апология бедных, 1270. — T. VIII. P. 233–330; далее Аполог.) ; направлено на защиту идеалов нищенствующих орденов от нападок Герарда Аббевильского, отраженных в книге последнего Против врага христианского совершенства (1269) . 2. Determinationes quaestionum circa regulam fratrum minorum (Определения вопросов относительно устава миноритов. — T. VIII. P. 337–374; далее Опред. вопр.) . Вторая часть этого сочинения известна также под названием Апология перед теми, кто выступает против ордена миноритов. 3. Constitutiones Narbonnenses (Нарбоннские постановления, 1260. — T. VIII. P. 449–467) , то есть постановления генерального капитула францисканского ордена, проведенного Бонавентурой в 1260 году в Нарбонне. По всей вероятности, в приложении (additamentum) к сочинению помещены постановления позднейшего Лионского генерального капитула. 4. Legen­da major (T. VIII. P. 504–564) и 5. Legenda minor de S. Francisci (Большое и малое житие святого Франциска — T. VIII. P. 565–579) , составлены по поручению Нарбоннского собора в качестве канонической версии жития святого Франциска. 6. Наконец, небольшое послание к братьям францисканского ордена о подражании Христу (Epistola de imitatione Chris­ti. — T. VIII. P. 499–503; далее О подр. Христу) . E. Проповеди.

Бонавентуре принадлежат 475 проповедей, главные из которых: De tempore (О времени. — T. IX. P. 533–634; далее О врем.) ; De sanctis (О святых. — T. IX. P. 463–631) ; De beata Maria Virgine (О блаженной Деве Марии. — T. IX. P. 633–721) и др.

Кроме того, благодаря авторитету Бонавентуры ему приписывалось множество сочинений других авторов, в частности Толкование на молитву Господню, Зеркало научения, Зеркало совести, Зеркало души, О древе зла, О древе пороков, Сумма о ступенях добродетелей, Искусство проповеди и др. III. Учение 1. Соотношение философии и богословия Хотя Бонавентура был хорошим экзегетом и созерцателем, тем не менее он по преимуществу является схоластическим богословом. Священное Писание и мистическое богопознание всегда были близки Бонавентуре, но его богословие развивалось в рамках и по методике Сентенций Петра Ломбардского, которые стали учебником догматического богословия в Париже начиная с Александра Гэльского: Бонавентура так же проводил четкое различие между объектом веры как таковой (credibile ut credibile) , данным в Священном Писании, и объектом веры как предметом познания (credibile ut intelligibile) со стороны богословствующего разума. Последний предполагает исследовательский метод, который добавляет к истине веры и авторитету Священного Писания рациональные аргументы, подтверждающие и поддерживающие нашу веру, помогающие нам понять и таким образом просветить ее ( Комм. Сент. T. I. P. 7, 11 ) . Объект веры как предмет познания служит предметом и для богословия, которое использует в исследовании содержания веры не только логику, но и всю светскую науку. Для достижения этой цели богословие заимствует у философии все необходимое, чтобы составить полное представление о Боге, мире и человеке, как их видят “очи веры” (Кратк. изл. P. 205а) . Богословие для Бонавентуры по традиции было очень широкой по объему наукой, так что философию он не противопоставлял богословию, но включал в него (Комм. Сент. T. II. P. 97) . Хотя Бонавентура был знаком с философией Платона и Аристотеля, но считал, что их учения не удовлетворяют требованиям христианского богословия (Избр. проп. 572а) . Его собственный философский выбор сложился под влиянием блаженного Августина. Но то, что Бонавентура считал верным воспроизведением и развитием учения блаженного Августина, на самом деле было схоластической богословской системой sui generis, основанной не только на блаженном Августине, но и на учении Боэция, Псевдо-Дионисия, преподобного Иоанна Дамаскина, Аристотеля, Авиценны и др. Многие из богословских положений Бонавентуры представляют собой плоды старой схоластической традиции, которую он не только воспринял, но и обогатил новым синтезом.

Бонавентура приводит три доказательства бытия Божия, которые восходят к Александру Гэльскому и более ранней схоластической традиции (Комм. Сент. T. I. P. 155а; О тайне Св. Тр. P. 45–51) .
  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

бонавентура |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Из истории западного богословия: Бонавентура
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера