Из истории западного богословия: Бонавентура

  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста


Впечатление, которое Бонавентура произвел на своих современников, отражено в Кратком упоминании (Brevis Notitia) Лионского собора: “На его похоронах было много печали и слез; ибо Господь дал ему такую благодать, что все, кто его видел, были исполнены безграничной любовью к нему”. По словам учителя Бонавентуры Александра Гэльского, в том не было видно, что Адам согрешил. Тем не менее канонизация Бонавентуры как святого и учителя Церкви состоялась только 14 апреля 1482 года по инициативе папы Сикста IV. В 1588 году папа Сикст V включил Бонавентуру в число главных учителей Церкви, а Пий V объявил Бонавентуру шестым учителем Церкви после Фомы Аквината с почетным титулом doctor seraphicus (‘сера­фический учитель’) вместо более раннего doctor devotus (‘посвя­щенный учитель’) . II. Сочинения Бонавентуре принадлежат около 30 сочинений следующей тематики: A. Богословские. 1. Commentarii in quattuor libros Sententiarum Petri Lombardi (Комментарии на 4 книги Сентенций Петра Ломбардского, 1250–52. — T. I–IV 1; далее Комм. Сент.) . Это одно из самых ранних сочинений Бонавентуры. Следуя порядку изложения Петра Ломбардского, в 1-й книге он рассматривает вопрос богопознания и излагает учение о Боге и о Святой Тро­ице; во 2-й — о творении и грехопадении; в 3-й — христологию и со­териологию; в 4-й — сакраментологию. 2. Quaestiones disputa­tae (Об­суждение вопросов, 1257. — T. V. P. 1–198) . В данном сочинении обсуждаются три вопроса: 1 (De scientia Christi) О знании Христа. P. 1–43; далее О зн. Христа (, то есть христологический вопрос о наличии у Господа человеческого знания; 2) De myste­rio Trinitatis (О тайне Святой Троицы. P. 44–115; далее О тайне Св. Тр.) ; 3 (De perfectione euangelica) О Евангельском совершенстве. P. 117–198; далее О Еванг. соверш. (, точнее, о четырех Евангельских добродетелях — смирении, нищете, воздержании и послушании. 3. Breuiloquium) Краткое изложение богословия, 1257. — T. V. P. 199–291; далее Кратк. изл. (. Очень важное сочинение; включает 7 разделов: о Боге-Троице; о творении мира; о греховной порче; о воплощении Слова; о благодати Святого Духа; о Таинствах; о Страшном суде. 4. De reductione artium ad theologiam) О сведении наук к богословию. — T. V. P. 319–325; далее О свед. наук. (. В этом небольшом сочинении Бонавентура рассматривает 6 наук как 6 светов) lumina (, освещающих человеческую жизнь: свет Священного Писания, чувственного познания, искусств, логики, физики и этики; все они суть последовательные озарения Божественной благодати.)

В 1267–1273 годах Бонавентура провел несколько собеседований на различные богословские темы. Впоследствии эти собеседования были изданы в качестве отдельных сочинений: 5. Col­la­tiones de decem praeceptis (Собеседования о 10 заповедях, 1267. — T. V. P. 505–532) . 6. Collationes de septem donis Spiritus Sancti (Собеседования о семи дарах Святого Духа, 1268. — T. V. P. 455–503) . 7. Collationes in Hexaemeron (Собеседования на Шестоднев, 1273. — T. V. P. 327–449; далее Шестодн.) . Последние представляют собой не просто толкование на Быт 1, но учение о семи последовательно возвышающихся озарениях, или созерцаниях (visiones) ; сочинение не закончено. Наконец, к данному разделу относятся 8. Sermones selecti de rebus theologicis (Избранные проповеди на богословские темы. — T. V. P. 532–579; далее Избр. проп.) , развивающие отдельные стороны учения Бонавентуры.

Бонавентура составил несколько комментариев на Ветхий Завет: 1. In librum Ecclesiastes (Комментарий на книгу Екклезиаста. — T. VI. P. 1–103; далее Комм. Еккл.) . 2. In librum Sapientiae (Комментарий на книгу Премудрости. — T. VI. P. 105–235; авторство сомнительно) , и на Новый Завет: 3. In Euangelium Joannis (Комментарий на Евангелие от Иоанна. — T. VI. P. 237–532; авторство сомнительно) . 4. In Euan­gelium S. Lucae (Комментарий на Евангелие от Луки, 1248. — T. VII. P. 1–604; далее Комм. Лк.) . В отличие от предыдущих, где обсуждается множество сложных богословских вопросов, последний комментарий составлен главным образом для проповедников.

Сочинения этой группы принесли Бонавентуре наибольшую популярность. 1. Itinerarium mentis in Deum (Путеводитель души к Богу, 1259. — T. V. P. 293–313; далее Путев.) 2. Это самое известное сочинение Бонавентуры, в котором, кроме шести ступеней озарения души Божественным Светом (sex suspensiones illuminationum) , или шести ступеней богопознания, излагается учение о Боге, Его бытии, сущности, свойствах и о Святой Троице. Написано под впечатлением посещения горы Альверны, где святому Франциску было видение Серафима с шестью крылами, сложенными по подобию распятия (prol. 2) . 2. De triplici via (О тройственном пути. — T. VIII. P. 3–18; далее О тр. пути) . Здесь Бонавентура говорит о трех ступенях богопознания — размышлении (medi­ta­tio) , молитве (oratio) и созерцании (contemplatio) . 3. Soliloquium (Монолог. — T. VIII. P.
  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

бонавентура |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Из истории западного богословия: Бонавентура
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера