> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Учение о святости Церкви и борьба с монтанизмом - читать, скачать - ...

  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
«Братья, – поучает проповедник, – оставивши жительство (τ ῂ ν παροικίαν) мира этого, будем исполнять волю Призвавшего нас и не убоимся выйти из мира этого 20. Знайте, братья, что странствование (ἡ ἐπιδημία) в этом мире этой плоти мало и кратковременно, а обещание (ἐπαγγελία) Христово велико и дивно, и покой будущего Царства и жизни вечной» 21. Земные блага нужно почитать чуждыми и не желать их 22. Если мы хотим служить Богу и мамоне, то это бесполезно (ἀσύμφορον) для нас 23. Этот век и будущий – два врага 24. Мы не можем быть друзьями обоих, должно же нам, оставивши этот (τούτ ῳ ἀποταξαμένους) , жить тем (ἐκείν ῳ χράσθαι) . Подумаем, что лучше возненавидеть здешнее (τὰ ἐνθάδε) , потому что оно мало, кратковременно и тленно, а возлюбить то, прекрасное, нетленное 25. Автор решительно осуждает тех, которые здешнее наслаждение предпочитают будущему обетованию 26. Такой аскетический идеал жизни 27 особенно соответствовал идее святости Церкви, и вполне понятно, что учение о Церкви, как о Святой, было самым обыкновенным ее определением. Однако не следует преувеличивать смысла этого учения. Возможность грехов никогда не отрицалась у принадлежащих к Церкви, и те же самые авторы, которые излагают общий аскетический идеал жизни, говорят и об исповедании грехов. Так, в Διδαχή находим наставление: «В церкви исповедуй согрешения свои и не приступай к молитве с дурной совестью» 28. Евхаристии должно всегда предшествовать исповедание грехов 29. Климент Римский в послании к коринфянам так же пишет о покаянии: «Пройдем все поколения и узнаем, что Господь в каждом поколении (ἐν γενε ᾷ καὶ γενε ᾷ) желающим обратиться к Нему давал место покаянию. Ной проповедовал покаяние, и послушавшие его спаслись. Иона возвестил ниневитянам погибель; они же, раскаявшись в своих грехах, умилостивили Бога своими молитвами и получили спасение, хотя были далеки от Бога (ἀλλότριοι τοῦ. Θεοῦ ὂ ντες) 30. Служители благодати Божией по вдохновению Духа Святого говорили о покаянии; и Сам Владыка всего говорил о покаянии с клятвою 31. Итак, всех Своих возлюбленных Он постановил всемогущей Своей волей сделать участниками покаяния» 32. И коринфян Климент призывает к покаянию 33. Св. Игнатий Богоносец выражает такое свое убеждение: «Всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божию и к Собору епископа. Верую благодати Иисуса Христа, Который разрешит от вас всякие узы» 34. В послании

к филиппийцам находим строгое осуждение пресвитера Валента, впавшего в любостяжание: «Кто не удерживает себя от любостяжания, тот оскверняется идолослужением и будет считаться в ряду язычников» 35. Однако Поликарп говорит о возможности покаяния и для таких грешников: «Я весьма скорблю, братья, о Валенте и его жене: дай Бог им истинно покаяться! А вы будьте благоразумны в этом и не почитайте их за врагов, но старайтесь их исправить, как членов страждущих и заблудших (sicut passibilia membra et errantia) , чтобы исцелить все Тело ваше» 36. В приписываемой Клименту Римскому гомилии также есть учение о покаянии: «Покаемся, пока живем на земле. Мы ведь глина в руке Художника (τοῦ τεχνίτου) . Как горшечник, когда делает сосуд и он в руках его искривится или распадется, опять восстановляет его; когда же поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему, – так и мы, пока в этом мире, покаемся от всего сердца в зле, которое сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния, ибо по отшествии нашем от мира уже не можем там исповедаться или покаяться» 37. Время земной жизни представляется временем покаяния; лишь после смерти прекращается возможность покаяния – тогда люди уже горшки, поставленные в печь, которые поздно поправлять. О покаянии в этом памятнике говорится и еще несколько раз 38, причем христиане постоянно рассматриваются совершенствующимися 39: только жизнь в борьбе с грехом и в добродетели приводит к совершенному спасению (εις τέλος σωθῶμεν) 40. Нужно помнить, что так называемое «Второе послание Климента» представляет из себя проповедь и, следовательно, направлено именно к членам Церкви, уже очистившимся от грехов в крещении.

Свидетельства, которые мы привели о покаянии в древнейшее время, однако, весьма неопределенны. Вполне понятно, что вопрос о древнейшей покаянной дисциплине в церковно-исторической науке есть вопрос почти неразрешимый. Вопрос этот вновь и вновь пересматривается, высказываются новые и новые взгляды, которые, однако, мало имеют за себя данных в источниках 41. Подходя к вопросу не с исторической точки зрения, а с догматический, мы не испытываем столь же непреодолимого затруднения уже потому, что можем указать на вполне понятный факт: догматическое учение о святости Церкви еще не было предметом рассуждения.
  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

archpriest vitaly yakumchuk | archpriest paul yerger | hieroschemamonk ambrose formerly alexey young | abbot killed yaroslavl region russia | vladimir’s seminary founded years ago today |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Учение о святости Церкви и борьба с монтанизмом - читать, скачать - священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера