> Дело дня: Помогите ребёнку <

Учение о святости Церкви и борьба с монтанизмом - читать, скачать - ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019
В начало текстаВ конец текста
пришел на землю для обновления человечества. Он призвал его к бесконечному нравственному совершенству. На этот путь нравственного совершенства человек вступает, отказываясь от прежней жизни, изменяя весь свой духовный облик (μετανοέω) . В этом отношении вступившие на путь христианского совершенствования становятся уже людьми особенными, выделившимися из среды естественной греховной жизни 1. В этом именно смысле, как мы уже видели при изложении новозаветного учения о Церкви, христиане в новозаветных книгах называются святыми (ἅ γιοι) . Однако нравственное совершенство тем самым не считается обязательным для христианина в какой-либо определенной мере; Да в вопросе о нравственном совершенстве едва ли и может быть речь о равной для всех степени этого совершенства. Мысль о нравственном совершенстве в пределах земной жизни чужда священным писателям Нового Завета. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя, и истины нет в нас ()

, а Дух – Христос, то поэтому оскорбивший плоть оскорбил Церковь. Такой не получит Духа, Который есть Христос» 18. В этом именно учении о святости Церкви, основанном на античном реалистическом понимании символа, автор и видит основание своих увещаний к воздержанию 19. Нравоучение же самого послания имеет строго аскетический характер. «Братья, – поучает проповедник, – оставивши жительство (τ ῂ ν παροικίαν) мира этого, будем исполнять волю Призвавшего нас и не убоимся выйти из мира этого 20. Знайте, братья, что странствование (ἡ ἐπιδημία) в этом мире этой плоти мало и кратковременно, а обещание (ἐπαγγελία) Христово велико и дивно, и покой будущего Царства и жизни вечной» 21. Земные блага нужно почитать чуждыми и не желать их 22. Если мы хотим служить Богу и мамоне, то это бесполезно (ἀσύμφορον) для нас 23. Этот век и будущий – два врага 24. Мы не можем быть друзьями обоих, должно же нам, оставивши этот (τούτ ῳ ἀποταξαμένους) , жить тем (ἐκείν ῳ χράσθαι) . Подумаем, что лучше возненавидеть здешнее (τὰ ἐνθάδε) , потому что оно мало, кратковременно и тленно, а возлюбить то, прекрасное, нетленное 25. Автор решительно осуждает тех, которые здешнее наслаждение предпочитают будущему обетованию 26. Такой аскетический идеал жизни 27 особенно соответствовал идее святости Церкви, и вполне понятно, что учение о Церкви, как о Святой, было самым обыкновенным ее определением. Однако не следует преувеличивать смысла этого учения. Возможность грехов никогда не отрицалась у принадлежащих к Церкви, и те же самые авторы, которые излагают общий аскетический идеал жизни, говорят и об исповедании грехов. Так, в Διδαχή находим наставление: «В церкви исповедуй согрешения свои и не приступай к молитве с дурной совестью» 28. Евхаристии должно всегда предшествовать исповедание грехов 29. Климент Римский в послании к коринфянам так же пишет о покаянии: «Пройдем все поколения и узнаем, что Господь в каждом поколении (ἐν γενε ᾷ καὶ γενε ᾷ) желающим обратиться к Нему давал место покаянию. Ной проповедовал покаяние, и послушавшие его спаслись. Иона возвестил ниневитянам погибель; они же, раскаявшись в своих грехах, умилостивили Бога своими молитвами и получили спасение, хотя были далеки от Бога (ἀλλότριοι τοῦ. Θεοῦ ὂ ντες) 30. Служители благодати Божией по вдохновению Духа Святого говорили о покаянии; и Сам Владыка всего говорил о покаянии с клятвою 31. Итак, всех Своих возлюбленных Он постановил всемогущей Своей волей сделать участниками покаяния» 32. И коринфян Климент призывает к покаянию 33. Св. Игнатий Богоносец выражает такое свое убеждение: «Всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божию и к Собору епископа. Верую благодати Иисуса Христа, Который разрешит от вас всякие узы» 34. В послании

к филиппийцам находим строгое осуждение пресвитера Валента, впавшего в любостяжание: «Кто не удерживает себя от любостяжания, тот оскверняется идолослужением и будет считаться в ряду язычников» 35. Однако Поликарп говорит о возможности покаяния и для таких грешников: «Я весьма скорблю, братья, о Валенте и его жене: дай Бог им истинно покаяться! А вы будьте благоразумны в этом и не почитайте их за врагов, но старайтесь их исправить, как членов страждущих и заблудших (sicut passibilia membra et errantia) , чтобы исцелить все Тело ваше» 36. В приписываемой Клименту Римскому гомилии также есть учение о покаянии: «Покаемся, пока живем на земле. Мы ведь глина в руке Художника (τοῦ τεχνίτου) .
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

иоанн имп эфиопии иллюстрация rohlfs l’abissina ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore umberto 1885 | запись падении к-поля мая 1453 сделанная писцом певч книги 1452 athen bibl nat 2406 fol 291 | иудифь олоферн миниатюра повести варлааме иоасафе 1469 худож ганс шиллинг los angeles the getty museum ludwig fol 61v | херувимская песнь 4-й глас свящ иоанна плусиадина пападики хартофилакса хармузия гиамалиса 1829 athen bibl nat sepulcri 705 fol | вел иоанн васильевич отправляет сына дмитрия поход смоленск миниатюра лицевого летописного свода 70-е xvi рнб 232 624 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Учение о святости Церкви и борьба с монтанизмом - читать, скачать - священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера