АНТИПА • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...


В начало текстаВ конец текста
. А., проповедовавший христ. учение, был обвинен местными жрецами в том, что из-за него языческие боги оставили Пергам без своего покровительства. Правитель города потребовал, чтобы А. отрекся от Христа, обещая ему почет и безбедную старость, но тот остался верен Господу и был брошен внутрь раскаленного медного быка, где после долгих мучений умер с молитвой на устах. Был похоронен в Пергаме, над его могилой в V в. построен храм. Мироточивые мощи А. исцеляли больных, медный бык, в к-ром А. принял мученическую кончину, по свидетельству визант. историка

Память А. содержится во всех визант. календарях. В греч. синаксарях говорится об А. как о целителе зубных болезней: Синаксарь К-польской ц. X в. ( SynCP. Col. 595-598 ) , Минологий Василия II (Сергий) Спасский (. Месяцеслов. Т. 1. С. 572) . Память А. указывается также в Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 418, 423) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 121) . О почитании А. на Руси свидетельствует упоминание его памяти в месяцесловах Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 270 об.) и Архангельского 1092 г. (Л. 161) Евангелий. Служба А. содержится в Минее (РГАДА. Син. тип. 110. Л. 36 об. - 40, кон. XI - нач. XII в.) . В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в рус. нестишной Пролог. Это житие является дополненным вариантом перевода из Минология Василия II (Сергий) Спасский (.)

Месяцеслов. Т. 1. С. 572 (. Из греч. источников представление об А. как о святом, молитвы к-рого помогают при зубных болезнях, перешло в рус. богослужебные книги) «благодать от Бога имат целити болезнь зубную» - Апостол РГБ. Фад. 56. Л. 267 об., ок. 1417 г. (и впосл. укоренилось в народном религ. сознании. В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено) по-видимому, сербами на Афоне (в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещено пространное житие А.) BHG, N 138 () Иосиф, архим.

Описание. Т. 2. С. 445 (, Мессинский Типикон 1131 г.) Arranz. Typicon. P. 145 (- указывают совершать в день памяти А. будничную службу. Редакции Иерусалимского устава - ранние греч. списки) напр., Sinait. gr. 1096, XII в. - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 47 (, первопечатный рус. Типикон 1610 г., а также Типикон, используемый ныне в РПЦ) Типикон. Т. 2. С. 594-595 (, - содержат указание на совершение службы без знака) см.

Знаки праздников месяцеслова (. Последование А., помещенное в печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, включает в себя цикл стихир на Господи воззвах, 2 тропаря, один из к-рых общий, и канон с седальном, кондаком и икосом. В последовании в составе печатных Миней, используемых ныне в греч. Церквах, нет тропаря, а стихиры на Господи воззвах и кондак с икосом по 6-й песни канона утрени указаны отличные от помещенных в слав. Минеях. Канон А. 4-го гласа с акростихом «??? ??????? ?? ??????? ???? ») греч. - (, принадлежащий Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни, известен по рукописным студийским Минеям XII в.) ГИМ. Син. 165. Л. 94 об. - Горский, Невоструев.

Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 56 (; дополнения и разночтения к канону изданы по рукописям Венской Национальной б-ки К. Ханником) Hannick Chr.

Studien zu liturgischen Handschriften der Osterreichischen Nationalbibliothek. Wien, 1972. S. 52-54 (. Различные циклы стихир на Господи воззвах, вошедшие в печатные богослужебные книги, а также седален по 3-й песни канона утрени известны как по студийским) Сщмч. Антипа, еп. Пергамский. Икона «Сщмч. Антипа, мученики Флор и Лавр». Кон. XVII в. (ЦАК МДА) . Фрагмент Горский, Невоструев.

Там же (, так и по иерусалимским) РНБ. Греч. 552. Л. 59 об., XIV в. (рукописям. Тропари 4-го гласа « » и « » присутствуют только в печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ) Минея (СТ) . Апрель. Л. 37 (. Типикон Великой ц. 1 февр. предписывает петь последование, подобное службе вмч.)

Во многих греч. рукописях (напр., Sinait. gr. 623. Fol. 43-45 v., XI в.) сохранился канон А. 2-го гласа с акростихом «???????? ????????? ?????? ??? ???? » (Антипа низложил врага в небытие) гимнографа Георгия, имя к-рого вписано в богородичны (???????. ? 564. ?. 187) , и канон, надписанный в разных рукописях именами Феофана или Арсения (напр., Crypt. ?. VIII, XI в. - AHG. Vol. 8. P. 134-145, 400-401) , с акростихом «?????? ?? ?????? ??????? ????? ???? » (Песнями тебя, мученик Антипа, венчаю страстно) . Из печатных книг известны службы А., составленные

близ Прилепа (Македония) , между 1334-1343 гг. ; ц. Таксиархов (св. Чиноначальников [Архангелов Михаила и Гавриила]) в Кастории (Греция) , 1359 г. ; в греко-груз. рукописи ( РНБ. O. I. 58. Л. 45, 109 об., XV в. ) . Сцены мучения представлены: на миниатюре Минология (Охоn. Bodleian. F. 1. Fol. 35v, 1327-1340 гг.) ; в росписи ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния) , ок. 1386 г. В рус. памятниках изображение А. имеется: на иконе 1692 г. из ц. Харитона Исповедника в Огородниках (Москва) (ЦАК МДА) ; на иконе «Свт. Антипа Пергамский и прп. Александр Ошевенский», XIX в. (КИАХМЗ) ; на мозаике юж. стены в ц. Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, 1894-1907 гг., и др. В Ерминии

Ист. : BHG, N 138-138c; ActaSS. Apr. T. 2. P. 3-5, 965-966; Tillemont. Memoires. T. 2. P. 119, 523; ЖСв. Апр. С. 160-164.

Antipas DHGE. T. 3. Col. 712-713; Delehaye. Origines. P. 146f. ; Janin. Eglises et monasteres. P. 38; Миjовић. Менолог. С. 313, 357; ????????? (????????????) . ???????????. ?. 46-47; Евсеева. Афонская книга. С. 195, 295.

В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

свт кирилл иерусалимский миниатюра минология жития вмч димитрия солунского 1322–1340 bodl fol 32v | минея служебная сентябрь 1642 zorg fol | сцены жития вмч димитрия борьба нестора лием казнь нестора казнь погребение вмч димитрия миниатюра минология димитрия палеолога между 1322 1340 bodl fol | мученичество кирика иулитты миниатюра минология 1327–1340 bodl fol 47v | прп кириак отшельник миниатюра минология 1327–1340 bodl fol 11r |

Источник текста


Постоянная ссылка: АНТИПА • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера