Источник текста

Толкование на Апокалипсис, Часть 14 - читать, скачать - протоиерей Геннадий Фаст


После мрачной картины антихристова времени (гл. 13) тайнозрителю показывается отрадная картина небесного блаженства победивших во Христе. Иоанн видит: вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи. Это напоминает слова апостола Павла: «Вы приступили к горе Сиону... и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев... и к Судии всех Богу... и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления» ( Евр.? 12: 22–24 ) . Под Сионом здесь не может разуметься буквально та гора, на которой стоял Иерусалимский храм, но это – небесный Сион, высший Иерусалим, город Бога Живого. В каждом городе бывают особо чтимые места, определенные памятники или иное определяющее лицо и значение города (храм святого Петра в Риме, Кремль в Москве и т. д.) Здесь Иоанн видит: Агнец стоит на горе Сионе. Агнец – это Христос, бывший как непорочная жертва заклан за грехи мира. Не только для земли, но и для всей вселенной важна жертва Христова, ибо и там, в Небесном граде, является Он в виде Агнца, «чтобы посредством Его (Агнца) примирить с Собою (Богом) всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол.? 1: 20 ) . Вместе с Агнцем на горе Сионе и с Ним видит Иоанн сто сорок четыре тысячи. Кто эти блаженные со Христом?

, всех запечатленных чад Божиих, выделенных из погибающего во грехах общества людей и сохраняемых Богом на земле во все времена, особенно же в кончину века при антихристе. Здесь (в гл. 14) мы под 144000 разумеем первенцев, совершеннейших во Христе, цвет и красу христианской Церкви, а не всю ее. Это можно сравнить, как в гл. 12 сын-муж жены-Церкви и «прочие от семени ее» (в гл. 7 показаны не «прочие» только, а вообще все) . 144000 в гл. 14 это – сын-муж жены-Церкви (12, 13) . И то не все мужественнейшие чада Церкви, а только девственники. У этих 144000 имя Отца Его (Агнца) написано на челах. На челах 144000 в 7-й главе полагалась печать. Но то была печать дара Духа Святого и Животворящего Креста, которая отличала на земле верных от неверных и ограждала их от вражеской силы. Здесь же мы видим иное. Эти 144 тысяч в отличие от тех находятся не на земле, а на небе, и надпись на их челах имени Бога-Отца есть осуществление обетования, данного победившим на земле: «И напишу на нем имя Бога Моего» (сравните с подобными текстами 2, 17 и 3, 12) . В гл. 7 – через печать дается спасение земным, здесь – награды достигшим неба. Богопочитание и на земле уже так пронизывает все существо подвижников, что отражается и на их челах: их вид и именуется уже не лицо, а лик! Небесной наградой и завершением их богоуподобления на земле будет написание имени Отца Небесного на их челах.

И услышал я голос с неба, с Сионской горы, с Небесного града, где с Агнцем-Христом блаженствовали небожители и среди них виденные Иоанном 144 тысячи. Этот небесный голос был как шум от множества вод и становится как звук сильного грома. Эти звуки сливались в одну дивную гармонию с мелодичными и тихими звуками гуслей.

Звучность, ясность и гармония песнопений святых. Струны их сердец слаженно настроены, и Дух Святой, как смычком, водит по этим струнам, источая дивную песнь. Откр. 14: 3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.

Эта песнь не сравнима с теми старыми песнями, которые пелись на земле. Эта песнь содержит новые, не ведомые ранее, тайны небесного блаженства ( 1Кор.? 2: 9 ) , говорит о тех новых благодеяниях Божиих, которых сподобятся святые на небе. Это также прославление Бога за те новые дела Божественного всемогущества и милосердия, которые будут явлены в тяжелые и ужасные годы кончины века. Песнь эта нова также и по своему исполнению, ибо воспевается новой, прославленной тварью на небесах. Поется эта песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами. Теперь совершенно ясно, что созерцаемая тайнозрителем картина Сиона, не иная, как всё та же картина небесного престола, Агнца, четырех животных, 24 старцев и прочих небожителей. В воспевании этой новой песни перед престолом, перед четырьмя животными и перед 24 старцами есть богоизбранность: и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч. Здесь мы видим небесную иерархию и чинность. В небесном ликовании будут участвовать все небожители, но не все одинаково. Различна будет слава святых. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезды; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор.? 15: 41–42 ) . Как и Господь говорил, что «в доме Отца Моего обителей много» ( Ин.? 14: 2 ) , каждому по его чину и славе. Из того, что кроме 144 тысяч никто не мог научиться сей песни, видно, что они после четырех животных и 24 старцев преимуществуют над другими небожителями. Хотя тогда «знание отчасти» и прекратится ( 1Кор.? 13: 9–10 ) , но откровение Божественных тайн будет сообразно с настоящей жизнью ( Ин.? 14: 2; 1Кор.? 15: 41 ) . Чистота духовная определяет и степень познания духовного. «Чистые сердцем Бога узрят» ( Мф.? 5: 8 ) . Чем чище человек духовно, тем становится просветленнее, и глубже проницает его взор в созерцание и познание Божественных тайн. Кроме того, поскольку эта новая песнь особо воспевает те новые благодеяния Божии, которые будут излиты в кончину века, то и воспета она может быть только теми, кто пройдёт через это горнило испытаний. Праздник победы по-настоящему может переживаться только прошедшими войну. Таким образом, мы видим, что эти 144000 должны рассматриваться как лучшая часть тех 144000 (число 144000 и там и там имеет символическое значение) , что описаны в гл. 7 и которые означали всех спасенных.

Об этих 144 тысячах говорится как об искупленных от земли. Здесь речь не об искуплении от грехов и вечной смерти, а об искуплении от земли, т. е. о том, что эти праведники теперь искуплены и освобождены от несчастий и страданий земной жизни и предстоят перед престолом Бога и Агнца ( Фил.? 1: 23 ) . Далее четко определяется, кого надлежит разуметь под этими 144 тысячами. В ст. 4–5 даются пять их характерных черт. 14. 4–5 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. Во-первых, это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники. Здесь не имеется в виду невинность в плотском грехе блуда и прелюбодейства как грехе против седьмой заповеди ( Исх.? 20: 14; Мф.? 5: 27–28 ) . Также здесь не имеется в виду блудодеяние в переносном смысле слова, понимаемое как неверность Богу, идолопоклонство и прочие всевозможные пороки. И от буквального прелюбодеяния ( Евр.? 13: 4 ) , и от духовного в виде идолопоклонства и подобного ему ( 1Ин.? 5: 21 ) должны быть свободны вообще все христиане. Это не может быть особенным достоинством совершеннейшего христианина. Здесь речь о девственниках, о той особой степени высшего целомудрия, которую принесло с собой христианство. Это те, которые вовсе не женились и не выходили замуж. Девство есть высшая христианская добродетель, предлагаемая совершеннейшим чадам Церкви. О девстве учил Сам Иисус Христос ( Мф.? 19: 11–12 ) и апостол Павел ( 1Кор.? 7: 8–9, 32–33, 38 ) . Девство почти совсем не встречалось у древних народов и было явлено миру в христианстве. Девственники, начиная с Иоанна Крестителя, апостола Иоанна Богослова, апостола Павла, украшали Церковь с самого её начала, пока в конце III-IV веков не образовался особый институт монашества, являющийся сердцевиной и красой Церкви. Монашество – это высшая школа благочестия и подвижничества, кладовая богословской мысли, это – огонь, испепеливший идолопоклонство и просветивший христианским учением вселенную. Почти все великие подвижники, чудотворцы, учителя, миссионеры – монахи. Со временем весь епископат, а на Западе все священство, становятся монашествующими. И в кончину века велик будет подвиг девства. Мы видим здесь сонмы святых последнего времени, не осквернившихся женами, ибо они девственники. При страшных гонениях антихриста и в условиях антихристианского мира сама жизнь будет вынуждать желающих сохранить верность Христу отказываться от брачной жизни. О высоте и значении девства очень много писали святые отцы в своих трудах по аскетике и нравственности.

Видение трёх ангелов-вестников 14. 6–7 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. Иоанн увидел далее другого Ангела. Здесь мы имеем указание не на какого-то определенного другого Ангела и, пожалуй, даже не на какое-то определенное событие, которое должно произойти. Словом другого Иоанн более хочет указать на то, что видел еще другое явление, другого ангела, летящего по средине неба. Как ранее он видел ангела, летящего посреди неба и возвещавшего троекратное горе: горе, живущим на земле (8, 13) , так здесь он видел ангела, летящего посреди неба и возвещавшего всем живущим на земле вечное Евангелие. Есть ли связь, а если есть, то какая, между видением этого ангела и конкретными событиями истории и домостроительством спасения? Это определить, по крайней мере, трудно, и мы этого делать не будем. Ясно только, что это видение о кончине века. Слова по средине неба указывают на небесную высоту ангела. Это не земные благовестники – «ангелы церквей» и не Сам Христос, но в буквальном смысле небесный ангел, которого видел Иоанн. Как летящий по средине неба, он призван возвести людей на небо и возвестить земле волю небес. Этот ангел имел вечное Евангелие. В разные времена людям благовествуется различное. Одно Бог открывал Своим угодникам до потопа, другое открывал Своему народу через закон и пророков в Ветхом Завете, иное открыл в Новом Завете. Что же означает вечное Евангелие, которое имел летящий ангел? Этим указывается, что возвещаемое ангелом было предопределено от века «от слова Божия, живаго и пребывающего вовек... слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» ( 1Пет.? 1: 23, 25 ) . Пройдет всякое другое слово и весть человеческая, но вечно Евангелие, предопределенное от века и навек.

Читая далее возвещаемое ангелом, не обнаруживаешь, что это – радостная весть. И все-таки сказано: «благовествовать», – ибо всякая весть от Бога блага по своей природе как возвещающая волю Благого Бога ( Неем.? 9: 31 ) . Блага и весть о Суде, ибо пресекается нечестие, а праведники получают воздаяние. Эта весть будет возвещена живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу. К кончине века «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной» ( Мф.? 24: 14 ) . И вот когда окончится благовествование покаяния и прощения грехов всем народам, тогда будет им всем возвещено вечное Евангелие, благовествование о наступлении часа Суда.

Здесь уже не о просвещении язычников и неверных. Уже не говорится: познайте Бога и веруйте Ему, ибо благовествование «во свидетельство всем народам» ( Мф.? 24: 14 ) уже завершено. Теперь наступил час суда Его, а потому, убоявшиеся антихриста и славившие его как Бога, убойтесь истинного Бога в страхе великом перед грядущей вечностью мучений. Не желавшие добровольно от сердца славить небесного Бога, воздайте Ему славу, как тварь, застигнутая врасплох на месте преступления грозным Судьей. Либо в «лето Господне благоприятное» ( Лк.? 4: 19 ) , либо в «час Суда», но все должны будут воздать Ему славу. Вы поклонились твари (антихристу и его иконе) , так и поклонитесь же теперь, в Судный час, Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. И для верных христиан времени антихриста будет звучать это вечное Евангелие небесного ангела, но уже в ином, радостном и утешительном смысле: бойтесь Бога и не страшитесь антихриста, не могущего с телом погубить и души, ибо он получит власть на краткое время и вскоре Суд.

Час суда Божия наступил, и вот весть другого ангела: пал, пал Вавилон. Это будет началом Суда, первым камнем, брошенным в мир при его осуждении Богом (18, 21) .

Подробно о Вавилоне и его падении будет рассмотрено в гл. 17–18. Здесь только кратко рассмотрим слова второго ангела-вестника.

Если сказано в прошедшем времени пал, пал, то это не означает, что падение Вавилона было ранее жизни тайнозрителя и самого видения. Вавилон представляется падшим только в самом видении. Произойдет же это в кончину века и станет событием, совершившимся для людей того времени. Для тех людей прозвучит весть: пал, пал Вавилон! По значению имени: Вавилон = смешение ( Быт.? 11: 9 ) весть ангела можно разуметь как падение с наступлением Суда и кончины века смешения настоящего мира с грехом и всякого житейского смущения. Весь этот хаос и смешение, которые ныне царствуют в мире, как Вавилонская башня, устремятся к небесам при антихристе, падут и исчезнут в час Суда Божия.

С другой стороны, Вавилон, город великий, – это будет действительно великий богоборческий город последнего времени. Вавилон – один из древнейших городов мира вообще. Это – древнейшая цитадель богоборчества и всякого нечестия. Это – злейший враг Израиля. Тот известный нам ветхозаветный древний Вавилон – прототип великого города последнего времени. Из жженых кирпичей воздвигалась древняя Вавилонская башня к небесам ( Быт.? 11: 3–4 ) . Вавилонская башня из дел сожженной совести вознесется к небесам в последние времена ( 1Тим.? 4: 1–2 ) . Об этом городе последнего времени сказано, что он яростным вином блуда своего напоил все народы. Подобно было сказано пророком Иеремией и о древнем халдейском Вавилоне: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали» ( Иер.? 51: 7 ) , упиваясь яростным вином блуда. Слово яростный (??? ?????) означает жар, пламя. Блуд здесь назван яростным, огненным вином, воспламеняющим все тело и разжигающим все страсти. Подобно этому и великий город кончины века воспламенит все народы, напоит их до безумия нечестием и всеми мерзостями. Вавилон научит все народы блудно ходить перед Своим истинным Богом. Блуд здесь – любая неверность Богу и общение с грехом. Известно влияние великих городов на прочие города. Как из рассадников заразы, расползаются из них по всему миру нечестие и пороки. Таково будет и растлевающее влияние этого великого города последнего времени на весь мир. И не просто равнодушно будут люди грешить и отвергаться Бога, но совершать это яростно, как опьяненные до безумства. И тогда внезапно придет конец этому городу. Пока народы безумно пили из Вавилона, как из золотой чаши, яростное вино блуда и безумствовали, «внезапно пал Вавилон и разбился» ( Иер.? 51: 7–8 ) . Так будет и в кончину века.

начался суд. Когда явится горний – небесный Иерусалим, тогда сей Вавилон окончательно падет и истребится.

Блуд здесь назван яростным вином, но известно, что и крепкое вино может привести к блуду, почему апостол и говорит: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф.? 5: 18 ) . Мир сейчас затоплен блудодеяниями и распутством, реки вина текут, не прекращаясь. И люд упивается. Не обратится ли это вино некогда в вино ярости Божией?! «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» ( Притч.? 23: 31–32 ) . Видение третьего ангела 14. 9–10 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем.

Вавилон пал. Теперь возвещается наказание Божие всем принявшим антихриста и поклонившимся ему. Кратко, но ужасно было сатанинское торжество людей антихристова царства. Теперь – расплата.

Кто пил из сатанинской чаши яростное вино блуда, тот будет пить вино ярости Божией из чаши гнева Божия. Опьяненный блудом, будет опьянен яростью Божией. Кто чем грешит, тот тем и наказывается.

И вот горница, большая, устланная, приготовленная. Таинственная тишина вечери. Христос взял «также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк.? 22: 20 ) . В этой чаше ярости Божией, Его гнева теперь Моя кровь. Пролита должна была быть ваша кровь, но пролита Моя. Пейте из этой страшной Чаши, и ярость Его, излитая на Меня, претворится в любовь Его, излитую на вас. Чаша гнева, испитая Мною, стала чашей любви, испиваемой вами. Я жаждал за вас испить вино Его ярости и гнева, жаждайте и пейте вино Моей любви и милосердия, которое есть кровь Моя.

Но люди отвернулись от этой спасительной чаши Божественной евхаристии. Осквернили ее недостойными устами и вовсе отвергли. А потому выслушаем гром апостольских слов: «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен... Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь... ». Страшно впасть в руки Бога живого! » ( Евр.? 10: 29–31 ) . Об этом и весть апокалиптического ангела: тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его! Вино цельное.

Если и ранее Господь наказывал людей, то всегда растворял Свою строгость Своим же милосердием, крепость вина ослаблялась водой. На Страшном же суде будет вино цельное, нерастворенное. Нерастворившие свое яростное вино блуда слезами покаяния будут пить нерастворенное милосердием вино ярости Божией.

Несчастный грешник, принявший антихриста и отверженный Богом на Страшном суде, не избежит чаши гнева Божия и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем. Мучениями в огне и сере Писание представляет вечные муки нечестивых в геенне огненной. Эти муки будут еще особо усугубляться тем, что они будут пред святыми Ангелами и пред Агнцем, в виду их. Нечестивые будут видеть вечное блаженство святых ангелов и их служение Единому Богу, будут видеть то, что они навечно, навсегда потеряли. Будут сравнивать свое состояние и состояние блаженных, будут видеть тех, за вражду к которым удостоились вечных мук. Более того, их муки будут пред Агнцем «и они воззрят на Него, Которого пронзили» ( Зах.? 12: 10 ) , будут видеть Того, на Которого восстали. Но не омоют их уже Его раны. Не способны они уже ни каяться, ни печалиться, ни сожалеть, но только вечно мучиться. Откр. 14: 11 И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

Эти слова напоминают сказанное пророком Исайей: «Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем ни ночью; вечно будет восходить дым ее» ( Ис.? 34: 8–10 ) . Иоанн как бы не дерзает и посмотреть в самое пекло мучения, в эту разгорающуюся печь, а видит только восходящий от нее дым. Дым мучения Андрей Кесарийский разумеет либо как восходящее снизу вместе с плачем дыхание мучимых, либо же как происходящий от геенского огня дым. Дым происходит от огня. Так здесь сами мучения и подразумеваются под огнем. И этот дым мучений будет восходить во веки веков. Вечны будут мучения грешников! О, ужас нескончаемый! И эти мучения будут еще и непрерывны: не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Сейчас люди очень спокойны, когда речь идет о вечности. И не имеют покоя, когда речь идет о жалких делах мирской суеты, о жалких земных богатствах и почестях. Нет никакого беспокойства о спасении души. Говорят душе своей: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк.? 12: 19 ) . И покоится душа беспечно. А когда она внезапно пробудится, будет навеки поздно!..

Душа, имевшая покой на земле и не заботившаяся о своем спасении, там в страшных мучениях не будет иметь покоя ни днем, ни ночью, никогда. Вот страшная противоположность небожителям, которые «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят Господь Бог Вседержитель... » (4, 8) . Одни не имеют покоя в блаженстве и добровольном славословии, другие – в мучениях. Выражение ни днем, ни ночью, как и в 4, 8, означает не наличие дней и ночей в вечности, а непрерывность, там – славословия, здесь – мучения. Просто использован привычный оборот речи для обозначения непрерывности. Откр. 14: 12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.

От судьбы нечестивых в вечности Иоанн переходит к судьбе праведных на земле. Здесь – означает в этой жизни, на земле. Страдать придется всем. Не желающие страдать в вечности должны страдать и терпеть здесь. «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» ( Евр.? 10: 36 ) . Но если грешники будут терпеть муки геенны, муки за свои грехи, будут испытывать мучения совести, то святые здесь на земле претерпевают невзгоды и лишения, имея покой в душе и великое упование. Особенно великое терпение необходимо будет иметь святым в тяжелое время антихристовых гонений. Указан здесь и путь, каким святые достигают спасения, это – соблюдение заповедей и вера в Иисуса. Вера и дела – вот путь на небо. Одно без другого не спасительно. Откр. 14: 13 И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.

После того, как Иоанн видел этих трех ангелов-вестников, он услышал голос с неба, повелевающий ему записать то, что услышит. Этим подчеркивается особая важность того, что будет сказано. И Иоанн записал услышанное, а мы поныне утешаемся этой радостной истиной.

Перед своими крестными страданиями Господь сказал: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.? 12: 31 ) , Он Сам сошел в ад и «пленил плен» ( Еф.? 4: 8 ) , а разбойнику на кресте сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.? 23: 43 ) . Крест победил ад и смерть. «Поглощена смерть победою» ( 1Кор.? 15: 54 ) , Христос смертью смерть попрал. И вот небесный глас возвещает: отныне блаженны мертвые... Отныне не ужас, а блаженство несет с собой смерть. Но не всем. Только что были тайнозрителю показаны мучения нечестивых после смерти.

Умирающие в Господе – это не обязательно мученики, претерпевшие умерщвление за Господа, а вообще все праведники, чья жизнь была во Христе до самого смертного часа. Это – говорящие вместе с апостолом Павлом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.? 2: 19–20 ) . Смерть в Господе – это то, о чем нас всегда призывает молиться Церковь: «Христианския кончины живота нашего, безболезны, непостыдны, мирны, и доброго ответа на страшном судищи Христове, просим». Блажен, кто, умирая, всем простил и, примирившись с Богом и людьми, отошел в вечность. Для таковых смерть – не мрак, не катастрофа, а утро невечернего дня, заря грядущего немеркнущего Света.

Напутствует Церковь своих чад в вечность молитвой: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих», и многими другими молитвами об их упокоении. Здесь, на земле, – терпение и труды святых, там – покой. Земная жизнь христианина – это непрестанные труды на ниве Божией, это непрестанное несение креста. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.? 11: 12 ) . А апостол пишет: «Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его» ( 1Сол.? 1: 9–10 ) . Труд и терпеливое ожидание – вот участь святых здесь на земле. «Посему для народа Божия еще остается субботство (= покой – Г. Ф.) . Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих» ( Евр.? 4: 9–10 ) . Какая великая разница! Имевшие покой на земле в вечных мучениях не будут иметь покоя ни днем, ни ночью. Ревностно трудившиеся Богу и хранившие терпение на земле – упокоятся в вечных обителях небесного Отца.

Почившие в Господе не пустыми идут в вечность. За ними, как доброе наследство, идут в вечность их добрые дела. Почему Господь и учил: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они (облагодетельствованные вами – Г. Ф.) , когда обнищаете (умрете) , приняли вас в вечные обители» ( Лк.? 16: 9 ) . Добрые дела, как светлая одежда, облекут праведника в вечности. Но с чем предстанешь ты, ленивая душа, там, не творя добрых дел любви в Духе Святом?! Не боишься ли обнажения своей срамоты, ибо не во что будет тебе облечься? Не забываешь ли, что все мы будем судимы по делам, как о том учит Писание? Не забываешь ли, что по смерти нет ни покаяния, ни добрых дел? На что надеешься, душа нерадивая? Спеши творить добро! Картина жатвы После того как Иоанн записал сказанное небесным голосом (ст. 13) , ему открывается новое видение. Сначала собственно картина жатвы (ст. 14–16) , потом картина обрезания винограда (ст. 17–20) . Интересно отметить, что здесь Христос явится ему не как Агнец, но снова, как в первой главе, в виде Сына Человеческого. Это третья картина Апокалипсиса (см. Приложение 2) .

После видения трех ангелов-вестников... Откр. 14: 14 И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.

Так явился Иоанну Господин жатвы подобный Сыну Человеческому – Иисус Христос Мессия. Как Сын Человеческий являлся Христос тайнозрителю в самом первом видении Апокалипсиса (1, 13) . Особенно же это видение перекликается с видением пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.? 7: 13–14 ) . И у Даниила, и у Иоанна мы видим Христа, подобного Сыну Человеческому, грядущему на облаках судить мир. Слово подобный здесь означает не просто сходство, а действительное тождество. Он действительный Сын Человеческий, не мнимо, а действительно Тот, воплотившийся от Девы.

Некогда в день Вознесения на Елеонской горе ученики видели Господа, возносящегося на небо на облаке. Тогда два мужа-ангела сказали им: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.? 1: 11 ) . На облаках небесных вернется Господь судить Вселенную. «Тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.? 24: 30 ) . «Се грядет с облаками... » (1, 7) . В облаках будет и встреча Христа с Церковью: «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» ( 1Сол.? 4: 17 ) . И у Даниила: «вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий». Светлое облако – знак небесной чистоты, света, величия и славы грядущего Господа. Под этими облаками могут разуметься и светлые ангельские силы, как сказано: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих» ( Иуд.? 1: 14 ) . Или как воспет Господь у Давида: «Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его... Возгремел на небесах Господь... » ( Пс.? 17: 10–14 ) . Помимо ангельских сил можно разуметь и «облако свидетелей» ( Евр.? 12: 1 ) , которое также будет окружать Господа в Его пришествии. Но никто нам не мешает также веровать тому, что, как буквально облако скрыло от очей учеников возносящегося Господа, так и буквально в облаках явится Господь Грядущий. ... Как привычно нам поднимать глаза и созерцать облака – этих причудливых небесных странников. Но думаем ли о том, что когда-то, вот так же привычно поднимем глаза, увидим все те же облака, и вдруг явится в них Тот, Кто некогда в них скрылся от очей людских? Возможно, это увидят наши потомки, а может быть – мы! Бодрствуйте!

На голове его золотой венец – знак царского достоинства над всем видимым и невидимым. «... И паки Грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца» ( никео-цареградский Символ веры ) . И в руке его острый серп.

Некогда «вышел сеятель сеять» – это о первом пришествии Христа. Теперь же – Суд, жатва. «Жатва есть кончина века» ( Мф.? 13: 39 ) . Некогда Господь говорил ученикам: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф.? 9: 38 ) . Теперь же Он грядет с острым серпом в руке Своей. Откр. 14: 15 И вышел другой Ангел из храма (имеется в виду небесный храм, уже ранее виденный Иоанном – Г. Ф.) и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.

Ангельские силы взывают ко Христу: пусти серп твой и пожни, начни Свой праведный Суд, раздели верных от неверных, воздай каждому по делам его, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. Когда колос созрел, то он требует, чтобы его пожали и убрали в житницу. «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» ( Ин.? 4: 35 ) . Ангел, взирая на все происходящее на земле, да и получив, видимо, особое указание от Бога, видит, что мир созрел, все готово. Созрело человечество в своих грехах и беззакониях. Это уже не младенческие грехи, это – зрелые плоды лукавого. Дальше – некуда! Зрелый колос гнется к земле. Созрела и Церковь Божия «в меру полного возраста Христова» ( Еф.? 4: 13 ) . Небесным светом сияют мученики и подвижники последнего времени, отсеяны все полуверные через сито гонений антихриста. Говорит небесный Жених Своей невесте-Церкви: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! Со мною с Ливана, невеста! со мною иди... » ( Песн.? 4: 7 ) . «И Дух и невеста говорят: прииди! » (22, 17) своему небесному Жениху. Взывает ангел: пусти серп твой и пожни, жатва на земле созрела. Откр. 14: 16 И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.

Видел это и древний пророк Иоиль: «Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела... близок день Господень к долине суда» ( Иоил.? 3: 12–14 ) . И поверг сидящий на облаке, т. е. Христос, «ибо Отец... весь Суд отдал Сыну» ( Ин.? 5: 22 ) серп свой на землю, и земля была пожата. Серп Страшного суда повергнут на землю. Жнецы-ангелы ( Мф.? 13: 39–43 ) приступили к совершению жатвы. Собраны праведные, отделены беззаконные – и земля была пожата. ... Осенний ветер уныло завывает над пустыми полями, Пшеница – в житницах, плевелы – в огне.

После картины жатвы Иоанну показывается картина обрезания винограда (ст. 17–20) , где в несколько ином виде показывается собственно то же самое, что в картине жатвы (ст. 14–16) . Откр. 14: 17 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.

Этот ангел, подобно Христу Сыну Человеческому (ст. 14) , имеет острый серп, но в отличие от Христа он не восседает на облаке, а выходит из небесного храма, как служебный ангел-вестник; он не назван Сыном Человеческим, а просто ангелом; глава его не увенчана золотым венцом, выражающим царское достоинство. Итак, это служебный ангел, может быть, верховный над теми ангелами-жнецами, о которых говорит Христос, что они будут Им посланы в кончину века совершить жатву, т. е. собрать из Царства Его все соблазны и делающих беззакония и ввергнуть их в печь огненную ( Мф.? 13: 39–42 ) . Откр. 14: 18 И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.

Теперь Иоанн видит еще иного ангела, имеющего власть над огнем. Мы уже ранее говорили, что как отдельные люди, народы, так и стихии имеют своих ангелов. Вся жизнь мира имеет еще как бы свою иную невидимую сторону. Все события этого мира, и даже естественные явления природы, тесно связаны с событиями невидимого мира ангелов. Так четыре стихии нашего мира: земля, вода, огонь и воздух имеют своих ангелов ( 4, 7; 7, 1 ) . Мы читаем о «духе тверди» ( 3Езд.? 6: 41 ) , или ангеле земли; об ангеле вод (16, 5) ; об ангелах воздуха, держащих ветры земли (7, 1) и здесь видим «ангела, имеющего власть над огнем» (14, 18) . Так что не только в исторических событиях, но и в естественных явлениях природы, которые вокруг нас происходят, мы должны видеть отражение каких-то событий в ангельских мирах. Подули ветры, где-то землетрясение, где-то воды вышли из берегов и затопили окрестности, огонь вспыхнул – все это совершается через ангелов. Вода пробивает путь сквозь камни, ветры раздувают пожар – это всё ангелы борются и действуют. Физика, химия только описывают явления природы, их таинственную сущность и смысл объясняет богословие. Физика отвечает только на вопрос: как? Богословие – на вопрос: почему и зачем?

И вот этот ангел огня вышел от жертвенника. Это не золотой жертвенник святилища, ибо из храма вышел не этот ангел, а первый с серпом (ст. 17) . К тому же, здесь и нет прилагательного «золотой» (8, 3–5) . Здесь имеется в виду безусловно медный жертвенник всесожжений, стоявший во дворе храма (8, 3–5) . Мы имеем право на такие заключения, т. к. земной храм был построен по образу небесного ( Исх.? 25: 8–9; 26: 30 ) . Под этим жертвенником на небесах вопияли души убиенных об отмщении за их кровь (6, 9–10) . Как бы в ответ на эти молитвы от этого жертвенника ангел огня взывает к ангелу, имеющему острый серп, чтобы произвести Суд над нечестивыми жителями земли.

С великим криком воскликнул ангел огня к имеющему острый серп. Если в картине жатвы ангел «воскликнул громким голосом» (ст. 15) , то здесь – с великим криком, настолько невыносимо стало беззаконие и нечестие жителей земли, созревших к жатве. Поэтому вопиют к жнецу: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды (ст. 15) . Гроздья винограда – это нечестивые и беззаконные, наполняющие своими грехами чашу гнева Божия вином ярости. Христос назвал своих верных чад виноградными ветвями лозы, которою является Он Сам ( Ин.? 15: 5 ) . Здесь же тайнозритель видит те виноградные ветви, о которых Господь сказал: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин.? 15: 6 ) . Откр. 14: 19 И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.

Кончился день благодати. Ангелы Божии «собрали из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» ( Мф.? 13: 41 ) . Эти негодные виноградные ветви ангел-жнец бросил в великое точило гнева Божия, «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.? 25: 41 ) . Так и Андрей Кесарийский под «точилом гнева Божия» разумеет место наказания, уготованное дьяволу и ангелам его. Воистину «страшно впасть в руки Бога живого! ( Евр.? 10: 31 ) . Откр. 14: 20 И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

Как это видели и пророки. Исайя: «Кто это идет от Едома, в червленных ризах... Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; ибо день мщения – в сердце Моем, и год Моих искупленных настал» ( Ис.? 63: 1–4 ) . Иоиль: «... Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! » ( Иоил.? 3: 12–14 ) . И истоптаны ягоды в точиле за городом.

Так оно было и буквально в древнем Иерусалиме. Виноградные точила помещались за городом. Так оно будет и в вечности. Город – это небесный Иерусалим, «а вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (22, 15) . Вне небесного города праведных будет великое точило гнева Божия, место осуждения нечестивых, «ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных» ( Пс.? 124: 3 ) . Некогда «Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» ( Евр.? 13: 12 ) земного Иерусалима. Там, вне города, на Голгофском холме, был установлен Крест – великое точило гнева Божия. Там излилась чаша вина ярости Божией на непорочного Агнца. Там была обрезана и истоптана «истинная виноградная лоза» ( Ин.? 15: 1 ) , там потекла пречистая кровь из точила, чтобы залить Собой всю вселенную и омыть ее. Там потекло «вино новое» ( Мк.? 14: 25 ) , о котором сказал Господь, что будет пить его с учениками во Царствии Своем. Теперь все иначе: «Вот, Агнец стоит на горе Сионе» (ст. 1) в небесном Граде, а вне его, в геенне, в великом точиле гнева Божия попираются нечестивые. И льется кровь никому не нужная, кровь наказания за грехи и отвержение Сына Божия. Не омывшиеся Кровью Христовой будут утопать в своей собственной.

Когда истоптаны были ягоды в точиле за городом, то потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий. Кровь из точила – это виноградный сок, вино, выдавленное из гроздьев. В лютых сражениях кони ходят по упоенной кровью земле, но невозможно себе и представить изображенное здесь – кровь из точила заливает все пространство, достигая даже до узд конских. В виде коней Писание изображает наказующих ангелов. «Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки – негодование Твое, или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные... Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы» ( Авв.? 3: 8, 12 ) . То, что кровь из точила достигла даже до узд конских, означает, с одной стороны, что вдавшиеся в чувственные наслаждения сделались неистовыми конями, которых не удержишь ничем. Поэтому удержаны они будут, как за узду, только вечными мучениями. С другой стороны, достижение крови из точила до узд конских означает также безмерность геенских мучений. Но кровь точила не захлестнет с головой, а только до узд, т. е. мучения не уничтожат грешника и через то не прекратятся. Если под конями разуметь наказующих ангелов, то узда – это Божественное определение, которым управляются ангелы. Ангелы не могут сделать ничего сверх того, что им определено Богом. И мучения грешников доходят до этой узды, до определения Божьего, т. к. больших мучений они уже стерпеть не смогут, да и эти невыносимы.
Предыдущая страница

Источник текста


Вам может быть интересно:

вавилонская башня | вавилонская земля | небесный иерусалим | вавилонская религия | иерусалим небесный |

Постоянная ссылка: Толкование на Апокалипсис, Часть 14 - читать, скачать - протоиерей Геннадий Фаст
Справочник - ПОИСКОВ.РФ