Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть I. К ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
Протасьев, как вспоминал позже прот. Николай, был «поклонником его служения». Прот. Николай часто служил в кафедральном соборе, в епархиальном женском училище, семинарии и гимназии. На Пасху, 14 мая 1907 г., о. Николай был возведен в сан протоиерея.

Методических пособий для учителей церковных школ в 1895 г. не было вовсе, и преподавали «как Бог на душу положит», поэтому учителям была разослана выдержка из первого отчета Н. К. Чукова с указаниями для преподавания каждого учебного предмета. Постепенно все школы снабжались специально разработанными для учителей методическими руководствами по всем предметам и необходимым количеством единообразных учебников для учащихся. При школах открывались библиотеки, устраивались хоры. Особое внимание о. Николай уделял улучшению бытовых условий и увеличению окладов жалованья педагогического состава. «Правила» 1884 г. устанавливали двухгодичный курс обучения с предварительным прохождением учениками программы школ грамоты. Это было возможно при такой системе, какая существовала, например, в соседней Финляндии, где во всех деревнях прихода были школы грамоты, откуда дети поступали в центральную церковно-приходскую школу с двухлетним курсом. Н. К. Чуков считал, что в Олонецкой губернии при отсутствии подобной организации и при наличии карельского и чудского элементов в школах двухгодичного курса было недостаточно. В первый же год работы наблюдателем он поставил в Епархиальном совете вопрос об увеличении курса в церковно-приходских школах до трех лет. Преосвященный возбудил ходатайство, и Св. Синод указом от 19 октября 1896 г. разрешил этот вопрос положительно. Организованная советом под председательством Н. К. Чукова комиссия выработала особое распределение учебного материала, содержащегося в программах церковно-приходских школ, на 3 года соответственно увеличенному курсу обучения.

Наряду с открытием новых школ и увеличением средств на их содержание, улучшалась и постановка учебно-воспитательного дела. В 1897 г. согласно порядку, предложенному о. Николаем и принятому Епархиальным училищным советом, письменная экзаменационная работа каждого выпускного ученика проходила через 5 рассматривавших ее инстанций: испытательную комиссию, уездного наблюдателя, уездное отделение, епархиального наблюдателя, Епархиальный училищный совет. Это гарантировало объективность оценки работ и то, что ученик, получавший свидетельство, был действительно этого достоин.

В 1898 г. Епархиальный училищный совет одобрил составленные о. Н. Чуковым «Указания о порядке производства испытаний в церковно-приходских школах», по которым письменные и устные испытания (экзамены) должны были проводиться не только в выпускных, а во всех отделениях школ. О. Николай считал, что учебно-воспитательная сторона в школах всецело зависит от состава учителей и их квалификации. При небольшом окладе воспитанники духовной семинарии неохотно шли в учителя, и преимущественный контингент составляли выпускницы Епархиального женского училища; о. Николай обратил особое внимание на постановку дела в образцовой школе при нем, добившись назначения туда М. С. Машезерской, лучшей учительницы в губернии. Для учителей о. Николай устраивал летние трехнедельные педагогические курсы повышения квалификации, всего 7 за время своей работы. Постепенно увеличивалось жалованье учителям - со 120 руб. в 1895 г. до 240 руб. в 1909 г. (плюс 60 руб. за пятилетнюю выслугу и 30 руб. на квартиру, если ее не было, плюс 30 руб. за законоучительство) . Жалованье стало выплачиваться регулярно, что решило вопрос с текучестью кадров.

Согласно «дополнительному плану», разработанному в 1898 г. директором народных училищ губернии Д. П. Мартыновым и прот. Н. Чуковым совместно с отцами - уездными наблюдателями, в октябре 1909 г. высочайшим разрешением в Олонецкой губернии было введено всеобщее начальное обучение. Все школы грамоты были в преобразованы в церковно-приходские. Церковные школы были включены в общую со школами других ведомств школьную сеть Министерства народного просвещения, в которой заняли свое достойное место. Церковные школы стали финансироваться государственным казначейством наравне со школами других ведомств.

Относительно бытовавшего у недругов церковных школ аргумента, что школы были «плохо поставлены», можно отметить, что в учебный курс одноклассных школ, согласно установленной синодом программе, входили: Закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык, русский язык, арифметика и чистописание. В своих школах прот. Н. К. Чуков, кроме перечисленных предметов, ввел преподавание важнейших сведений по отечественной истории, географии, природоведению и начальных сведений из геометрии, о чем Олонеций Епархиальный училищный совет в 1909 г. сделал соответствующее постановление. В земских школах эти дополнительные предметы не преподавались. Более того, церковные школы были дешевле. В церковных школах с двойным комплектом учащих, т. е. при числе учеников более 50, курс обучения стал четырехгодичным. А в карельских и вепсских школах курс обучения был увеличен до 4, 5 лет.

Трудно перечислить все, что было сделано энергичным епархиальным наблюдателем для дела народного просвещения родного края, но с уверенностью можно сказать, что 15-летнее ревностное служение о.
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

собор 1064 1180 баптистерий 1152–1365 колокольня 1173–1372 кампосанто 1277–1464 пизе | свт василий великий роспись парекклисиона троицы мон-ря свт иоанна златоуста 1099–1102/03 или 1111/12–1118 | мученичество евтропии александрийской миниатюра минология василия 976-1025 vat 1613 149 | мученичество домники миниатюра минология василия 976-1025 vat 1613 111 | прп иларион великий миниатюра минология василия 976-1025 vat 1613 128 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть I. К 140-летию со дня рождения : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера