Источник текста

«В гневе начал царь чудесить…» / Православие.Ru


Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина Как часто мы выносим вердикт ближнему по каким-то совершенно нелепым причинам. Начинаем в своем гневе чудесить, когда что-то досадило нам, а другой-то человек по существу не виноват. Мы, слава Богу, не цари и не можем безраздельно распоряжаться жизнью другого. Но, увы, мы можем губить жизнь собственную своим бесчеловечным отношением к ближнему.

Замечали ли вы за собой, что, поспешно вспылив по какому-то поступку ближнего, потом об этом жалеете? И напротив, вовремя удержав себя от бурного проявления чувств, потом бываете рады, что не допустили этого.

Давайте посмотрим на себя: что происходит с нами в минуту сильного раздражения? Да мы же теряем голову, как будто умалишенные перестаем контролировать ситуацию. Внутри всё кипит, разум не действует, речь становится резкой и прерывистой. И только потом мы объясняем всё тем, что «погорячились маленько».

Итак, одна из причин конфликтов людей – несдержанность и нетерпеливость. Нам кажется, что мы непременно правы и что нужно тотчас высказать всё, что думаем, поступить в отношении ближнего так, чтобы мало не показалось.

Вот почти анекдотическая ситуация, случившаяся в жизни знаменитых людей. Однажды А. С. Пушкин в кругу приятелей сочинил четверостишие, в котором посмеялся над своим другом поэтом В. К. Кюхельбекером. Тот, оскорбленный, немедленно вызвал Пушкина на дуэль. Страсти, как говорится, разгорелись не на шутку. Первым стрелял обиженный. И когда он целился, Пушкин с иронией закричал секунданту А. Дельвигу: «Стань на мое место, здесь безопаснее! » Действительно, пистолет дрогнул, так что пуля пробила фуражку на голове Дельвига. Сам же Пушкин, к его чести, от выстрела отказался. На этот раз Бог уберег Пушкина от пули. Тем не менее, речь шла о человеческой жизни. И если вникнуть в ситуацию, то последняя в жизни Александра Сергеевича роковая дуэль во многом была спровоцирована именно его несдержанностью и раздражительностью.

Всем нам не раз приходилось наблюдать ситуации, как кто-то, «попав под горячую руку», оказывался в такой немилости, что судьба его решалась самым кардинальным образом. Свою усталость, огорчения, обиды от неудач и приключившихся неприятностей мы выплескиваем на первого попавшегося человека, как будто это он является причиной всех наших бед и несчастий. Подобный срыв легко оборачивается взаимной, порой долголетней враждой. И возможно, что обиженный нами человек, приняв от нас эстафету вспыльчивости и раздражения, передаст ее кому-то другому. В итоге, словно по эффекту домино, люди досаждают друг другу из-за каких-то пустяков и глупостей.

В этой связи вспоминается сказание об известном правителе Индии Акбаре Великом (вторая половина XVI в.) . В его окружении блистали великие художники, танцоры, философы. У Акбара имелась одна причуда – он мог вдруг сделать что-то такое, что вызывало бы у других изумление. Однажды он беседовал с девятью своими лучшими друзьями и неожиданно ударил по лицу человека, стоявшего рядом. Им оказался Бирбал, самый умный человек при дворе. Подождав секунду, Бирбал развернулся и дал пощечину стоявшему рядом с ним министру. Не долго думая, министр повторил то же самое со следующим, а тот еще с другим. Получилось так, что эта пощечина обошла всю столицу. А поздно вечером, когда Акбар уже готовился ко сну, его вдруг ударила собственная жена. «Что ты делаешь? » – спросил он. «Сама не знаю, в чем дело, – ответила она, – но это происходит по всей столице. Меня тоже сегодня ударили. Кроме тебя мне некого ударить». «Надо же, – сказал Акбар. – Моя собственная пощечина вернулась ко мне».

Полученная обида от других сидит в душе неприятной болью и выплескивается наружу при первой же возможности. Однако в нашей жизни действует закон бумеранга. То злое, что делаем мы другим людям, непременно вернется к нам, хотя бы от совершенно посторонних людей, обязательно кто-то тоже вспылит и тоже доставит нам боль.

В этой связи преподобный Марк Подвижник в своем 6-м Слове высказал очень важную мысль: общность с другими людьми бывает не только от любви, но и от злобы. Причем общность от злобы навлекает на тебя беды ненавидимого тобой человека. Как пишет преподобный Марк, «всякий, обижающий ближнего, соразмерно с обидою принимает на себя искушение обижаемого им». Вот почему люди злобные непременно подвергаются несчастьям, причины которых не могут сами понять – Господь попускает им то, что попускалось другим людям, потерпевшим от злобных обиду.

Итак, многие наши проблемы связаны с тем, что мы крайне нетерпеливы к другим и не можем хранить самообладания. Причем выплескиваем свое раздражение по преимуществу на самых близких людей.

В конфликте, когда вы начинаете гневаться на кого-либо, не давайте волю первому слову. Если вы чувствуете, что уже выходите из себя, промолчите. Обычно считается, что лучше выговорить всё, что ты думаешь, так сказать – выплеснуть наружу негатив, чтобы внутри его не осталось. Но в минуту гнева достаточно произнести первое слово, как за ним скажете и второе, тяжелее первого, и конфликт вспыхнет как огонь, который погасить будет очень трудно.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) предлагает такой совет: не предпринимай никаких решений в час своего гнева. «Час гнева есть час безумия для всякого разгневавшегося, хотя бы разгневавшийся принадлежал к первейшим мудрецам». Всякое решение должно исходить из зрелого, беспристрастного суждения, а не из страсти, охватившей душу. А ведь сколько гадких вещей люди наговорят друг другу в минуту гнева! Сколько самых нелепых решений примут!

В древнем Патерике повествуется, как братия пришли к некоему святому старцу, безмолвствовавшему в пустынном месте, и увидели вне его монастыря мальчиков, пасущих скот и произносящих неприличные слова. Повидавшись со старцем, исповедав ему свои помышления и ощутив душевную пользу от его наставления, братия спросили: «Авва! Почему ты позволяешь этим мальчикам быть близ тебя и кричать непристойно? » Старец отвечал: «Поверьте мне, братия, бывают дни, что порываюсь запретить им, но останавливаю себя: “Если я не снесу этого малого беспокойства, то как снесу большее искушение, если попустит его Бог? ” По этой причине ничего не говорю им, чтоб образовался во мне навык терпеливо переносить всё происходящее». Конечно, реагировать на случающиеся в жизни несправедливости нужно, но только не выходя из себя.

Если вы чувствуете, что готовы взорваться, то на мгновение остановитесь. Не произносите ничего в секунду, когда чувствуете, что вспылите. Психологи, кстати, в таких ситуациях советуют сделать три спокойных вдоха и выдоха, как будто вы в этот момент над чем-то задумались. Впрочем, у каждого христианина есть куда более сильное средство – произнести про себя пусть и коротенькую, но молитву. Обратившись умом своим к Богу, вы отвлечетесь от раздражения, приступ страсти утратит свой первый накал. А обращение к Господу доставит свободу от возникшего искушения вспыльчивости. Когда же первая волна чувств и эмоций будет преодолена, вы уже легче овладеете самими собой, вернете себе равновесие и ответите более взвешенно и спокойно.

На самом деле, подвиг христианской жизни заключается не в том, чтобы сотворить какие-то великие героические дела, а в том, чтобы в своей повседневной жизни хотя бы в малом побеждать страсти и делать добро другим людям. В этой связи послушаем величайшего подвижника христианской древности преподобного авву Пимена: «“Больше любви никто не имеет, как если кто душу свою положит за друзей своих” ( см. : Ин. 15: 13 ) . Если кто услышит огорчительное слово и вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику – то он этим положит душу свою за ближнего».

Да, да, жизненным подвигом является вовсе не только героизм в экстремальных ситуациях. Христианская любовь к ближним и жертвенность в повседневной жизни – тоже подвиг и героизм, хотя и незаметный другим. Но если, скажем, герои войны принимают удар на себя исключительно в минуту опасности, когда совесть побуждает пожертвовать собой, то каждому христианину такая жертвенность заповедана Христом как правило повседневной жизни, то есть чтобы принимать удар на себя и не наносить его никому другому. Как бы это ни выглядело трудным, христианская жертвенность и любовь должны быть для нас повседневностью. На самом деле, у нас собственно и нет иного выхода – либо работать над собой и преодолевать обиды, либо плыть по течению и тогда самая малость будет выводить нас из себя.

Итак, для того чтобы преодолеть в себе вспыльчивость, следует начать с малого. Самое первое, это, когда тебя обидят, молчи. Не позволяй себе выплескивать негодование. В следующий раз промолчать будет легче, меньше станет и смущение от причиняемых неприятностей.

Второе: если назревает конфликтная ситуация, то главное – не дать душе увлечься страстью. С появлением первых злых чувств надо сразу же обращаться к Богу с молитвой: «Господи, помоги, укрепи, защити! » Святитель Игнатий (Брянчанинов) Еще одна задача – победить в себе вспышку злобы в тот же самый день, еще до захода солнца. «Солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф. 4: 26 ) , – сказано в Священном Писании. Легко вырвать сорняк, не успевший пустить корней, а вот укоренившийся удалить уже намного труднее.

Конечно, у каждого из нас бывают случаи, когда терпение на второй или третий раз исчезает. Отчего же так? Мы часто не терпим наших ближних, потому что считаем: нам придется терпеть бесконечно. Но в жизни всё бывает лишь несколько раз. Пусть что-то случается десять или двадцать раз, но потом всё равно завершится. Всё имеет конец, и беда наша в том, что мы этих нескольких раз потерпеть не желаем. «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк. 21: 19 ) , – сказал Христос. И если мы постараемся вникнуть, то увидим, что одни и те же ситуации могут влечь человека к погибели, но могут стать и ступенькой к спасению его души, в зависимости от того, раздражаемся мы, выходим из себя или же, проявив терпение и любовь к ближнему, закаляем душу в добре.

Вот, например, какую совершенно неожиданную для нас сторону в неприятных для нас ситуациях общения с ближними вскрывает преподобный авва Дорофей: «Случается также, что иной, как кажется ему, пребывает в мире и безмолвии; но когда брат скажет ему оскорбительное слово, то он смущается и потому полагает себя в праве скорбеть на него, говоря: если бы он не пришел и не смутил бы меня своими словами, то я не согрешил бы. Вот смешное суждение! Вот обольщение диавольское! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил в него страсть? Он только показал ему ту, которая уже была в нем, для того, чтобы он, если хочет, покаялся в ней. Такой подобен гнилому хлебу, который снаружи хорош, а внутри заплесневел, и когда кто-либо разломит его, то обнаруживается его гнилость. Так и этот пребывал, как ему казалось, в мире, но страсть была внутри его, а он не знал о сем; брат сказал ему одно слово и обнаружил гнилость, сокровенную внутри его. И так, если он хочет получить помилование, то пусть покается, очистится, преуспеет; и пусть видит, что он еще должен благодарить брата как доставившего ему таковую пользу. Ибо искушения не будут уже одолевать его, как прежде; но на сколько он преуспеет, на столько они окажутся для него легчайшими: ибо по мере того, как душа преуспевает, она становится более крепкою и приобретает силу переносить находящие на нее искушения».

Вот так Господь всех нас ставит в ситуации, раскрывающие нам наше подлинное внутреннее содержание. Таков Промысл Божий, чтобы мы совершенствовались, общаясь друг с другом, возрастая в терпении, смирении и взаимной любви. Нужно только правильно взглянуть на происходящее. Тогда вместо постоянных пересудов, сводящихся к тезису: «я во всем прав, а другие не правы», мы увидим свою внутреннюю неправоту ( она-то и проявляется во вспыльчивости ) , преодолев которую обретем внутренний мир.

Андрей_л Кротов 23 августа 2014, 00: 29 Очень полезно! Спаси Господи! Елена 29 января 2014, 14: 42 гость: Да, на православном христианине зло должно прерваться, смирением и кротостью рвётся бесконечная цепь зла. -все верно Не будем умножать во вселенной зло, его итак очень много. Будем уничтожать его христианской любовью. Тут и понимаешь слова Господа, что ударят тебя по щеке-подставь другую, то есть, если по нашей теме обидели тебя-прости, а лучше ответь добром и любовью. Потому что, Бог наш -Любовь и мы Его рабы. Наталья 18 ноября 2013, 12: 13 Насчет Пушкина тоже не согласна. Он как потомок старинного дворянского рода не мог не ответить на оскорбления, которые распространялись в обществе о его жене Н. Гончаровой. Конечно он был ревнив, но не из-за гнева своего пошел на дуэль. Понятие о чести требовало от него такого поступка. Алексий 14 сентября 2013, 22: 06 Виктор Торгунов, вот что я прочитал про графа Нессельроде - Исходя из этой статьи будучи полу-немцем, полу-евреем он служил России и по-видимому небыл причастен к смерти А. С. Пушкина. Алексей 14 сентября 2013, 21: 37 Спаси Господи! И я болею сим пороком. Господи, помоги мне избавиться от него. Лариса 13 сентября 2013, 01: 29 Спасибо за статью, так вовремя. Сижу вот злюсь на мужа, хотя прекрасно понимю, что просто я вспыльчивая. Вот так всегда, наговорю ему гадостей, потом совесть мучает. Как он не ушел от меня до сих пор? И тут эта статья развеяла мой туман-дурман в голове. Спасибо вам огромное! НиколайМ спасибо и вам за совет, попробую. Очень эта проблема актуальна для меня. xiuli 12 сентября 2013, 22: 48 Трудно, очень трудно... Цитировать просто - делать трудно! Татьяна 12 сентября 2013, 21: 50 Большое спасибо за статью. Прямо для меня. Я когда-то где-то прочитала еще два совета, чтобы не раздражаться: 1 (помни, что все, что ты говоришь или делаешь, ты делаешь перед лицом Божиим; 2) представь, что ты и твой обидчик сейчас должны умереть Юрий 12 сентября 2013, 19: 45 Эта статья - укор нашему маловерию. Ведь если в сердце постоянно присутствует Бог, то даже в гневе не заходит Солнце. Страх Божий дает шанс спохватиться и одуматься. Но чаще в наших сердцах большое Я и, тогда, как не печально, приходиться скорбеть о свершившемся грехе гнева и пожинать плоды уныния. Помоги нам всем, Господи! НиколайМ 12 сентября 2013, 19: 26 Маленький практический совет, данный моим духовником на исповеди много лет назад: за каждое " гнилое слово " - 30 поклонов... Пару недель покланялся - как отрезало... Спаси, Господи, иерея Иакова!

Виктор Торгунов 12 сентября 2013, 15: 38 Итак, нам сообщают: ПУШКИН был " несдержан и раздражителен " , а потому естественно, что он был застрелен... Вам бы, автор, стихотворение Лермонтова прочитать, а затем изучить историю заговора с целью убийства " умнейшего человека России " . И тогда, - если не зажмуритесь! - увидите: ПУШКИНА убил не французский, и даже не голландский, гомосексуалист, а граф Нессельроде, канцлер Российской империи, еврей. Полина 10 сентября 2013, 23: 57 Спаси Господи! Спасибо большое! Очень нужная статья, так важно оставаться в душе смиренным и терпеливым, спасибо! Татьяна 10 сентября 2013, 22: 16 Очень нужные слова! Спаси, Господи! А 10 сентября 2013, 20: 30 Очень хорошая и полезшая статья! Спасибо! Дмитрий 10 сентября 2013, 20: 20 Надо же, только сегодня гневался на товарища, в общем-то по пустякам, потом переживал, и тут наткнулся на эту статью, как будто специально для меня (Спасибо, Господи! Сергей 10 сентября 2013, 19: 47 Спасибо, узнал себя. ирина 10 сентября 2013, 18: 37 СПАСИ ГОСПОДИ! Димитрий 10 сентября 2013, 17: 24 Очень актуальная статья для меня, вроде борюсь кажется побеждаю... а потом качусь вниз, но хвала Господу, чувствую Его присутствие... а с Ним всё возможно! Сергий 10 сентября 2013, 14: 07 Спасибо большое!!! очень дельная статья в помощь молодым верующим на пути к пониманию Веры Православной! р. Б. Сергий Валерий 10 сентября 2013, 12: 41 Спаси Господи! Хорошая статья. гость 10 сентября 2013, 10: 23 Да, на православном христианине зло должно прерваться, смирением и кротостью рвётся безконечная цепь зла. Когда этот помысел пришёл ко мне, тогда стали понятны раньше безумные моему мнению поступки святых: Серафим Саровский смиренно и кротко снёс избиение от разбойников, хотя был в физической силе и с лёгкостью мог им противостоять) топор также положил на землю (.)


Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Таинство Крещения / Православие.Ru | Во что мы веруем? / Православие.Ru | Зачем нужен пост и в чем его отличие от вегетарианства и от диеты? / Православие.Ru | Сначала полюби / Православие.Ru | «Пережевывая их, мы изъедаем сами себя» / Православие.Ru | Рецензия на «Закон Божий» архимандрита Иова, протоиерея Павла и иерея Александра Гумеровых / ... | Возлюбить врага своего / Православие.Ru | Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru | Храмы Духа Святого / Православие.Ru | О друге, дружбе и общности / Православие.Ru | Кто такие старцы / Православие.Ru | Как сохранить молитвенный настрой в течение поста? / Православие.Ru | Святитель Игнатий (Брянчанинов) о терпении скорбей и искушений / Православие.Ru | «В гневе начал царь чудесить…» / Православие.Ru | Почему мы теряем теплоту и отзывчивость / Православие.Ru | Святитель Игнатий (Брянчанинов) о ступенях молитвы Иисусовой / Православие.Ru | Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2 / Православие.Ru | Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru | Бояться ли порчи и сглаза? / Православие.Ru | «У меня украли дочь…» / Православие.Ru | Достойно причаститься / Православие.Ru | Не будьте равнодушными / Православие.Ru | Бог рядом: живые истории Божественного Промысла / Православие.Ru | Противление злу силой / Православие.Ru | Зачем сохранять девство до брака? / Православие.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл / Православие.Ru | Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru | 21-го ли декабря ждать конец света? / Православие.Ru | Что такое отчитка, и как к ней относиться / Православие.Ru | В поисках смысла жизни / Православие.Ru | Искушения, связанные с Причастием / Православие.Ru | Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма / Православие.Ru | Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни / Православие.Ru | «Образ кротости» и пощечина Арию / Православие.Ru | Почему дети бывают жестоки? / Православие.Ru | Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru | Что такое оккультизм / Православие.Ru | Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний / Православие.Ru | Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова / Православие.Ru | «Покайся и живи — или откажись и умри!» / Православие.Ru |
Дивеево зимой / Православие.Ru
... зимой Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен в 180 км от Нижнего Новгорода в селе Дивеево. В XVIII веке Божия Матерь повелела основать на этом месте обитель, которой суждено стать четвертым и последним Ее уделом на земле. Главная святыня Дивеевской обители – мощи преподобного Серафима Саровского. Фото: Ольга Чудова Православие. Ru Спасо-Преображенский собор Фото: О. Чудова Православие. Ru Рождественский вертеп Фото: О. Чудова Православие. Ru Спасо-Преображенский собор Фото: О. Чудова Православие. Ru Троицкий собор Фото: О. Чудова Православие. Ru Троицкий собор Фото: О. Чудова Православие. Ru Фото: О. Чудова Православие. Ru Спасо-Преображенский собор Фото: О. Чудова Православие. Ru Фото: О. Чудова Православие. Ru Фото: О. Чудова Православие. Ru Часовня в честь прп. Серафима Саровского Фото: О. Чудова Православие. Ru Распятие Фото: О. Чудова Православие. Ru Фото: О. Чудова Православие. Ru Спасо-Преображенский собор Фото: О. Чудова Православие. Ru Троицкий собор и колокольня Фото: О. Чудова Православие. Ru Рождественская елка с украшениями Фото: О. Чудова Православие. Ru Фото: О. Чудова Православие. Ru Фото: О. Чудова Православие. ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: В гневе начал царь чудесить…» / Православие.Ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"