> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Кирилл Александрийский, Православная Богословская энциклопедия или ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста
(. По желанию Феофила, Кирилл вступил в клир Александрийской церкви, среди которой пользовался большою популярностью, как назидательный проповедник. Когда в 412 году скончался Феофил, александрийские христиане предпочли Кирилла всем прочим кандидатам и выразили желание видеть его архиепископом Александрийской церкви. Таким образом, в 412 году началась его церковно-общественная деятельность в звании епископа. По своему характеру она разделяется на два периода: а) донесторианский, до 428 года, обнимающий первые семнадцать лет его епископского служения, и б (несторианский до 444 года, – года его смерти, – посвященный, главным образом, на борьбу с Несторием и его ересью.)

Еще до борьбы с несторианством, святой Кирилл Александрийский проявил энергичную административно-научную деятельность. Глазным образом, он боролся с новацианством ( Сократ, Ц. И. VII, 7 ) , иудейством и язычеством. Особенно упорна была его борьба с язычеством, которое в данное время пользовалось покровительством александрийского префекта язычника Ореста и вдохновлялось философскою деятельностью известной Ипатии, женщины-философа. Ипатия, находившая административную поддержку в Оресте, считалась оплотом язычества и вызывала чувство недовольства в христианском населении. Это чувство негодования не редко отливалось в форму открытых столкновений между язычниками и христианами. Во время одной демонстрации Ипатия была убита. Некоторые историки (Шрекк, Толанд, Арнольд и другие) , на основании свидетельств древнего языческого писателя Дамасция, считают самого Кирилла Александрийский непосредственным вдохновителем убийства Ипатии, но другие более беспристрастные ученые (Коппалик; смотреть подробнее в его сочинении: Cyrillus von Alexandrien: eine Biographie nach den Quellen gearbeitet, 1881) совершенно оправдывают

Этими же потребностями было вызвано написание им и специальных догматико-полемических трактатов, из которых теперь известны следующие три: 1 («Сокровище учения о Святой и Единосущной Троице») Migne gr. t. LXXV, col. 9–656 (, 2) «Семь собеседований о Святой и Животворящей. Троице» ( Migne gr. t. LXXV, col. 657–1124 ) и 3 («Книга о святой и Животворящей Троице») Migne gr. t. LXXV, col. 1124–1146 (. В этих произведениях главною темою служит раскрытие учения о Божестве Сына Божия и Святого Духа против лжеучения Евномия и духоборцев. Особенно ценны его рассуждения по вопросу о Святом Духе. К ним обращаются очень часто католики для доказательства своего учения о Filioque, хотя самое обоснование филиоквистических тенденций не выдерживает строго научной критики) смотреть об этом в сочинении † профессора А. Ф. Гусева, Старокатолический ответ на наши тезисы по вопросу о Filioque, и пресуществлении, Казань 1903 стр. 77 сл., где можно найти и католическое, а также старокатолическое, толкование мест из сочинений святого Кирилла Александрийского, по вопросу о Filioque (. Первое и третье из указанных сочинений по преимуществу положительного характера: они посвящены выяснению основ положительного христианского учения о Сыне и Святом Духе. Третье же сочинение – полемического содержания и посвящено критике евномианских положений. Между прочим, «Сокровище учения... » замечательно еще в том отношении, что в нем проглядывают первые проблески позднейшего схоластицизма: здесь целый ряд подразделений – вопросов и ответов, мельчайших доказательств и обоснований.)

С момента распространения в обществе несторианских заблуждений (с 428 года) начинается второй и последний период жизни и деятельности святого Кирилла Александрийского. Борьба с несторианством и его заблуждениями с этих пор поглощает все внимание святого отца до самого конца его жизни. Святой Кирилл начал борьбу с Несторием – лишь только прошла первая молва об его заблуждении, лишь только его злополучные речи, произнесенные в Константинополе в порицание термина «Богородицы» (Θεοτόκος) , проникли в Египет, в различные египетские монастыри и произвели здесь среди монахов сильную смуту. Александрийский пастырь, блиставший своим богословским образованием, умом и начитанностью и в то же время отличавшийся неусыпною пастырскою деятельностью и энергией, сразу заметил своим тонким умом, что в основе нападок Нестория на термин «Богородица» лежит вовсе не простое недомыслие, а целая доктрина, посылки которой заключают в себе положения, противные общему духу христианского миросозерцания. И вот, желая предостеречь от лжеучения Нестория весь христианский мир и, в частности, монахов подчиненных ему египетских монастырей, он посылает одно за другим свои первые противонесторианские сочинения во все концы римской империи. Прежде всего, он предостерегает от ереси особым окружным посланием, которое прямо предназначалось монахам нитрийских монастырей. Далее так называемое пасхальное послание, которое ежегодно рассылалось александрийским епископом в силу постановления никейского собора (325 год) , с извещением о дне празднования Пасхи, точно также содержало в себе подобное предостережение.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

acta sanctorum | january sanctity life sunday | лекция lxxvii | лекция lxxviii | александрийский цикл православная пасхалия временное вечное |

Источник текста


Постоянная ссылка: Кирилл Александрийский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера