Основоположники традиции оптинского старчества: преподобные Лев и ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019
В начало текстаВ конец текста
Основоположники традиции оптинского старчества: преподобные Лев и Макарий Иеромонах Никон (Париманчук) 10. 09. 2016 9368 Опыт старчества оптинских преподобных отцов — это особая страница в истории русского пастырства. Он имеет выдающееся значение по нескольким причинам.

На протяжении почти 100 лет — от поселения первого старца Льва (апрель 1829 г.) и до закрытия монастыря (последняя служба была совершена прп. Никоном Оптинским на Преображение Господне в 1923 г.) — мы видим непрерывающуюся череду старческого служения. Всего Оптина пустынь дала Русской Церкви 14 старцев, которые укрепили и сам опыт старчества через свое послушничество, и непрерывным пастырским служением проложили к монастырю тропу народного благочестия.

Духовно-просветительская деятельность старца Макария положила начало творческому и духовному сотрудничеству с русской просвещенной интеллигенцией и дворянством, что оставило значительный след в русской культуре.

Преподобный старец Лев Оптинский (1768–1841) и старец Макарий (1788–1860) были примером живого послушания и единодушия, поэтому и их жития и наставления, во многом созвучные, можно рассматривать вместе. Старец Лев Родился будущий старец (в миру Лев Данилович Наголкин) в 1768 г. в городе Карачеве (ныне Брянская область) . Происходя из мещанского сословия, в молодости более десяти лет служил приказчиком у купца. По службе ему приходилось часто бывать в разъездах, много общаться с людьми. От природы имевший сметливый ум и прекрасную память, отличавшийся любознательность, Лев благодаря своей общительности быстро научился обращению с представителями разных сословий. Не получив образования, он вместе с тем прошел богатую школу жизни.

Ему часто приходилось ездить в город Сухиничи Калужской губернии. Именно на этой дороге, которая пролегала тогда среди глухих лесов, произошел случай, свидетельствующий о недюжинной силе Льва. Однажды, когда он возвращался из очередной поездки по делам в Сухиничи, на него напал волк. Вскочив в сани, он с яростью набросился на молодого приказчика и вырвал у него из ноги кусок мяса. Но тот успел сунуть руку в пасть зверя и так сдавить ему горло, что волк, обессилевший, свалился с саней. Рана со временем зажила, но глубокий шрам от укуса остался, старец всю жизнь слегка прихрамывал на поврежденную ногу.

В 1797 году, в возрасте 29 лет, будущий старец оставил мир и поступил в Оптину пустынь, возглавляемую тогда игуменом Авраамием, трудами которого обитель только начинала восстанавливаться после годов упадка.

Здесь он начал осваивать премудрость иноческой жизни — молитву, борьбу со страстями, стяжание добродетелей. Стремление к совершенствованию в духовном делании подвигло его в 1799 году перейти в Белобережскую обитель, расположенную в Брянском уезде и более удаленную от многолюдных мест. Там настоятельствовал тогда известный подвижник — старец Василий (Кишкин) , долгое время подвизавшийся на Святой Горе Афон.

В 1801 году послушник Лев был пострижен в монашество и наречен Леонидом. 22 декабря того же года его рукоположили в сан иеродиакона, а 24 декабря — во иеромонаха.

В 1804 году игумен отец Василий оставил начальствующую должность, потому было необходимо избрать кого-то на его место. Когда братия стала обсуждать этот вопрос, отец Леонид решил про себя: «Выберут кого-нибудь и без меня», — и пошел исполнять послушание, варить квас. Между тем все единодушно согласились избрать настоятелем именно его.

Тогда произошло важное событие в жизни отца Леонида: он познакомился с иеромонахом Феодором, которого встретил в Чолнском монастыре, где побывал перед назначением на настоятельство. Отец Леонид сразу почувствовал в нем истинного подвижника высокой духовной жизни, необходимость в таком руководителе он давно ощущал. Старец Феодор прибыл в Чолнский монастырь из Молдавии, где подвизался в обители под началом знаменитого старца Паисия (Величковского) . Он был делателем умной молитвы, хорошо знал древние писания подвижников-аскетов, имел рукописи переводов святоотеческих творений, сделанных старцем Паисием. Встреча с духоносным подвижником стала знаменательным событием в жизни отца Леонида. Он сразу понял, что это наставник, которому можно вверить свою жизнь. Внешние подвиги — пост, исполнение послушаний и молитвенного правила, как он тогда уже понимал, — не могут быть достаточны для духовного возрастания.

С принятием настоятельства жизнь отца Леонида особенно не изменилась, за исключением прибавления новых трудов и обязанностей. Уже тогда отличительными его свойствами были простота и безыскусственность в обращении со всеми, он не терпел лести и человекоугодия. Его прямота, а порой и резкость в обращении не были следствием неумения сдержать раздражение или гнев, но желанием обратиться непосредственно к душе человека, а если необходимо, — и встряхнуть его.

Но самым главным в этот период было для него руководство старца Феодора, которому он предался в полное послушание.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

802 преподобный леонид схиме лев наголкин старец оптиной пустыни | преподобный леонид схиме лев наголкин старец оптиной пустыни | собор оптинских старцев икона кон 90-х иоанно-предтеченский скит оптиной пуст | прп иосиф литовкин портрет келия прп амвросия оптинского иоанно-предтеченском скиту оптиной пуст | келья прп антония путилова скиту иоанна предтечи фотография кон xix архив оптиной пустыни |

Источник текста


Постоянная ссылка: Основоположники традиции оптинского старчества: преподобные Лев и Макарий
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера