Преподобный Андрей Рублев: биография, произведения, источники, ...

  001   002   003  004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
Говорится, что они «создали» «церковь каменную», то есть им принадлежит идея построить храм, общее руководство стройкой (но это не значит, что они выступали в качестве зодчих) и, возможно, они вложили в его строительство личные средства (Лебедева 1959, с. 5, прим. 2; Антонова 1960, с. 8, прим. 3; Плугин 1974, с. 26; Сергеев 1981, с. 233, 235) . Выражение «своими руками» прямо указывает на Андрея Рублева как исполнителя росписи собора.

Жития прп. Сергия и прп. Никона сообщают, что художники находились «в старости честной уже» («в старости великой были») , а «такой старостью в те времена считали 70–80 лет» ( Тихомиров 1961, с. 3 ) .

После окончания росписи собора художники прожили мало: сначала скончался Андрей, за ним вскоре разболелся и умер Даниил. Если верить вызывающим большие сомнения материалам архитектора П. Д. Барановского, то Андрей Рублев скончался в ночь с субботы на воскресенье на память Игнатия Богоносца 29 января (11 февраля по новому стилю) 1430 года (7) . Если же довериться краткой редакции Жития Никона и восходящих к ней сведениям главы «Об открытии мощей святого Сергия» некоторых редакций Жития прп. Сергия, то художники умерли незадолго до кончины игумена Никона, то есть за несколько месяцев до 17 ноября 1428 года. Принимая во внимание некоторую специфику жития как исторического источника, более вероятно, что художники все же на несколько лет пережили Никона ( см., например: Плугин 1974, с. 29 ) . Условно дату смерти Рублева можно отнести к 1430 году.

Погребены они были на монастырском кладбище к юго-западу от Спасского собора. Их могила еще существовала во второй половине XVIII века. Перестройки в Спасо-Андрониковом монастыре, проводившиеся в конце этого же столетия, не пощадили и места захоронения художников (8) .

Существует довольно распространенное мнение, что Рублев и Даниил стояли во главе большой иконописной артели, мастерской, дружины (см., например: Лазарев 1966, с. 14–15, 24, 29, 68, ср. с. 67; Брюсова 1995, с. 111) , то ли митрополичьей, то ли великокняжеской (см., например: Тихомиров 1961, с. 8; Плугин 1974, с. 19–25, 27) . Источники не дают поводов для таких заключений, рассказывая нам о «художестве» Даниила и Рублева как части их аскетического индивидуального подвига.

Опиравшиеся на свидетельства современников Рублева, его «биографы» Пахомий Логофет и Иосиф Волоцкий донесли до наших дней драгоценные штрихи удивительно светлого образа двух подвижников-художников, «совершенных» монахов. Они характеризуются как «чудные добродетельные старцы и живописцы», «любовь к себе велику стяжавше», «чудесные незабвенные мужи», «всех превосходящи» живописцы и «в добродетелях совершенны» иноки. О Рублеве говорится как о «необыкновенном» иконописце, «всех превосходящем мудростью великой», подчеркивается его смирение, вероятно, потому, что оно было отличительной чертой его характера. Иосиф Волоцкий, поклонник творчества Рублева и Дионисия, свидетельствует, что через созерцание икон Андрей и Даниил возносились своими мыслями к «горнему», поэтому лицезрение икон всегда было для них праздником, наполнявшим их сердца «божественной радостью и светлостью»; даже в праздничные дни, когда нельзя было заниматься живописью, они, сидя часами, созерцали иконы. В описанной Иосифом Волоцким практике «умной молитвы» несомненны элементы и художественного созерцания, то есть любования иконами как произведениями искусства (Алпатов 1967, с. 124–125; Алпатов 1972, с. 45, 104; ср. : Салтыков 1988, с. 57) .

Иосиф Волоцкий приводит красивую легенду, родившуюся в стенах Троице-Сергиева монастыря, что в предсмертном видении Даниилу явился его сопостник Андрей «во многой славе и с радостью призывающий его в вечное и бесконечное блаженство». По мысли Иосифа, Рублев получил достойную его праведной жизни награду.

За святость жизни и подвиг иконописания в 1988 году Русской православной церковью был причислен к лику святых (память 17 4 июля) . с. 319 Б. Н. Дудочкин Источник: Андрей Рублев. Биография. Произведения. Источники. Литература Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV — начала XX веков. Сборник статей в честь Г. В. Попова. — М., 2002. С. 300—421. ПРИМЕЧАНИЯ [1] Запись Троицкой летописи 1412–1418 годов о росписи в 1405 году Благовещенской церкви в Московском Кремле Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым. Карамзин Н. М.

История государства Российского, T. V, прим. 254 ( по 1-му изд. : СПб., 1817, с. 507 ) ; Приселков М. Д.

Троицкая летопись. Реконструкция текста. М. —Л., 1950 ( далее как: Приселков 1950 ) , с. 459; Роспись Благовещенского собора в Московском Кремле. (Из Троицкой летописи…) . [Перевод на русск. яз. М. Н. Тихомирова. ] — В кн. : Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV века. [Учебное пособие для университетов. ] Под ред. М. Н. Тихомирова. Сост. : Л. В. Милов, А. И. Рогов, М. Н. Тихомиров. М.,
  001   002   003  004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

христос исцеляет бесноватого стране гадаринской миниатюра четвероевангелия царя ивна александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 162r | декабря 2017 года девятую годовщину дня кончины приснопамятного патриарха московского всея руси алексия домовом храме всех святых земле русской просиявших патриаршей синодальной резиденции даниловом ставропигиальном мужском монастыре москвы святейший | папа иоанн xxii принимает путешественника францисканца одорика порденоне миниатюра рукописи книги разнообразии мира марко поло paris 2810 fol 1410–1412 | битва царя лалибалы братом картина неизвестного художника кон xix нач национальный музей естествознания париж | прп иоанн лествичник лествица 1423-1424 гим усп бум 329 автограф евсевия-ефрема |

Источник текста


Постоянная ссылка: Преподобный Андрей Рублев: биография, произведения, источники, литература
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера