Преподобный Андрей Рублев: биография, произведения, источники, ...

  001  002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
Несомненно, что замысел росписи в целом, ее иконографическая программа в равной мере принадлежат как Даниилу, так и Рублеву (которые, вероятно, согласовали ее с ростовским архиепископом Геннадием, бывшим на тот момент чем-то вроде местоблюстителя митрополичьего престола, см. : Плугин 1993, с. 160–161) . Возможно, над росписью огромного Успенского собора художники работали не один, а два сезона. В любом случае, их уже не было во Владимире в 1410 году, когда город был захвачен и разграблен татарами царевича Талыча и отрядом нижегородского князя Даниила Борисовича.

В 1408 году Рублев впервые упоминается вместе со своим «сопостником» Даниилом, в «духовном союзе» с которым он находился до самой смерти. Тесная духовная связь двух иконописцев началась гораздо раньше, так как, по свидетельству Иосифа Волоцкого, Даниил был учителем Рублева в живописном мастерстве [4]. Даниил явно был старше Андрея по возрасту, но вряд ли эта разница превышала пять-десять лет.

В искусствоведческой литературе принято именовать Даниила «Черным», но при этом не учитывается, что ни один из источников XV–XVI веков не сообщает нам прозвища Даниила. Сочетание «Даниил Черный» впервые встречается в тексте «Сказания о святых иконописцах» конца XVII — начала XVIII века — источника вторичного и малонадежного [5]. Если какой-либо исследователь принимает версию «Сказания», то он должен отождествить Даниила Черного с Симеоном Черным, расписывавшим в 1395 году вместе с Феофаном Греком церковь Рождества Богоматери в Московском Кремле, как это предлагал сделать еще И. Э. Грабарь ( Грабарь 1926, с. 72 ) . Невозможно представить появление в один короткий промежуток времени в одном месте двух известных живописцев с одинаковым прозвищем. В этом случае следовало бы считать, что Симеон — мирское имя Даниила. Однако такая идентификация представляется крайне сомнительной. Если Даниил имел прозвище, почти несомненно, его сообщил бы просвещенный составитель Троицкого свода (Епифаний Премудрый?) , как это он сделал здесь же в отношении Андрея. Следует упомянуть, что аналогично — безо всяких на то оснований — «Сказание» именует Рублева «Радонежским».

К сожалению, мы знаем об иконнике Данииле еще меньше, чем о Рублеве (и лишь в связи с последним) . Неясен и творческий облик Даниила, так как его художественное наследие оказалось полностью растворенным в творчестве его ученика и друга. Предположительно связываемые с именем Даниила части росписи Успенского собора во Владимире позволяют характеризовать его как выдающегося художника, мало в чем уступающего Рублеву.

После 1408 года в известиях об Андрее Рублеве и Данииле наступает длительный перерыв — до середины 1420-х годов.

Может быть, вскоре после 1416 года он выполнял какие-то работы в Благовещенском соборе в Московском Кремле ( см. : Попов 1996, с. 62, прим. 4 ) . Некоторые основания для такого предположения дает сообщение содержащейся в Летописце начала царства 1533–1552 годов повести о пожаре 1547 года, что в Благовещенском соборе «деисус Ондреева писма Рублева златом обложен … погоре» [6]. Вероятно, под «деисусом» следует понимать целый иконостас; не те ли это «Деисус, Праздники и пророки», которые в 1508 году великий князь Василий Иванович повелел «украсити и обложити сребром и златом и бисером»? ( ПСРЛ, т. VI. СПб., 1853, с. 247 ) .

Интереснейшие сведения о последних работах Рублева и Даниила содержатся в разных редакциях Житий прп. Сергия Радонежского и его ученика Никона, составленных Пахомием Сербом (Логофетом) в 1440–1450-х годах. Они сообщают, что Даниил и Андрей были приглашены игуменом Троице-Сергиева монастыря Никоном для росписи каменного Троицкого собора. «Создав» церковь и украсив ее «многими добротами», Никон жаждал еще при своей жизни увидеть расписанным построенный им храм. Житие прп. Сергия говорит, что Никону пришлось упрашивать живописцев («умолени быша») , что со всей определенностью свидетельствует о том, что они никогда не были монахами Троицкого монастыря (это подтверждается «Отвещанием любозазорным» Иосифа Волоцкого, который несомненно отметил бы принадлежность художников к троицкой братии [4]. В. А. Плугин полагает, что главной причиной, по которой художники колебались принять предложение троицкого игумена, был свирепствовавший в 1425 году тяжкий и длительный «мор») Плугин 2001, с. 411 (. Для находившихся в преклонном возрасте иконописцев отправиться в это время на трудную работу за многие десятки верст от своего дома было бы само по себе подвигом, но можно высказать предположение, что в Андрониковом монастыре уже началось строительство новой Спасской церкви, над украшением которой им также предстояло трудиться.)

Жития свидетельствуют, что все работы по строительству и украшению собора проводились спешно, так что можно считать, что к росписи храма приступили через один год после окончания его строительства — срока, необходимого для просушки стен. К сожалению, Жития не содержат ни даты сооружения собора, ни времени его росписи, которые устанавливаются лишь косвенным путем. Вероятно, он был сооружен в 1422–1423 годах; в этом случае время работы Даниила и Андрея можно определить как 1424–1425 годы.
  001  002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

христос исцеляет бесноватого стране гадаринской миниатюра четвероевангелия царя ивна александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 162r | декабря 2017 года девятую годовщину дня кончины приснопамятного патриарха московского всея руси алексия домовом храме всех святых земле русской просиявших патриаршей синодальной резиденции даниловом ставропигиальном мужском монастыре москвы святейший | папа иоанн xxii принимает путешественника францисканца одорика порденоне миниатюра рукописи книги разнообразии мира марко поло paris 2810 fol 1410–1412 | битва царя лалибалы братом картина неизвестного художника кон xix нач национальный музей естествознания париж | прп иоанн лествичник лествица 1423-1424 гим усп бум 329 автограф евсевия-ефрема |

Источник текста


Постоянная ссылка: Преподобный Андрей Рублев: биография, произведения, источники, литература
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера