Преподобный Андрей Рублев: биография, произведения, источники, ...

 001   002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
Преподобный Андрей Рублев: биография, произведения, источники, литература Сведения о жизни и творчестве Андрея Рублева крайне скудны. Однако по сравнению с данными о других живописцах XII–XV веков они многочисленны, что свидетельствует о признании его таланта современниками и потомками на протяжении трех веков.

Преподобный Андрей Рублев. Житийная икона На основании источников, некоторых косвенных данных и сохранившихся произведений художника его научная биография может быть представлена в следующем виде.

Предполагаемая дата рождения Рублева — около 1360 года. Нет никаких сообщений ни о месте его рождения, ни о его родителях. Неизвестно даже имя художника, так как Андрей — его второе, монашеское имя. Предположение о принадлежности Рублева к ремесленно-иконописной среде имеет право на существование, но вряд ли будет когда-нибудь доказано. Учитывая новые данные об общественном положении некоторых древнерусских художников, нельзя исключать возможности его происхождения из еще более просвещенных социальных слоев. О годах приобщения Рублева к мастерству живописи и о начале его творческого пути также нет никаких сведений.

Самые ранние документальные свидетельства о художнике содержат летописи. Под 1405 годом Троицкая летопись 1412–1418 годов сообщает: «Toe же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гръчин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю» [1]. Роспись 1405 года просуществовала недолго, так как уже в 1416 году Благовещенская церковь была полностью перестроена (Кучкин В. А.)

К истории каменного строительства в Московском Кремле в XV в. — В кн. : Средневековая Русь. [Сб. ст. ] М., 1976, с. 293–297 (.)

Анализ текста летописного свидетельства позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, к 1405 году Рублев — знаменитый мастер, около десяти лет проработавший в Москве и ее окрестностях; о последнем говорит тот факт, что летописец счел нужным сообщить наряду с монашеским именем прозвищное отчество художника, под которым он приобрел известность, а также подчеркнул немосковское происхождение Прохора. Во-вторых, монашеский постриг художник принял незадолго до 1405 года, — условно, на рубеже веков, — то есть стал монахом уже в зрелом возрасте (об этом свидетельствует наименование его «чернецом», наличие антитезы «старец — чернец» и сочетание монашеского имени с прозвищем) . В-третьих, нет оснований говорить о том, что Феофан был ведущим мастером, которому принадлежал общий замысел и иконографическая программа росписи; летописец перечисляет художников явно в порядке старшинства по возрасту. Учитывая предполагаемый возраст Феофана (не менее 70 лет) и упоминание в письме Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому около 1415 года благовещенских композиций «Апокалипсис» и «Древо Иессеево» («Корень Иессеев») , видимо наиболее поразивших писателя (Епифаний Премудрый о Феофане Греке. — В кн. : Вздорнов Г. И.)

Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983, с. 43 (, можно предположить, что Феофаном в церкви Благовещения были расписаны алтарь и нижняя зона) или ее часть (храма, а остальная часть декорации была, возможно, выполнена Прохором с Городца) о котором нам ничего неизвестно (и Рублевым. Нет никаких оснований трактовать летописный текст о Прохоре с Городца и Андрее Рублеве в объединительном смысле, то есть Рублев тоже с Городца, как это предлагает В. А. Плугин) Плугин 2001, с. 30 (. Место пострижения художника достоверно неизвестно, но наверняка это был один из московских монастырей, скорее всего Спасо-Андроников) основан, вероятно, в 1358–1359 годах (. Известно, что к концу жизни Рублев был старцем Андроникова монастыря, что здесь он скончался и был погребен. К тому же, выявленная Б. М. Клоссом особая, III редакция Жития прп. Сергия Радонежского [2] называет второго игумена этой обители Савву в качестве учителя Андрея в монашестве. Следует категорически отвергнуть неоднократно приводившееся в литературе мнение о начале монашеского пути художника в Троице-Сергиевом монастыре.)

Есть все основания считать, что до 1405 года Рублев работал в Успенском соборе на дворе удельного князя Юрия Дмитриевича в Звенигороде.

Под 1408 годом та же Троицкая летопись сообщает: «Мая в 25 начаша подписывати церковь каменую великую соборную святая Богородица, иже во Владимире, повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев» [3]. Стенопись 1408 года сохранилась частично; это единственный документально подтвержденный и точно датированный памятник в творческом наследии художника. Фрески Успенского собора выполнены Рублевым совместно с Даниилом, притом имя последнего летописец поставил на первое место. Отсюда можно предполагать, что Даниил был старшим по возрасту и опыту и, возможно, в начале XV века считался более известным художником.

 001   002   003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

христос исцеляет бесноватого стране гадаринской миниатюра четвероевангелия царя ивна александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 162r | декабря 2017 года девятую годовщину дня кончины приснопамятного патриарха московского всея руси алексия домовом храме всех святых земле русской просиявших патриаршей синодальной резиденции даниловом ставропигиальном мужском монастыре москвы святейший | папа иоанн xxii принимает путешественника францисканца одорика порденоне миниатюра рукописи книги разнообразии мира марко поло paris 2810 fol 1410–1412 | битва царя лалибалы братом картина неизвестного художника кон xix нач национальный музей естествознания париж | прп иоанн лествичник лествица 1423-1424 гим усп бум 329 автограф евсевия-ефрема |

Источник текста


Постоянная ссылка: Преподобный Андрей Рублев: биография, произведения, источники, литература
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера