Преподобный Андрей Рублев: биография, произведения, источники, ...

  001   002  003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста
Определенно работы были завершены до смерти их заказчика, игумена Никона, который скончался 17 ноября 1428 года, см. : Зимин А. Краткие летописцы XV–XVI вв. — Исторический архив, т. 5. М. —Л., 1950, с. 26. Ранее годом его смерти ошибочно считался 1427 год, так как опубликованная А. Зиминым дата переводилась по сентябрьскому летосчислению, см. : Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XV в. М., 1952, с. 764–765 («Хронологическая справка» И. А. Голубцова) ; Клосс Б. М. Заметки по истории Троице-Сергиевой лавры. — В кн. : [Сообщения Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 7. ] Труды по истории Троице-Сергиевой лавры. Отв. ред. Т. Н. Манушина. М., 1998, с. 5–6; ср. : Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря. — Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1995. М., 1996 ( далее как: Ульянов 1996 ) , с. 190, 192, прим. 36.

Роспись Троицкого собора 1424–1425 годов не сохранилась, так как в 1635 году ввиду ветхости была заменена новой (Краткий летописец Святотроицкой Сергиевой лавры. СПб., 1865, с. 8) . Однако ее иконографическая программа может в основной своей части быть реконструирована, поскольку мастера XVII века следовали иконографии древних стенописей ( Чураков 1971; Брюсова 1995, с. 99–104 ) . Фрески XVII века сохранились лишь частично, их состав известен благодаря описи 1777 года (см. : Воронцова 1909, Брюсова 1995, с. 149–150) .

Хотя Жития ничего не говорят о том, писали ли Рублев с Даниилом иконостас для Троицкого собора, все исследователи (кроме Н. К. Голейзовского, см. : Брюсова 1995, с. 144, прим. 4) единодушны во мнении, что сохранившийся в храме комплекс принадлежит к рублевской эпохе и что в той или в иной степени Рублев и Даниил участвовали в его создании. Опираясь на сообщение Жития Никона о том, что Даниилу и Андрею помогали «прочие (некие) с ними», и анализ стиля икон, большинство ученых считают, что иконостас был написан большой артелью иконописцев, что «неких» было числом не менее 15–25 человек (Н. А. Демина, В. Н. Лазарев, Ю. А. Лебедева и другие) . Между тем, тексты Жития не дают каких-либо оснований для подобного толкования; учитывая реалии Москвы в первой трети XV века, вряд ли «прочих» было больше полдюжины, а, вероятно, и меньше, которые, к тому же, скорей всего выполняли в основном подсобные работы (Житие не называет их даже учениками художников!) .

После «совершения» работ в Троицком монастыре художники возвратились в Москву в Андроников монастырь, где, прожив еще несколько лет, украсили недавно возведенный каменный собор «подписанием чюдным». Эти росписи также утрачены, за исключением орнаментальных фрагментов в откосах оконных проемов алтарной апсиды.

Жития не сообщают времени построения церкви и ее украшения; эти даты устанавливаются косвенным путем. В Житии прп. Сергия говорится, что каменный собор был сооружен и расписан при игумене Александре, который стал настоятелем между 1410 и 1416 годами и умер не ранее 1427 года. Игумен Савва был еще жив около 1410 года, когда его имя последний раз встречается в источниках. Он был одним из свидетелей при составлении не позднее 14 мая 1410 года завещания Владимира Андреевича Серпуховского. См. : Духовная грамота князя серпуховского и боровского Владимира Андреевича. [Около 1401–1402 гг. ] — В кн. : Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Подг. к печати Л. В. Черепнин. М. —Л., 1950, № 17, с. 50. В издании духовная датирована 1401–1402 годами; до Л. В. Черепнина общепринятой датой считался 1410 год. По мнению В. А. Кучкина (устно, 1999) , оснований для отказа от традиционной даты нет. Имя игумена Александра впервые встречается в написанном в Спасо-Андрониковом монастыре Евангелии 1416 года ГИМ, Чертк. 256-4, см. : Описание рукописей собрания Черткова [в Государственном Историческом музее]. Сост. М. Черниловская, Э. В. Шульгина. Новосибирск, 1986, № 256, с. 63–64; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. М., 1994, с. 33–34; Гальченко М. Г. Книгоописание в Спасо-Андрониковом монастыре и проблема второго южнославянского влияния на Руси в конце XIV–XV вв. М., 1994, с. 32. О дате его смерти см. : Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стлб. 169, № 9 (. Следовательно, собор был сооружен в этот временной промежуток) почти несомненно в 1420-е годы (, а его росписи выполнены, вероятно, в 1425–1427 годах.)

Житие прп. Сергия повествует, что старец Андрей вместе с игуменом Александром и другими старцами хорошо управлял монастырскими делами; это позволило сделать вывод, что к этому времени Рублев был не просто монахом «со стажем», то есть старцем, а соборным старцем ( Тихомиров 1961, с. 16 ) .
  001   002  003   004   005   006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

христос исцеляет бесноватого стране гадаринской миниатюра четвероевангелия царя ивна александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 162r | декабря 2017 года девятую годовщину дня кончины приснопамятного патриарха московского всея руси алексия домовом храме всех святых земле русской просиявших патриаршей синодальной резиденции даниловом ставропигиальном мужском монастыре москвы святейший | папа иоанн xxii принимает путешественника францисканца одорика порденоне миниатюра рукописи книги разнообразии мира марко поло paris 2810 fol 1410–1412 | битва царя лалибалы братом картина неизвестного художника кон xix нач национальный музей естествознания париж | прп иоанн лествичник лествица 1423-1424 гим усп бум 329 автограф евсевия-ефрема |

Источник текста


Постоянная ссылка: Преподобный Андрей Рублев: биография, произведения, источники, литература
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера