Успение Пресвятой Богородицы, Раздел 2 - читать, скачать - профессор ...

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026
В начало текстаВ конец текста
1: 39–50, 56 (посещение Елисаветы) . На умовение рук (т. е. тропарь) : «Память Твою, Богородице»... (На перенесение?) святых Даров: «Страшное и славное»... 442 Следующий по древности из известных ныне памятников с полным чином богослужения на Успение – это устав св. Софии (или Великой Церкви) Константинопольской с практикой IX в. в рукописи X в.

На настоящий праздник, называемый «Успение Святой Богородицы», этот устав имеет подробный устав богослужения, тогда как на 21 ноября он ограничивается одним обозначением праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вот чин Успенского богослужения по этому уставу. Накануне праздника «собираемся в святейшей великой церкви и оттуда с литанией идем на площадь (φόρος) и там совершаем обычные молитвы. С этой литией идем в названный собор (великую церковь) и совершает там божественную литургию с таинством (καὶ μυσταγωγίαν т. е. полную литургию) ; когда отходим, поем тропарь гл. 8: «Блажим Тя вси роди» (нынешний ипакои) . На вечерни бывают чтения (паремии) три, положенный на Рождество ( т. е. Богородицы, как и ныне ) . И тотчас восходят псалты на амвон и начинают тропарь гл. 1 «В рождестве девство сохранила еси». И после этого бывает ектения просительная (ϵ ὐχή συναπτή) и великое «Господи помилуй», и говорят «Премудрость» и начинается чтение, а после него бывает паннихида по чину (особая служба, чина которой от этого времени не сохранилось, и которая позднее состояла из 50-го псалма и канона) . На утрени (т. е. в начале ее) и на 50-м псалме подобным образом говорится вышеписанные тропари, а также на входе литургии. Прокимен, Апостол и Евангелие на литургии – те же, что теперь (другой только 2-й аллилуарий; не «Клятся Господь Давиду», а «Помяни сонм Твой») . В другой рукописи того же устава от XI в. к чину службы прибавлено: «и бывает утешение (обильная трапеза) и дается на трапезе виноград (σταφυλάς) 443. Таким образом, вместо нынешнего богатого разнообразия праздничных песнопений этот древний устав имеет лишь две песни в честь праздника. Но за то он чтит праздник торжественной литанией накануне (крестным ходом по городу) ; нечто подобное нынешний устав сохранил лишь для праздников Сретения, Благовещения («и бывает лития вне Монастыря») и Пасхи. Знакомство с этим древним чином Успенского богослужения поучительно для нас и в том отношении, что сообщает хронологическую дату для двух важнейших песнопений нынешней службы праздника: тропаря «В рождестве девство» и ипакои «Блажим Тя вси роди». Мы видим, что это древнейшие песни в честь праздника, вполне достойные поэтому того почетного места, которое они занимают в нынешней службе.

В так называемом « Синайском канонаре » IX -XI в. (ВК. 145) под 15 августа «Живоносное Успение Владычицы нашей Богородицы. Предписася последование 8 септемврия» 444 (разумеются чтения и прокимны) .

Константинопольский Софийский устав назначает лишь один день для праздника Успения (как вообще этот устав не знает попразднств и предпразднств) , если не считать того, что на второй день праздника назначается служба в храме Богородицы вблизи Ксиролофа (подобно тому как на второй день Рождества Христова назначается собор Богородицы во Влахернах) . Поэтому дальнейшую ступень в развитии праздника представляет древнейший краткий устав (῾ Yποτύπωσις) IX в. Студийского монастыря в Константинополе, называющий себя преданием (παράδοσις) св. Феодора Студита. О празднике Успения здесь есть только такое замечание: «должно знать, что на Преображение и Успение Пресвятой Богородицы вечером на светильничное (на вечерне) – попразднство: после предначинательного псалма (προοίμιον) тотчас «Господи воззвах» (т. е. нет кафизм, отсутствие которых по Студийскому уставу отличало праздники от будней) , и утром на утрени по шестопсалмии и «Бог Господь» тотчас канон (т. е. опять нет кафизм) и чтений два (в будни 4) ; подобным образом на Воздвижение, Рождество Богородицы, Рождество Христово, а также на Светы (Богоявление) , как и на Сретение Господне, во все же другие праздники не праздновать два дня (διπλω ̑ ς) 445. Буквально тождественное с этим замечание и в так называемом Διατύπωσις ᾽е св. Афанасия Афонского ( IX -X вв. ) , только в число двудневных праздников внесено еще Введение. Таким образом, здесь мы имеем дело с первым распространением рассматриваемого праздника за пределы одного дня.

Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря с практикой XI в. по рукописи XII в. для «Успения Пресвятой Богородицы» имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (т. е. до 23 августа) , следовательно, осмидневное (припомним, что и на западе именно в это время епископы впервые устанавливали восьмидневный срок для праздника) . Но предпразднство, как и попразднство, отличаются еще меньшею торжественностью, чем у нас. С пред- и непраздничными песням и поется и Октоих, чего у нас не делается 446.
  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

стихира-осмогласник неделю православия мон иоакима иоанна харсианита певческий сборник письма акакия халкеопулоса нач xvi athen bibl nat 917 fol 107 | икона пресвятой богородицы блаженное чрево местночтимая | икона пресвятой богородицы барловская блаженное чрево | введение храм пресвятой владычицы нашей богородицы приснодевы марии | рождество пресвятой владычицы нашей богородицы приснодевы марии |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Успение Пресвятой Богородицы, Раздел 2 - читать, скачать - профессор Михаил Николаевич Скабалланович
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера