Империя как цивилизационный вызов и смысл исторического процесса — ...

  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022   023
В начало текстаВ конец текста


Еще один фактор такой колонизации — возможность ук­рыться от татарских набегов. Этот процесс шел особенно ин­тенсивно до введения в России режима крепостного права в конце XVI — начале XVII века.

Организационная роль монастырской колонизации в освоении земель Монастыри были оплотом колонизации даже не столько потому, что могли предоставить защиту и укрытие, и не пото­му, что сохраняли земледельческие традиции и имели льготы от государства, хотя все эти факторы и оказывали свое влия­ние. Монастыри становились теми центрами, к которым тяну­лись не только русские земледельцы, но и люди самых разных национальностей для удовлетворения духовных потребностей.

Стоит обратить внимание на то, что отсутствие принуж­дения со стороны Церкви лишь способствовало распростране­нию христианства. Монастыри являлись не только своеобраз­ными форпостами земледелия в море кочевников, но и выпол­няли функцию центров духовного просвещения.

Монастыри издавна имели земельные владения, но све­дения об их источниках скудны и отрывочны. Так, уже в XI веке Киево-Печерский монастырь получил земли от князя Изяслава Ярославича ( 1024-1078 ) , три волости (с крестьянами) — от его сына, святого благоверного князя Ярополка Изяславовича ( 1043 47-1086 ) , пять сел — от дочери Ярополка Анаста­сии (ум. 1159) , села в Суздальской земле — от местного епис­копа. Новгородский Юрьев монастырь получил в XII веке по­гост Ляховичи «с землею, и с людьми, и с коньми, и лес, и бор­ти, и ловища на Ловати» и село Буйцы. Изяслав Мстиславович ( 1146-1154 ) дал новгородскому Пантелеймонову монастырю в том же XII веке село Витославич с крестьянами и землями; другой новгородский монастырь, Антониев, получил от свое­го основателя — преподобного Антония Римлянина ( ок. 1067- 1147 ) купленную им землю; Хутынский монастырь тоже полу­чил землю от своего основателя — преподобного Варлаама Хутынского (нач. XII века — 1193) . «Не приходится сомне­ваться, — отмечал И. У. Будовниц, — что и другие крупные монастыри, о землевладении которых источники не сохранили нам прямых известий, по самой природе своей также обладали землями и зависимыми людьми, причем монастырское земле­владение уже в этот ранний период обнаруживало тенденцию к непрерывному росту» 35. Но наряду с ними существовали и мелкие монастыри, владельцы которых могли ими распоряжаться и передавать их наследникам. Братия в таких монастырях не вела общего хо­зяйства, а вкладчики, пожелав уйти из монастыря, могли по­требовать свой вклад обратно.

С середины XIV века начинается возникновение монас­тырей нового типа. Этот процесс был связан с деятельностью святителя Алексия ( Бяконта, ок. 1304-1378 ) , митрополита Мос­ковского и всея Руси, и основателя Троицкого монастыря пре­подобного Сергия Радонежского ( ок. 1314-1392 ) . «Святитель Алексий вместе с Великим князем Дмитри­ем Ивановичем ( Донским, 1350-1389 ) повсюду насаждал общежитейные монастыри, на которые как митрополиту, так и великокняжеской власти было опираться удобнее, чем на мел­кие монастыри старого типа, находившиеся в полном подчи­нении местных феодалов» 36. Дело здесь, конечно, не столько в политической опоре (ведь мелкие монастыри не могли иметь политического значе­ния) , сколько в том, что появление монастырей-вотчинников означало материальное укрепление Церкви в целом, превращало ее в крупнейшего землевладельца, который мог поддержать великокняжескую власть деньгами, натуральными продукта­ми и войском, набранным из зависимых крестьян.

Если рассматривать монастырские реформы, необходи­мо определить отношение к так называемому «политическому исихазму», который некоторые отечественные историки выде­ляют как одну из важнейших причин введения общежитель­ных монастырей на Руси 37. Гелиан Михайлович Прохоров, которому, собственно, и принадлежит этот термин, делит византийский исихазм на три этапа. Первый, «келейный», который не играет серьезной роли, проповедовавший умное делание и безмолвие (прп. Григорий Синаит, 60-е гг. XIII в. — 40-е гг. XIV в.) , второй — теорети­ческий, характеризующийся полемикой между святителем Гри­горием Паламой, архиепископом Фессалоникийским (1296­1359) и его оппонентом Варлаамом Калабрийским (ок. 1290­1348) о природе Фаворского света и божественных энергий. А также третий, наступивший после гражданской войны и вос­шествия на престол в 1347 году императора Иоана IV Кантакузина ( ок. 1293-1383 ) , сторонника паламизма, период наиболь­шей активности исихазма, что связанно с деятельностью Пат­риарха Константинопольского Филофея Коккина (1300-1379, Патриарх 1353-1354, 1364-1376) 38. Проецируя эти периоды на историю Руси, Прохоров счита­ет, что «келейный» исихазм был распространен достаточно ши­роко, о чем свидетельствует многочисленная переводная литера­тура; одновременно с этим распространяются общежительные монастыри, появление которых соответствует третьему этапу ви­зантийского исихазма; второй этап эволюции этого течения — теоретический, на Руси представлен слабо (сочинения святителя Григория Паламы оставались малоизвестными) .
  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022   023
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

империя как цивилизационный вызов смысл исторического процесса |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Империя как цивилизационный вызов и смысл исторического процесса — Церковь и Время
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера