ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ И ОРЕСТ • Православная ...

  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста
193-212; Sauser E. Eustratios und Gefährten BBKL. 2002. Bd. 20. S. 475-476; Walter C. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. P. 219-221.

Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий Иконография мучеников сложилась в Х-ХI вв. в визант. имп. скрипториях, где создавались иллюминированные месяцесловы. Наиболее ранний памятник с образами святых - миниатюра из Минология Василия II ( Vat. gr. 1613. P. 241. 976-1025 гг. ) , на которой представлены сцены мучений: М. повешен вниз головой, О. лежит на раскаленном ложе, коленопреклоненный Евг. простирает к небу изувеченные руки, А. отсекают голову - на дальнем плане голова святого, похищенная вороном, изображена висящей в кроне дерева, справа от которого стоит Е.

Мученики Севастийские. Фрагмент иконы «Минея на декабрь». XVIII в. (ЦАК МДА) Чаще всего изображения святых встречаются в минейных циклах рукописей: в Евангелии с минологием из Ватикана ( Vat. gr. 1156. Fol. 270v, XI в. ) , где святые представлены стоящими в ряд; в Минологии из Амброзианской б-ки в Милане ( Ambros. E 89, XI в. ) - фронтально в рост в начале текста (Fol. 211r) и в 4 сценах мучений в конце (Fol. 234r) ; в Минологии из мон-ря Эсфигмен на Афоне ( Ath. Esph. 14. Fol. 343r, XI в. ) - в 4 сценах мучений; в греко-груз. рукописи ( РНБ. О. I. 58, XV в. ) , т. н. Афонской книге образцов, - фронтально в рост, у каждого в руке крест. Поясные изображения святых встречаются в Минее праздничной Б. Вуковича (1538, Венеция) . В иконописи примерами ранних миней служат: икона на дек. (2-я пол. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) , композиции к-рой близки к миниатюрам из Минология Василия II, и 12-частная икона на сент. -дек. ( XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае ) . В настенных минологиях известны изображения святых в притворе ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, ( 1348-1350 ) - 4 сцены мучений (причем А., не упомянутый в надписи на фреске, изображен вместо О., сцена мучения к-рого отсутствует) ; в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния ( 1386-1390 ) , - 3 сцены мучений; в притворах церквей: св. Апостолов (Св. Спаса) , Печская Патриархия, Косово и Метохия (1561) , и свт. Николая в Пелинове, Черногория ( 1717-1718 ) , - в обоих памятниках святые представлены фронтально в рост.

Иногда сцены из Жития мучеников оказываются выделенными из общего минология в отдельные циклы, к-рые, как правило, создавались в местах особого почитания святых. Кодекс XII в. из Национальной университетской б-ки в Турине (Taurin. B. II. 4) , происхождение к-рого К. Вейцман связывает с Малоазийским регионом, где пострадали святые, представляет собой иллюстрированный текст Жития 5 мучеников. На фронтисписе (Fol. 3v) помещено фронтальное изображение святых (в рост) с крестами в руках, к-рых увенчивает ангел; в тексте - 13 сцен мучений.

Местом особого почитания святых был мон-рь вмц. Екатерины на Синае, в стенах к-рого существовал посвященный им храм. Оттуда происходит темплон ( XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае ) , на к-ром вместо двунадесятых праздников представлены 11 сцен посмертных чудес Е. Памятник представляет собой уникальное свидетельство существования в нач. XIII в. утраченного ныне текста. Возможно, для этого храма была написана икона мучеников с поясным Деисусом в верхней части (нач. XIII в.) . На ней святые изображены стоящими в ряд. Данный памятник послужил образцом для серб. иконы мучеников (рубеж XIV и XV вв., мон-рь Хиландар, Афон) .

В системе росписи храма образы 5 мучеников могли быть включены в чин св. воинов. Е. изображался чаще других: напр., в верхнем регистре правой створки на визант. триптихе рубежа X и XI вв. (ГЭ) с изображением 40 Севастийских мучеников и избранных святых; на мозаиках мон-ря Хора ( Кахрие-джами, 1316-1321 ) в К-поле; на фресках ц. Успения монастыря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343) , - в сцене, иллюстрирующей Пс 45; в церкви мон-ря Пэтрэуци, Румыния (1487) .

На Руси почитание мучеников не было столь распространенным, как в Византии и на Балканах. Образ Е. входил в деисусный чин иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497) . Изображение святого присутствует на одной из новгородских «софийских таблеток» ( кон. XV - нач. XVI в., НГОМЗ ) .

Почитание мучеников в царской семье во 2-й пол. XVI в. связывают с обстоятельствами женитьбы Иоанна Грозного на Анастасии Романовне: 13 дек. 1546 г., в день памяти святых, царь советовался о предстоящей женитьбе с митрополитом. В честь этого события конюхами царя была построена обыденная ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. в Москве, боковой придел к-рой освящен во имя мучеников. Святые были изображены в росписи Архангельского собора Московского Кремля, иконография которой восходит к 1565-1566 гг.
  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

мученики евгений евстратий авксентий севастийские роспись кафоликона мон-ря осиос лукас 30-е | прав елисавета младенцем иоанном спасаются преследования мозаика кафоликона мон-ря хора кахрие-джами к-поле 1316-1321 | вручение марии иосифу мозаика кафоликона мон-ря хора кахрие-джами к-поле 1316-1321 | иисус навин роспись кафоликона мон-ря осиос лукас кон нач | искушение христа фрагмент мозаики кафоликона мон-ря хора кахрие-джами к-поле 1316–1321 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ И ОРЕСТ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера