Героизм как любовь к земной жизни | Православие и мир

  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста
Слово ἀγώνισμα агонизма – это не только столкновение, бой, стычка, но и доблестное деяние, подвиг, а также происходящие отсюда слава и успех; ἀγωνισμός агонизмос – борьба, соперничество, соревнование. Отсюда ἀγωνιστής агонистис – борец, защитник, ревнитель, а также мастер, знаток. Христианский подвижник – борец со своими страстями и бесами, разжигающими их в нем; он – знаток искусства преодоления уловок диавола, мастер духовной борьбы, важнейшим приемом которой является уклонение от соблазна гордостью и тщеславием.

Герасим Иорданский и лев. Художник Елена Черкасова Смирение – вот основа христианского подвижничества, составляющего для русского народа, по словам о. Сергия, «основу его национального здоровья и жизненности».

Доверие Богу, Его Промыслу при максимальном напряжении своих сил в надежде на Его помощь, помня, что помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего ( Рим. 9: 16 ) – в этом стержень подвижничества, цель которого – прославление имени Божиего при умалении своей значимости (Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей) Пс. 113: 9 () , а то и в ущерб своему доброму имени, как, например, в случае св. Александра Невского, чья политическая стратегия, определявшая тактику защиты Руси от Орды, дала повод к непониманию не только его современникам, но и многим историкам, которые поныне трактуют его образ весьма недоброжелательно, как этакого коллаборациониста.

О. Сергий убежден, что, при всем «некотором внешнем сходстве» героизма и подвижничества, «между ними не существует никакого внутреннего сродства, никакого хотя бы подпочвенного соприкосновения.

Задача героизма – внешнее спасение человечества (точнее, будущей части его) своими силами, по своему плану, „во имя свое“, герой – тот, кто в наибольшей степени осуществляет свою идею, хотя бы ломая ради нее жизнь, это – человекобог. Задача христианского подвижничества – превратить свою жизнь в незримое самоотречение, послушание, исполнять свой труд со всем напряжением, самодисциплиной, самообладанием, но видеть и в ней, и в себе самом лишь орудие Промысла.

Христианский святой – тот, кто в наибольшей мере свою личную волю и всю свою (эмпирическую) личность непрерывным и неослабным подвигом преобразовал до возможно полного проникновения волею Божией». Как пишет апостол Павел: я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно ( Кол. 1: 29 ) .

Словом «подвизаться» переведено несколько греческих слов: кроме уже упомянутого слова ἀγών агон , еще ἀσκέω аскео – упражняться, стараться, стремиться, пытаться, τρέχω трехо – бежать, συναθλέω синафлео – сопротивляться, сражаться, и ἀθλέω афлео – участвовать в состязании. Последнее особенно примечательно в контексте слов Апостола: Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться ( 2 Тим. 2: 5 ) . Т. е. важны не только усилия и внешние достижения, но и соблюдение правил.

В духовном плане это побуждает задуматься, чем живет подвижник, чем руководствуется, каким духом? Страсти гордыни и тщеславия могут быть незаметным, но мощным «допингом», который способствует внешним достижениям, но сводит на нет смысл всего подвига, если не хуже, потому что, как можно обмануть в спортивных состязаниях судей, медкомиссию, так же и в духовной борьбе можно произвести обманчивое впечатление на людей, стяжав славу подвижника благочестия, но… Единого Судию ( Иак. 4: 12 ) не обманешь, венец святости лукавством не добыть.

И еще один заслуживающий внимания и уточнения момент. У апостола Павла мы неоднократно видим, что он подвиг называет «добрым». Подвизайся добрым подвигом веры ( 1 Тим. 6: 12 ) , – пишет он своему ученику Тимофею. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил ( 2 Тим. 4: 7 ) , – пишет он ему же в другом послании. В греческом тексте стоит слово καλὸς калос – красивый, прекрасный. Это очень важный аспект понимания христианского подвижничества, из которого родилось название известного сборника святоотеческой мудрости «Добротолюбие» (Φιλοκαλία филокалия) – любовь к прекрасному. Это очень важное понимание христианского подвижничества: оно – прекрасно, ибо выявляет нетленную красоту образа Божия в человеке. Подвиг, не приносящий этого плода – сомнителен.

Культ, который до сих пор «в рабочем состоянии» Идеология держится на мифологии, подпитывается ею. Культ героев обитает в мифологической среде, служа идеологии. Герои как бы возносят на себе те или иные идеологически значимые ценности, будучи их олицетворением. Именно поэтому мифологизированные герои идеологам дороже реальных людей. Отсюда и все еще не отгремевшие баталии по поводу «28-ми панфиловцев». Казалось бы, с чего вдруг так вцепились в этот вымышленный образ, вместо того, чтобы исследовать и прославить подвиг реальных защитников Родины, положивших свои жизни на том же участке фронта? Что это – упрямство, косность ума? Нет, ни то, ни другое.
  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

герасим иорданский | преподобный герасим иорданский | герасим иорданский прп | основах православного подвижничества | часть третья основах православного подвижничества |
Постоянная ссылка: Героизм как любовь к земной жизни | Православие и мир
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера