> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Выбранные места из переписки с друзьями Гоголя - Владислав Томачинский

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016
В начало текстаВ конец текста
Вводное “словом” получает здесь дополнительное значение причины, и смысл становится таким: “Он свой клеветник из-за своих речей”. Это подтверждает и следующая фраза: “Опасно шутить писателю со словом”.

Одна из характерных особенностей Великого поста, несомненно, хорошо знакомых Гоголю, — обилие чтений во время служб. Поют в эти дни очень немного; в основном долго и монотонно читают — псалмы, ветхозаветные пророчества, молитвы. Именно чтение становится важнейшей частью богослужения, и от его качества зависит полнота или неполнота восприятия смысла молящимися. В связи с этим не случайным представляется то, что Гоголь поместил почти в самом начале своей книги главу “Чтение русских поэтов перед публикою”. Он пишет: “Разумеется, нужно, чтобы самое чтение произведено было таким чтецом, который способен передать всякую неуловимую черту того, что читает Прочесть как следует произведенье лирическое — вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать Чтение это будет вовсе не крикливое, не в жару и горячке. Напротив, оно может быть даже очень спокойное, но в голосе чтеца послышится неведомая сила…” ( 6; 23 ) . Таким образом, Гоголь защищает тот способ чтения, о котором Фамусов презрительно отзывался: “Читай не так, как пономарь”. Спокойное, неэмоциональное чтение, оказывается, может воздействовать куда сильнее на слушателей, нежели театральное, аффектированное, если читающий, конечно, понимает и чувствует текст.

Кроме того, в этой главе Гоголь впервые показывает нам, c кем он будет сопоставлять “русских поэтов” — с библейскими пророками, авторами ветхозаветных книг. При этом, конечно, реальный, прямой смысл его рассуждений о русских поэтах и поэзии не зачеркивается. Гоголь действительно говорит о Ломоносове, Державине, Пушкине… Но в этих же строчках говорит он и о пророках Моисее, Давиде, Исайе… Создается некое поле напряжения между двумя смысловыми уровнями, происходит рождение символа. Для чего это нужно писателю? Ответ — в главе “О лиризме наших поэтов”.

Следующая глава книги Гоголя говорит об еще одной необходимой заботе христианина во время поста — “О помощи бедным”. На первой неделе Великого поста, в пятницу, в церкви читается отрывок из Книги Притчей Соломоновых, где есть такие слова: Не отрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати ( Прит. 3: 27 ) . Множество подобных поучений находим мы и в Псалтири, которая Великим постом прочитывается дважды за неделю. Например, Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь ( Пс. 40: 1 ) . В этой же главе Н. В. Гоголь пишет: “несчастие кому бы то ни было на земле, обитает ли он в избе или палатах, есть тот же крик небесный, вопиющий человеку о перемене всей его прежней жизни” ( 6; 25 ) . Здесь Гоголь своими словами, “толковательно”, изъясняет Евангельский рассказ о пророке Иоанне Крестителе, который есть глас вопиющего в пустыне ( Мф. 3: 3 ) , призывающий к покаянию. Слову глас соответствует у Гоголя крик, а слову покаяние (греч. metЈnoia ‘перемена ума’) — перемена жизни, в чем и состоит настоящее покаяние. Следует заметить, что праздник Обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта н. ст.) почти всегда приходится на Великий пост, в редких случаях — на предпостовые недели. Таким образом, аллюзия на Евангельский рассказ об Иоанне Крестителе не случайна в “Выбранных местах…”. В каноне Предтечи Иоанна, выписанном Гоголем в тетрадь, есть такой тропарь: Глас Слова проповедавый, всех гласы восприем, проси грехов прощение даровати иже верою поющим тя ( 8; 564 ) . Следующая глава, седьмая по счету, называется “Об Одиссее, переводимой Жуковским”. Ее главная мысль заключается в том, что “«Одиссея» есть самое нравственнейшее произведение и единственно затем и предпринята древним поэтом, чтобы в живых образах начертать законы действий тогдашнему человеку” ( 6; 27 ) . Гоголь подробно разбирает, каким образом Гомер, этот “божественный старец слепец, лишенный зрения, общего всем людям, и вооруженный тем внутренним оком, которого не имеют люди” ( 6; 29 ) , легко и ненавязчиво показывает красоту добродетели. Эта мысль прямо соотносится с оценкой гомеровского творения святителем Василием Великим, который в своем трактате “К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями”, сказал, что “все поэмы Гомера есть похвала добродетели”. Трактат, влияние которого ощущается в данной главе Гоголя идейно и текстологически, раскрывает этот тезис на примере гомеровской “Одиссеи” и других античных произведений.

С упомянутым трактатом Гоголь мог познакомиться в одном из сборников святоотеческих творений, которые он усиленно штудировал в 1840-е годы (сочинение Василия Великого было издано в числе прочих творений Святителя в 20-е годы XIX века.) . Известно, что Гоголь не только внимательно изучал труды святителя Василия Великого, но и делал из них выписки, составившие впоследствии “Выбранные места из творений Св.
  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

открытки-поздравления пасхе светлому христову воскресению | игнатием брянчаниновым | кратко пасхальном богослужении | часовня при басманной больнице для чернорабочих | часовня ксении петербургской при родильном доме |

Источник текста


Постоянная ссылка: Выбранные места из переписки с друзьями Гоголя - Владислав Томачинский
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера