Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. ...


В начало текстаВ конец текста
5. 3 Тесть Моисея У священника Мадиамского (было) семь дочерей, (которые пасли овец отца своего Иофора) . Они пришли, начерпали воды, и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего (Иофора) . И пришли пастухи, и отогнали их. Тогда встал Моисей, и защитил их, (и начерпал им воды) , и напоил овец их. И пришли они к Рагуилу, отцу своему... ( Исх.? 2,? 16–18 ) . И далее следует рассказ о том, как Рагуил пригласил к себе в дом Моисея и со временем выдал за него замуж дочь свою Сепфору.

В третьей главе книги Исход тесть Моисея назван уже не Рагуилом, а Иофором. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского ( Исх.? 3,? 1 ) . В тексте Исх.? 2,? 16–18 имя «Иофор» приводится только в LXX, в масоретском еврейском тексте его нет, а появляется только в Исх.? 3,? 1. Когда Моисей с израильским народом уже странствовал в Обетованную Землю, к нему навстречу вышел тесть его, с Сепфорой и сыновьями.

И услышал Иофор, священник Мадиамский, тесть Моисеев, о всем, что сделал Бог для Моисея и для Израиля, народа Своего... И пришел Иофор, тесть Моисея, с сыновьями его и женою его к Моисею в пустыню ( Исх.? 18,? 1. 5 ) . Некоторое время Иофор пробыл в стане израильтян, а потом отбыл в землю свою.

Кто был этот человек, приютивший беглеца двора фараонова у себя и породнившийся с ним? Кто был давший приют Моисею в пустыне?

Одно имя тестя Моисея Иофор, по еврейски???? (Йитро) , что значит «превосходительный» [3, Толк, на Исх.? 2,? 18, с. 5], или по Шифману «прибыток» [314, с. 292]. LXX приводит это имя как?????, откуда и в русском тексте Иофор. Соответственно этому имени тесть Моисея был главой, шейхом племени мадиамитян. Может потому он и смог позднее дать благоразумный совет Моисею в делах народоправления ( Исх.? 18,? 13–27 ) . Другое, и, как считается, основное имя тестя Моисея????? (Рауэль) , переданное в LXX как???????, откуда и русское Рагуил. Имя это означает «друг Божий», или «друг Эла» [13, с. 2467; 314, с. 292]. Несколько иначе Реуэль переводят как «пастырь Божий» [3, Толк, на Исх.? 2,? 18;? 96, с. 31]. Эти два значения имеют место, т. к. (реа) означает «друг», а (раа) значит «пасти». Имя Рагуил, или точнее Реуэль, означающее «друг Божий», а также «пастырь Божий», указывает на священническое достоинство тестя Моисеева, о чем и в Библии прямо сказано, что он священник Мадиамский ( Исх.? 3,? 1;? 18,? 1 ) . Рагуил – эмир племени мадиамитян.

Иудейское предание содержит в себе мнение, что Иофор (Йитро) – это, собственно, не имя, а прозвище Рагуила, означающее, что мадиамский священник Рагуил (Реуэль) получил более высокую священническую степень (йитро – «превосходство», «превосходительный») . Так Иосиф Флавий пишет: «Будучи так хорошо принят Иофором (таково было прозвище Рагуила) , Моисей остался у него пасти его стада» [327, Иуд. древности, II, гл. 12, п. 1]. О. К. Штейнберг: «Рагуил (по тексту Рэуель) значить «пастырь Божий»; это, полагаем мы, титул священника Мадиамского, впоследствии возведеннаго в сан Иофор, Йитро ( 3, 1; 4, 18 ) , значущий «превосходительный, преосвященный» [3, Толк, на Исх, 2, 18]. Таким образом может быть объяснено, что названный вначале Рагуилом (Исх.? 2 гл.) , тесть Моисея в дальнейшем уже всегда именуется Иофором.

Возникает также вопрос: каково священство Иофора? Был ли он языческим жрецом мадиамитян, или, как потомок Авраама, священником Бога Всевышнего, Бога Единого и Истинного?

Мадиамитяне ко временам Моисея, конечно, уже забыли веру Авраама и были идолопоклонниками. Но среди них могли быть и хранившие истинное предание о едином Боге. Поклонение единому Богу могло в таком случае, скорее всего, сочетаться с поклонением племенным богам-идолам.

Иные видят в Иофоре все-таки идолопоклонческого жреца, так при. Ефрем Сирин говорит о Сепфоре, дочери Рагуила-Иофора: «Как дочь священника, воспитанная мясами жертв, привыкла она к почитанию многих богов. И не дозволила ему [Моисею. – Г. Ф. ] обрезать обоих сынов, и не отказала в обоих; уступила одного, чтобы на нем совершилось обрезание Авраамово [ради Моисея. – Г. Ф. ], и отказала в другом, чтобы в нем продолжалось необрезание дома отца ея» [89, Толк, на Исх., с. 346]. Итак, по прп. Ефрему Сирину, Иофор – языческий жрец.

Но оба мнения могут быть и соединены. Так Агада передает предание, согласно которому Иофор был сначала языческим жрецом, а потом обратился к Богу Единому и Истинному. Агада: «Иофор был язычником и служил жрецом при капище. Незадолго до прихода Моисея, сознав ничтожество идолов, он порешил сложить с себя жреческий сан, удалиться от капища и обратиться к служению Истинному Богу... Отказ от жреческого сана был неслыханным делом в те времена, и возмущенные поступком Иофора сограждане объявили его отступником и предали строжайшему отлучению: никто не должен был исполнять для него никакой работы и вообще приходить с ним в малейшее общение. В числе других ушли от него и пастухи, пасшие его овец. Дочерям его, которых было семеро, пришлось самим ходить за стадами. Но пастухи отгоняли их от колодца и не давали наполнять корыта, чтобы напоить овец. При одном из таких случаев появился Моисей, заступился за них, начерпал воды и напоил овец их» [34, с. 52, Шемот-Раба, 1].

(. Создается впечатление, что при этой встрече и произошло обращение Иофора. Ныне узнал я, говорит он, что Ягве велик паче всех богов. Вполне можно предположить, что он и ранее знал о Боге Авраама, а потом и о явлении Ягве Моисею. Но здесь он окончательно благословляет и превозносит Ягве, Бога Израилева, паче всех богов, и приносит Ему всесожжения и жертвы – сам ли, или через Моисеевых священников. Все завершается потом своеобразной трапезой) агапой! (– вкушением с первосвященником Аароном и старейшинами хлеба пред лицем Бога. Хотя по тексту Писания нельзя однозначно утверждать, что и после этого иные боги были оставлены навсегда. Ягве был велик паче всех богов, но был ли Он один единственный? Об отказе от идолов Писание молчит, но об этом свидетельствует Агада.)

В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

путешествие израильтян пустыне | 2771 исидор юрьевский мученика ним пострадавшие | цари земля израилева | святые кирилл мефодий икона 1866 иконописец доспевский ним(с | церковь сергия радонежского наталии никомедийской приюте при никольской церкви |

Источник текста


Постоянная ссылка: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Книга 2, 5.3 Тесть Моисея, Глава 20 - читать, скачать - протоиерей Геннадий Фаст
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера