> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Киреев А. А., Православная Богословская энциклопедия или Богословский ...


В начало текстаВ конец текста
► Киреев А. Киреев Александр Алексеевич – генерал от кавалерии, известный „светский» богослов, писатель, из потомственных дворян, родился в 1833 г. в Москве. Его мать, Алябьева, происходит от того Алябьева, который был близким помощником кн. Д. М. Пожарского в деле изгнания поляков из России. Родители предназначали его на дипломатическое поприще и готовили ко вступлению в московский Университет, к чему и сам Александр Алексеевич стремился. Но в 1849 году, по приказанию Императора Николая I, Киреев был назначен пажом Высочайшего Двора. В 1853 году он вышел из Пажеского корпуса и, поступив в конную гвардию – в тот же полк, где служил когда-то и А. С. Хомяков, – оставался в нем до 1862 года, когда был назначен адъютантом к Великому Князю Константину Николаевичу, которому было поручено управление Царством Польским. С 18561 до 1859 г. А. Киреев, оставаясь в полку, был вольным слушателем с. -петербургского Университета. С 1864 до 1869 г. он был одним из наиболее деятельных земцев московской губернии. С 1872 по 1877 г. состоял секретарем с. -петербургского „Общества любителей духовного просвещения“. С этого времени он сблизился с главными руководителями старокатоличества – Деллингером, Лангеном, Рейнкенсом, Мишо и др., с которыми вел и ведет оживленную переписку.

Литературную деятельность свою А. Киреев посвятил преимущественно разработке вопросов политических и богословских – первых с точки зрения славянофильства, вторых с точки зрения древней вселенской церкви. [Во внутренней политике А. Киреев держится строго славянских взглядов, исповедуя то положение, что „свободный совет принадлежит народу, а решение царю“. В международных отношениях он является убежденным защитником славянства, о чем писал немало ( см., напр., брошюру „Россия и славяне“ ) . Впрочем, такова священная традиция всей этой фамилии, в которой брат Александра Алексеевича – Николай Киреев, выдающийся славянофил, кровию запечатлел свою преданность славянскому делу, ибо в 1876 г. положил свою жизнь на войне за единокровных и единоверных славян. Равно его сестра – известная писательница О. А. Новикова (вдова ген. -лейтенанта И. Новикова попеч. спб. учебн. округа брата русского посла в Вене) имела несомненное влияние па политику Англии и много способствовала тому, что в близкое к славяно-турецкой войне время (1867–1868 гг.) английский курс, благодаря Ольге Алексеевне, принял направление, благоприятное России и славянству. ] Первым литературным трудом А. Киреева была брошюра, озаглавленная: „Избавимся ли мы от нигилизма? “ Она была представлена Императору Александру II в 1879 году и одобрена им, а напечатана потом в Аксаковской „Руси“. Большинство других сочинений А. Киреева, написанных на. русском языке – характера критического и полемического; наиболее крупные – полемика с † Вл. С. Соловьевым („Славянофильство и национализм“) , † проф. А. Ф. Гусевым, † проф. кн. С. Н. Трубецким („Спор с западниками настоящей минуты“) , † К. Н. Леонтьевым („Народная политика, как основа порядка“) , публицистом В. Розановым, преосвящ. Сергием (Строгородским, ныне архиепископом финляндским) , проф.

Еще в молодых годах А. Киреев сблизился с вожаками славянофильства. Хомяков, Киреевские, Аксаковы, Самарин и другие представители этого направления были постоянными посетителями дома его родителей и сильно влияли на восприимчивую душу юноши. А. Киреев и ныне служит верой и правдой той же славянофильской идее, с которой тогда познакомился. Посему, в продолжение долгих лет А. Киреев был деятельным членом „Славянского Благотворительного Общества»; принимал близкое участие в редакции „Известий“ этого Общества, начиная с 1883 г. и напечатал в них, между прочим, „Принципы славянофильства“, вызвавшие горячую полемику в немецкой прессе, несколько статей „по вопросу о классическом образовании“ и статьи: „Россия и славяне», „Россия в начале XX столетия“.

Из брошюр и статей Александра Алексеевича на иностранных языках следует отметить: [Brief an J. Т. Ossinin (в 1872 г., ответ против „Moniteur de Rome“) ; деятельная переписка ( в 70-х годах XIX ст. ) по-итальянски с итальянскими богословами либерального направления]; „Lord Halifax and the Reunion of the Chueches“, „Réponse a M-r Naville sur le nouovean dogme du 1870“ [целая серия писем по-английски ( в органе „Anglo-Continental Sоciety“ ) к Мейрику об иконопочитании]; „Zur papstlichen Unfehlerbarkeit». Последняя брошюра переведена на языки: русский, английский, французский, греческий и польский. A. А. Киреев состоит постоянным сотрудником „Revue Internationale de Théologie “, где он поместил много переводных и оригинальных статей; старается знакомить иностранную публику с произведениями русских богословов и с этою целью написал на страницах названного журнала на прим., подробные отзывы о сочинениях проф. Глубоковского, Бриллиантова и др.

Во всех своих сочинениях, касающихся религиозных вопросов, A. А. Киреев заявил себя православным мыслителем, осведомленным в Свящ. Писании, церковных канонах и святоотеческих творениях [почему еще в 1903 г. был избрав почетным членом московской Духовной Академии, а в 1906 г. назначен членом Высочайше учрежденного Присутствия при Св. Синоде по предварительной разработке вопросов для поместного Всероссийского Собора и о ходе дел на нем давал отчеты как в русской литературе, так и в „Revue Internationale de Théologie“.

В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

учебный комитет | димитрием розановым | духовно-учебное управление | иоанном розановым | поликарпом розановым |
Постоянная ссылка: Киреев А. А., Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера