> Помогите ребёнку на реабилитацию <

КАНОНИК

  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Устремления Людовика в этой сфере были тесно связаны с его программой «обновления Франкской державы» (renovatio imperii Francorum) , согласно которой единообразие церковных порядков служило предпосылкой и отражением единства империи. Получившие соборное одобрение имп. распоряжения имели целью учреждение и поддержку общежительного уклада в среде клириков. В то время как для монашествующих нормой жизни отныне должен был служить исключительно Устав прп. Венедикта Нурсийского, дополненный сборником монашеских обычаев св. Бенедикта Анианского «Collectio capitularis», жизнь немонашеских общин точно так же должна была регламентироваться только одним документом. Новый устав получил название «Установление для каноников» (Institutio canonicorum; известен также как Ахенский устав - изд. : MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 394-421) . Он состоял из 145 глав, первые 113 глав представляли собой выдержки из творений Исидора Севильского, папы Римского свт.

Григория I Великого (в изложении Тайона Цезаравгустского) , Псевдо-Проспера (в действительности Юлиана Померия) , блж. Иеронима Стридонского и блж. Августина ( главы 1-38 и 94-113 ) , а также соборных правил ( главы 39-91 ) и высказываний Римских пап Льва I Великого и Геласия I ( главы 92-93 ) , в которых, с одной стороны, обосновывалась необходимость vita communis для клириков, с другой - указывалось на особенность и смысл духовного призвания К. по сравнению с монашеским - не столько в личной аскезе, сколько в служении Церкви. Вводная часть являлась теоретической мотивировкой и оправданием образа жизни К., регламентируемого во 2-й части «Установления для каноников»: ношения ими лучшей, чем у монахов, одежды, меньшей строгости требуемых от К. воздержания и поста, пользования личным имуществом и церковными бенефициями и в особых случаях отдельным жилищем. Практические предписания К. заимствованы из Устава Хродеганга, но при этом был сделан ряд существенных изменений и добавлений. Так, первенствующая должность в капитуле теперь называлась «препозит» (гл. 139) , подробнее описано богослужение ( главы 126-130 ) , добавлено указание о детях, взятых К. на попечение (гл. 135) , исключено принятое св. Хродегангом правило, по которому К. могли получать пожизненную ренту с земельных владений, пожертвованных Церкви. Учитывая различия в благосостоянии общин и климатических условий в разных частях Франкского гос-ва, допускались разные нормы в разрешенном во время трапезы количестве вина и его частичная замена пивом (гл. 122) . Одновременно с «Установлением для каноников» был издан устав для канонисс - «Установление для монахинь» (Institutio sanctimonialium MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 421-456) .

В IX-X вв. «Установление для каноников» стало основным уставом кафедральных соборов и коллегиальных церквей на территории Зап. Европы. Сохранилось свыше 90 списков этого документа. По всей вероятности, К. чаще использовали «Установление для каноников» как руководство по общим вопросам, нежели как нормативный документ в строгом смысле. Так, в большинстве кафедральных церквей вскоре появились должностные лица, о которых ничего не сказано в Ахенском уставе, напр. декан (Marchal. 2000. P. 20-21; Barrow. 2006. P. 204) . Как результат компиляции Устава Хродеганга и «Установления для каноников» с некоторыми добавлениями (касающимися, в частности, пастырского служения) можно рассматривать т. н. Пространную редакцию Устава Хродеганга, состоящую в разных списках из 84 или 86 глав (изд. : The Old English Version of the Enlarged Rule of Chrodegang Ed. B. Langefeld. Fr. M., 2003) . Она была создана в IX или X в. на территории Западнофранкского королевства, но получила широкое распространение только в XI в.

Т. о., начиная с эпохи Каролингов в Зап. Церкви различались 2 типа клириков посвященной жизни: монахи, жившие по бенедиктинскому уставу, последовательно и строго соблюдавшие принципы vita communis, личной бедности и удаления от мира, практиковавшие аскетический образ жизни и служившие по монастырскому чину (cursus S. Benedicti) , и К., следовавшие своему, менее строгому, уставу, совершавшие богослужения в соответствии с рим. чином (ordo Romanus) . Взаимоотношения К. и монахов не всегда были однозначными. В X в. «реформа» той или иной общины часто заключалась в изгнании К. и замене их монахами. Жизнь К. подвергалась жесткой критике со стороны монахов.

Вплоть до XII в. термин «каноники» использовался в основном для того, чтобы подчеркнуть канонический уклад жизни соборного духовенства; в остальных случаях его членов называли просто «клириками», «братией» или в отдельности по сану (аколит, субдиакон, пресвитер) и должности (декан, кустодий, схоластик) . «Каноническая жизнь» духовенства была одним из главных требований церковных реформаторов 2-й пол. XI в. Расширение церковной реформы способствовало зарождению движения за обновление канониката в разных частях Европы, что вскоре привело к образованию конгрегаций регулярных каноников (августинцы, латеранские каноники, премонстранты и проч.) . Однако мн. К. продолжали придерживаться секулярной формы жизни (с XII в.
  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

номоканон xiv титулов | номоканона xiv титулов | corpus iuris canonici | латинской империи | латинская империя |
Постоянная ссылка: КАНОНИК
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера