Источник текста

Рождественский пост


ЦЕРКОВНЫЙ ГОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ 15 (28) ноября - 24 декабря (6 января) , включительно 7 января Святая Православная Церковь торжественно отмечает великий праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Рождественский Пост длится сорок дней. Начинается он 15-го 28-го ноября и кончается в ночь под Рождество 24-го декабря 6-го января. За этот период наблюдается восхождение напряженности, нарастание ожидания праздника: за пять дней до него, т. е. 20-го декабря 2-го января, начинается пятидневное “предпразднство” наподобие Страстной седмицы, со своими богослужебными особенностями, а канун праздника, “Сочельник”, 24-е декабря 6-е января, полностью обособляется по примеру Великой пятницы. Этот день в просторечии называется “Сочельник”, а вернее - “Сочевник”, от слова “сочиво”, что значит - отварная пшеница, которую вкушают в знак строгого поста пред этим великим праздником.

Согласно Уставу в пост не полагается есть мяса. Рыбу можно есть по воскресениям и субботам, в день Введения Божией Матери в Храм ( 21-го ноября 4-го декабря ) и по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу - только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например - в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу.

Как был установлен Рождественский пост Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что " сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов ( Успенского и Рождественского. - Ред. ) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября " .

Он начинается 15 ( 28 - по новому стилю ) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января) , длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля) , то этот пост называют Филипповым.

Зачем установлен Рождественский пост Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Лев Великий пишет: " Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий " .

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. " Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным " .

По словам Симеона Фессалоникийского, " пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти " .

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: " Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца " (desembri) . Там же сказано: " День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру " .

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря) , указывает Климент Александрийский.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин. Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - " все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. - Ред. ], не как от скверных (да не будет сего) , а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов " .

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. " Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды " , - заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: " Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим " .

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. Ответы на вопросы (беседы в паломническом ... | Православное чтение | Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Неделя шестая Великого поста. | Успенский пост | Пасхальное Причастие: подарок священнику | "Письма Баламута" - о христианстве от противного - СУБЪЕКТИВНЫЕ WEB ЗАМЕТКИ | Властелин насекомых | Воскресение мелких обид | В начале было Слово. Сто избранных проповедей | Иконы для домашнего иконостаса | Александра Соколова - Две моих свечи. Дочь Иерусалима. Повесть о православном воспитании. | Вознесение Господне | Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Архив раздела - В помощь новоначальному. | Митрополит Сурожский Антоний. Неделя о мытаре и фарисее | О чине анафематствования | Покров Пресвятой Богородицы | ТАБУ ВМЕСТО СОВЕСТИ. Священник Александр Шрамко | Жизнь по добру - одна из основ христианства. Духовный листок "Дорога домой". Выпуск 1 | Праздник Крещения. Крещение Иисуса Христа. Святое Богоявление. | Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня | Осипов А.И. Послушание и молитва сегодняшнего христианина, согласно св. Игнатию Брянчанинову | ПРАВОСЛАВИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. "КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ВКЛЮЧАЯ СВОЙ КОМПЬЮТЕР, ПРОГРАММИСТ ПРИКАСАЕТСЯ К ... | Кит, тыква, пророк Иона и Воскресение Христово | О чине анафематствования | ТРОИЦА. День Святой Троицы. Пятидесятница. | Обрезание Господне | Успение Пресвятой Богородицы | Сила прихода | Есть только миг... | Тайна умножения хлебов | Пасха - Светлое Христово Воскресение. Подробно о празднике Пасхи | Правда о потерянном времени | Колокольные звоны Великого Поста | Осознание собственных неприятностей. Протоиерей Александр (Авдюгин) | Рождественский пост | Как проводить православного христианина в последний путь | Исповедь: покаяние или благословение на причастие? | Духовный листок «Дорога домой. Выпуск 45 - Что такое гордыня» | Как найти православную церковь на Западе | О Причащении на Пасху и Светлую седмицу | Сретение Господне. Сретенье. | Когда проходит влюбленность... в Церковь | Таинство крещения | Митрополит Антоний Сурожский. Беседа о смерти. | ЗАЧЕМ МЫ ПРИХОДИМ В ЦЕРКОВЬ | Митр. Сурожский Антоний: “Скажи мне имя Твое” (Быт 32:29). | Что такое гордыня (о. Александр Ельчанинов) | Платок - это красиво | Апостолат семидесяти. Кто ближний? Не осуждайте ни Марфы, ни Марии | Таинство исповеди | Протоиерей Валентин Свенцицкий Диалоги | Учение православной церкви о Пресвятой Троице | Основа христианского учения | На пути от плохого к хорошему. Метаморфозы духов. | Митр. Сурожский Антоний: Учитесь молиться! | Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | ОДИН НА ОДИН С БОГОМ. Исповедь в Православной Церкви. Беседа со свящ. Алексием Тимаковым | Митр. Сурожский Антоний: Стучитесь! | Как создавалась Православно-Христианская вера | Водою и кровию и духом. Толкование на Евангелие от Иоанна | О посте. Епископ Иларион (Алфеев) | «Павлово Евангелие» - о послании к Римлянам апостола Павла | Человек в современном Православии. Интервью игумена Евмения корреспонденту газеты "НГ-религия" ... | Священник Александр Ельчанинов Записи. Из писем к молодежи | Нагорная проповедь | Кто такие нищие духом? | Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа | Митр. Сурожский Антоний: На пути вглубь | Литургия: опыт богословского комментария | Внутренний мир гордого человека | Митр. Антоний Сурожский: Как учиться молитве | Наставления преподобного Серафима Саровского | Как правильно обращаться с иконами |
Рождественский пост ... ГОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ 15 (28) ноября - 24 декабря (6 января) , включительно 7 января Святая Православная Церковь торжественно отмечает великий праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Рождественский Пост длится сорок дней. Начинается он 15-го 28-го ноября и кончается в ночь под Рождество 24-го декабря 6-го января. За этот период наблюдается восхождение напряженности, нарастание ожидания праздника: за пять дней до него, т. е. 20-го декабря 2-го января, начинается пятидневное “предпразднство” наподобие Страстной седмицы, со своими богослужебными особенностями, а канун праздника, “Сочельник”, 24-е декабря 6-е января, полностью обособляется по примеру Великой пятницы. Этот день в просторечии называется “Сочельник”, а вернее - “Сочевник”, от слова “сочиво”, что значит - отварная пшеница, которую вкушают в знак строгого поста пред этим великим праздником. Согласно Уставу в пост не полагается есть мяса. Рыбу можно есть по воскресениям и субботам, в день Введения Божией Матери в Храм ( 21-го ноября 4-го декабря ) и по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу - только в том случае, если полагается ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Рождественский пост
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"