ИОСИФ

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013 
В начало текстаВ конец текста
составленные на этот день Романом Сладкопевцем: плагального 4-го ( т. е. 8-го ) гласа с алфавитным акростихом, 1-й проимий: ῾Ο ᾿Ιακὼβ τῷ χιτῶνι συνεκόπτετο (Поражен Иаков был, увидав хитон) (Grosdidier de Matons J.)

Песни св. Романа Сладкопевца на Страстную седмицу в рус. переводе. М., 1900. С. 49-72 ( ; плагального 4-го ) т. е. 8-го (гласа, с акростихом Εἰς τὸν ᾿Ιωσὴφ Ρομανοῦ ἔπος) В [честь] Иосифа Романа повествование (, 1-й проимий: Οἱ τὸ στάδιον τῶν νηστειῶν πανσόφως διανύσαντες) Мудро проводивши пост () Ibid. P. 260-292; Там же. С. 76-89 (. Согласно совр. Постной Триоди, на утрени Великого понедельника в честь И. поется кондак плагального 4-го) т. е. 8-го (гласа ῾Ο ᾿Ιακὼβ ὠδύρετο τοῦ ᾿Ιωσὴφ τὴν στήρεσιν̇) (с икосом и самогласная стихира на стиховне. Е. Макаров Иконография Жена Потифара навещает Иосифа в темнице. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в.) Vindob. theol. gr. 31. Fol. 33 (Жена Потифара навещает Иосифа в темнице. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в.) Vindob. theol. gr. 31. Fol. 33 (История И. появилась в иллюстрированных библейских циклах, вероятно, уже во II-IV вв. Он прославляется как праведник, соблюдавший чистоту душевную и телесную, провидец, толковавший сны, и мудрый правитель, достигший наивысшего положения. Самый ранний цикл сохранился в росписи синагоги в Дура-Европос) ок. 250 (: к истории И. относится 2 сцены с благословением праотца Иакова. К подобному циклу, видимо, принадлежат фрески катакомб на Виа Латина в Риме) сер. IV в. (с композициями: «Сон Иосифа о снопах», «Благословение Иакова» и «Путешествие Иакова с сыновьями в Египет». Тем же временем датируется фрагмент саркофага из Ватиканских гротов) Музеи Ватикана (, на его рельефе представлены сцены продажи И. братьями: «Извлечение из колодца» и «Продажа измаильтянам».)

Одним из первых больших иллюстративных циклов, включавших историю И., были миниатюры почти полностью погибшего при пожаре Коттоновского Генезиса VI в. (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI) , послужившие образцом для мозаик ц. Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) . Ок. сер. VI в. были созданы изображения на пластинах резной кафедры архиеп. Максимиана (Архиепископский музей, Равенна) : цикл И. на боковых стенках соотносится со сценами детства и чудес Иисуса Христа на спинке трона, поскольку И. считали одним из ветхозаветных прообразов Спасителя (сопоставление истории И., проданного братьями за 20 сребреников и затем спасшего от голодной смерти свой народ, с жизнью Иисуса Христа, а также истолкование полученного Иаковом и его сыновьями хлеба в евхаристическом смысле основаны на святоотеческой традиции) . Миниатюры из Венского Генезиса ( Vindob. theol. gr. 31, VI в. ) , такие как «Прощание Иосифа с Вениамином», на к-рой И. представлен в сопровождении ангела, или «Жена Потифара навещает Иосифа в темнице», свидетельствуют о знании иллюстраторами комментированных текстов истории И., что отразилось в иконографии миниатюр.

В визант. искусстве цикл с историей И. появился в IX в. На миниатюре из рукописи Гомилий Григория Назианзина ( Paris. gr. 510. Fol. 69v, 879-882 гг. ) в 5 регистров расположены сцены истории И. Миниатюра предваряет Слово 10, «защитительное, по возвращении св. Григория Богослова из уединения, говоренное им отцу своему и Василию Великому». В это время устанавливается празднование памяти И. в Неделю св. праотец перед Рождеством Христовым. На миниатюрах Октатевхов может быть представлено от 40 до 55 сцен из истории И. (Vat. gr. 747, 2-я пол. XI в. ; Vat. gr. 746, 2-я четв. XII в., и др.) ; их иконография обнаруживает сходство с миниатюрами Венского Генезиса.

Жена Потифара клевещет на Иосифа. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Мастера Белоусовы. 1882 г.

В ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани ( ок. 1265, Сербия ) цикл посвященных И. сцен включен в символическую программу росписи нартекса и занимает 4 регистра зап. стены. Композиции следуют одна за другой без разделения: «Иаков посылает Иосифа к братьям»; «Иосиф находит братьев в Сихеме; братья бросают Иосифа в колодец»; «Иакову показывают окровавленную одежду Иосифа»; «Иосиф едет с измаильтянами в Египет»; «Иосиф у гроба Рахили» (апокрифический эпизод) ; «Иосифа продают Потифару»; «Иосиф убегает от жены Потифара»; «Иосиф в темнице»; «Иосиф покидает темницу»; «Фараон назначает Иосифа правителем»; «Иосиф раздает зерно братьям»; «Братья сообщают Иакову об Иосифе»; «Иаков едет в Египет»; «Иосиф встречает отца»; «Иаков благословляет сыновей Иосифа»; «Кончина Иакова». Этот цикл, находящийся в окружении таких сцен, как «Страшный Суд», «Древо Иессеево», «Кончина кор. Анны Дандоло», «Семь Вселенских и Сербский Соборы», а также ктиторской композиции, отражает традицию христологического толкования истории И., имеет назидательный характер.

В поздневизантийском искусстве появились единичные изображения И. (напр., в ц. Оморфи-Экклисия, Афины, 90-е гг. XIII в.) . Он изображается в царских одеждах среди ветхозаветных патриархов (в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318; в ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне, нач. XIV в. ; в ц. праведных Иоакима и Анны) Кралевой ц. ( в мон-ре Студеница, Сербия, 1314 ) . В ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294 95) медальон с изображением И. в царской короне помещен на арке над апсидой в ряду образов ветхозаветных праотцев, в центре арки - Спас Еммануил. В мозаиках мон-ря Хора ( Кахрие-джами ) в К-поле ( 1315-1321 ) образ И. - в куполе нартекса среди сыновей Иакова в хитоне и гиматии, а не в царских одеждах.

В рус. искусстве изображения И. известны с XV в. в ряду 12 праотцев - сыновей Иакова (в ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Вел. Новгороде, между 1467 и 1472; в Благовещенском соборе в Московском Кремле, 1547-1551; в ц. Св. Троицы в Вязёмах, ок. 1600) и с XVI в. на иконах праотеческого ряда иконостаса (напр., в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, 1425-1427, СПГИХМЗ) . Образы сыновей Иакова появились под влиянием апокрифического текста «Завещаний двенадцати патриархов» ( Сергеев. 1975. С. 306-320 ) . В клеймах икон «Св. Троица с деяниями» встречается сцена «Переход через Чермное море» с апокрифическим эпизодом перенесения мощей И. из Египта. С XVII в. история И. как один из циклов на сюжет кн. Бытия встречается в росписях, напр. в стенописи Грановитой палаты Московского Кремля кон. XVI в., возобновленной в 1882 г. палехскими мастерами Белоусовыми по описи иконописца С. Ушакова.

Иконописный подлинник указывает писать И. на левой стороне (по левую руку) от Господа Саваофа, за Ноем: «Аки Борис, риза княжеска, багор, в порфире, испод лазорь, в свитке пишет: Обещания тя твои глаголет славу» (Большаков.)

Подлинник иконописный. С. 11 (. Лит. : Shapiro M. The Joseph Scenes on the Maximianus Throne in Ravenna Gazette des Beaux-Arts. N. Y. ; P., 1952. Vol. 40. P. 23-38; LCI. Bd. 2. Sp. 423-434; Grabar A. Les cycles dimages byzantins tirés de lhistoire biblique et leur symbolisme princier Starinar. 1969. Vol. 2. P. 135-137; Сергеев В. Н. Надписи на иконах праотеческого ряда иконостаса и апокрифические «Заветы двенадцати патриархов» ТОДРЛ. 1975. Т. 29. С. 306-320; Вилинбахова Т. Б. Икона XVI в. «Троица в деяниях» и ее лит. основа Там же. 1985. Т. 38. С. 126-137; Demus O. The Medieval Mosaics of San Marco, Venice. Chicago; L., 1986; Todic B. A Note of the Beauteous Joseph in late Byzantine Painting Δχαε. 1995. P. 89-96.)
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013 
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

жена потифара клевещет иосифа роспись грановитой палаты московского кремля мастера белоусовы 1882 | жена потифара навещает иосифа темнице миниатюра венского генезиса vindob theol fol | иосиф братьями праотец иаков роспись грановитой палаты московского кремля 1882 | история лота быт миниатюра коттоновского генезиса кон или lond brit lib cotton otho | жертвоприношение авраама братья продают иосифа миниатюра псалтири 1253–1270 paris jaf 10525 fol 13r |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ИОСИФ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера