Источник текста

Иисус Христос по Евангелиям, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI - профессор Александр Павлович Лопухин


значит помазанник. Так назывались в В. 3. все лица, которые были помазываемы св. миром при вступлении в свое служение: цари, первосвященники и пророки. Это же наименование было усвоено в особенности воплотившемуся Сыну Божию, второму Лицу Пресв. Троицы, ибо Он совершил дело спасения падшего человечества в трех частнейших Своих служениях – пророческом, первосвященническом и царском.

. В последнее время ученые, впрочем, более склонны утверждать, что Иисус Христос родился в 749 г. Основания для такого предположения следующие: 1 (По Варронию, Ирод умер в Иерихоне в начале апреля 750 г. от основания Рима. Если теперь принять во внимание, со одной стороны, что волхвы были приняты Иродом еще в Иерусалиме) а Иерусалим Ирод оставил в начале марта 750 г. (. а с другой стороны, что Христос был принесен в храм иерусалимский на 40-й день после Своего рождения, то ясно, что Он родился в конце декабря 749 г. или, в крайнем случае, в первой половине января 750 г. 2) В 748 г. чреда Авиева, к которой принадлежал отец Иоанна Предтечи священник Захария, приходилась на 17–23 апреля и на 3–9 октября; если иметь в виду последнюю неделю (3–9 октября) и то, что Христос родился чрез 15 месяцев после возвещения Архангела Гавриила о предстоящем рождении Иоанна Предтечи, то само собою вытекает, что Иисус Христос мог родиться только в конце декабря 749 г. от основания Рима. 3 (Иоанн Креститель, по свидетельству Евангелиста Луки)

До тридцатилетнего возраста Своего Иисус Христос прожал в совершенной неизвестности в небольшом галилейском городке Назарете в семействе плотника Иосифа, который был обручником Пресв. Девы Марии. Здесь Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости». Только однажды, когда исполнилось Ему 12 лет от роду, Он (в марте или апреле 761 г.) оставил Назарет, вместе с родителями Своими отправился в Иерусалим на праздник пасхи и пробыл там в храме три дня, беседуя с книжниками.

В 779 г. от основания Рима Иисус Христос принял от Иоанна крещение в Иордане. В это время Ему было уже 30 лет, – возраст, с которым могли быть соединяемы права общественного служения в качестве народного учителя. Впрочем, прежде чем начать Свое общественное служение роду человеческому, Иисус Христос отправился в пустыню, прилегавшую к Иордану, и там постился в течение сорока дней и был искушаем сатаной.

Свое общественное служение Иисус Христос начал в Галилее избранием 12-ти Апостолов. Прежде всего Он начертал им (в нагорной проповеди) образ Своего истинного последователя, как человека смиренномудрствующего о себе, скорбящего о своей греховности, кроткого, имеющего сильное желание примириться с Богом, милостивого по отношению к другим, частого сердцем, миротворца, безропотно претерпевающего гонения за правду и за Самого Иисуса Христа. Чудесное претворение воды в вино, совершенное Иисусом Христом на браке в Кане Галилейской, укрепило веру в душах учеников ( Ин. 2: 11 ) . Пробыв после сего немного дней в Капернауме, Иисус Христос вместе со Своими учениками (в конце марта или в начале апреля 780 г. от основания Рима) отправился на праздник пасхи в Иерусалим. Здесь Он возмутился духом, увидя беспорядки, допущенные в св. храме. Изгнав из храма торгующих, Он этим в первый раз возбудил против себя вражду со стороны старейшин иудейских. Впрочем, и среди фарисеев уже в это время нашелся один – Никодим, признавший Иисуса «пришедшим от Бога» учителем ( Ин. 3: 2 ) . После праздника пасхи Иисус Христос чрез Самарию возвратился в Галилею, где вскоре, призвав к Себе двенадцать Апостолов, дал им соответствующее наставление и послал их «к погибшим овцам дома Израилева» проповедовать, что приблизилось царство небесное ( Мф. 10: 1–7; ср. Лк. 9: 1–2 ) . С этою же целью, спустя немного времени, Иисус Христос избрал еще семьдесят учеников и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти ( Лк. 10: 1 ) . Сам Иисус Христос также беспрестанно ходил из одного места в другое по всей Палестине, проповедуя о наступлении царствия Божия, предвозвещенного ветхозаветными пророками.

О Себе Самом Иисус Христос учил как о лице, на котором и чрез которого были исполнены все ветхозаветные обетования и пророчества, т. е. как о Мессии или Христе. В первый раз Иисус Христос прямо указал на Себя, как на Мессию или Христа, в беседе с самарянкою ( Ин. 4: 25–26 ) ; затем в назаретской синагоге. прочитав несомненно мессианское место из книги пророка Исаии ( Ис. 61: 1–2 ) , Он прямо отнес его к Себе ( Лк. 4: 16–22 ) . В другой раз, в Иерусалиме, обличая ожесточенное неверие иудеев в Него, Он употребил против них их же собственное оружие. «Испытайте писания, – сказал он им, – ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне... Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» ( Ин. 5: 39–47 ) . И простой народ говорил об Иисусе Христе: «Это истинно тот Пророк, Которому должно придти в мир» ( Ин. 6: 14 ) , «Он точно пророк», «Это – Христос» ( Ин. 7: 40,? 41 ) . После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос уже подробно, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял Апостолам сказанное о Нем во всем Писании ( Лк. 24: 27 ) и, следовательно, учил о Себе, как о предвозвещенном пророками.

Наконец, православная Церковь, часто именует еще Иисуса Христа «Богочеловеком» (?? ’?????? или??? ’????????) . В Евангелии от Матвея употреблено однажды ( Мф. 1: 23 ) приведенное из книги пр. Исаии слово Еммануил, по своему внутреннему значению почти соответствующее слову – «Богочеловек». Но самое слово «Богочеловек» ни в Евангелиях, ни в апостольских посланиях не встречается. Тем не менее, в евангельских повествованиях есть очень много указаний на то, что в одно и то же время Иисус Христос был истинным Богом и истинным Богом и истинным человеком. Каким образом в одном и том же лице могли быть соединены две различные природы – божеская и человеческая, вечное и временное. всесовершенное и ограниченное, – этот вопрос несомненно представляет неразрешимые трудности для человеческого разума, становившегося нередко чрез это в противоречие с ясным учением божественного откровения (у Нестория и Евтихия) .

Главным и существенным предметом учения Иисуса Христа, конечно, было царство Божие. Ввиду этого Он должен был в возможной полноте предложить учение о Боге, как о виновнике этого царства, равно как и о тех условиях, которые необходимо выполнить для вступления в основываемое царство Божие. Иисус Христос возвестил миру, что Бог един по существу и троичен в лицах, что Он есть любовь и что Он ради спасения грешного человечества послал в мир Единородного Сына Своего. Иисус Христос в истинном смысле истолковал требования ветхозаветного законодательства и указал на те благодатные средства (таинства) , которые необходимы для спасения человека. О Своем учении Иисус Христос неоднократно свидетельствует, как об учении богооткровенном, данном Ему свыше. «Мое учение, – говорить Он ( Ин. 7: 16–17 ) , – не Мое, но Пославшего Меня». «Слово, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» ( Ин. 14: 24 ) . «Кто хочет творить волю Его (Бога) , тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю», «что Я слышал от Него (Бога) , то и говорю миру». «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это – Я, и что ничего не делаю от Себя; но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» ( Ин. 8: 26–28 ) . Ср. Ин. 12: 47–50. Истину проповедуемого учения Иисус Христос нередко доказывал ссылкою на свои дела или чудеса, – действия сверхъестественные, возможные только для Бога. «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, – говорил Иисус Христос ( Ин. 5: 36; ср. Ин. 10: 25 ) , – свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( ср. Ин. 5: 19 ) . «Когда не верите Мне, верьте делам Моим» ( Ин. 10: 38 ) . Чудеса, совершенные И. Христом, делятся на две большие группы: 1 (чудеса – в области человеческой природы: а) совершенные над живыми людьми, которые были одержимы различными болезнями, и б ( над людьми уже умершими; 2 ) чудеса – в области внешней природы. К первой группе должны быть отнесены: 1 (исцеление сына царедворцева в Капернауме; 2) исцеление слепо-немого бесноватого; 3 ( исцеление гадаринского бесноватого; 4 ) исцеление кровоточивой; 5 (исцеление расслабленного, опущенного чрез кровлю дома; 6) исцеление двух слепых в Капернауме; 7 ( исцеление прокаженного; 8 ) исцеление слуги капернаумского сотника; 9 (исцеление бесноватого в капернаумской синагоге; 10) исцеление тещи Петровой; 11 ( исцеление больного при Овчей купели; 12 ) исцеление слепорожденного; 13 ( исцеление сухорукого; 14 ) исцеление женщины, восемнадцать лет имевшей духа немощи; 15 ( исцеление страдавшего водянкою; 16 ) очищение десяти прокаженных; 17 ( исцеление дочери хананеянки; 18 ) исцеление глухонемого; 19 ( исцеление вифсаидского слепца; 20 ) исцеление бесноватого в новолуния; 21 ( исцеление иерихонского слепца; 22 ) воскрешение дочери Иаира; 23 (воскрешение сына наинской вдовы и 24) воскрешение Лазаря. Ко второй группе относятся: 1 (претворение воды в вино на браке в Кане галилейской; 2) укрощение бури; 3 ( чудесное насыщение пяти тысяч народа; 4 ) хождение по водам Генниисаретского озера; 5 (чудесное насыщение четырех тысяч народа; 6) чудесный лов рыб; 7 (чудесное нахождение статира во рту рыбы и 8) проклятие смоковницы. Хотя все чудеса, совершенные Иисусом Христом, служили доказательством Его божественного посольства, но можно указать для них и более частные побуждения или мотивы: а (нравственный – сострадание к бедствующим и несчастным людям и б) аподиктический – в желании символически указать на будущность Церкви или царства Божия на земле ( ср. Лк. 5: 4,? 5: 10 ) . Рационалистами были предложены различные гипотезы для естественного объяснения евангельских чудес: 1 (Натуралистическая, которая для объяснения чудесных исцелений, предполагать возможность частью физического влияния со стороны Иисуса Христа на больных, т. е. лечение обыкновенными медицинскими средствами, частью психического – воздействие на воображение больных, убежденных, что одного слова Мессии достаточно для исцелений всякой болезни. 2) Экзегетическая, которая стремится удалить чудесный элемент из евангельских повествований чрез грамматические изменения некоторых выражений; Евангелие, напр., говорит, что Христос ходил по морю, а по экзегетической гипотезе – у моря. 3 (По аллегорической гипотезе – все чудесные события представляются не внешними и отдельными явлениями, а только чувственными образами каких-либо общих идей и внутренних состояний. Несостоятельность всех гипотез прекрасно обнаружена Д. Штраусом, который со всею основательностью доказал, что под чудом нужно разуметь только действие, непосредственно произведенное абсолютною причинностью Самого Бога и потому безусловно сверхъестественное.)

Общественное служение Иисуса Христа продолжалось более трех лет (от конца 779 г. до марта или апреля 783 г. от основания Рима) , ибо Евангелист Иоанн отчетливо и ясно указываешь на три Праздника пасхи ( Ин. 2: 13,? 6: 4,? 13: 1 ) , которые Иисус Христос провел в Иерусалиме во время Своего общественного служения роду человеческому.

Уже с самого начала этого общественного служения Своего Иисус Христос возбудил к Себе непримиримую ненависть со стороны старейшин и вожаков народа – первосвященников, книжников и законоучителей, а особенно – со стороны фарисеев. Имея чувственные и плотские представления о Мессии, как царе политическом, который должен был свергнуть с иудеев тяжелое иго римлян, они ни в каком случае не хотели признать Мессиею Иисуса Христа, Который утверждал, что «царство Его не от мира сего». Понимая требования ветхозаветного закона только в буквальном смысле, загромождая учение божественного откровения преданиями старцев и учениями прежних раввинов, полагая сущность религии во внешних обрядах и мелочных внешних действиях, поддерживая свой авторитет в глазах народа наружным благочестием, – фарисеи отказывались усвоить возвышенное и чисто духовное учение Иисуса Христа, равно как и Его изъяснения ветхозаветных заповедей. Наконец, фарисеи не могли переносить и тех обличений, которые они постоянно слышали из уст Христа. Гордость фарисеев делала невозможным примирение. Их враждебность могла окончиться только страшною катастрофой – невинною смертью обетованного Мессии.

Уже в первый год общественного служения Иисуса Христа, после исцеления расслабленного при Овчей купели, ясно определилось враждебное отношение фарисеев к Нему: «Стали иудеи знать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» ( Ин. 5: 16 ) . Эта враждебность усиливалась постепенно в течение всех трех лет общественного служения Иисуса Христа. Но после одного из величайших чудес, совершенных Иисусом Христом, именно – после воскрешения Лазаря, тело которого уже начало разлагаться (в марте 783 г. от основания Рима) , «первосвященники и фарисеи собрали совет» и единогласно «положили убить Его» во избежание мнимых неприятностей со стороны римлян ( Ин. 11: 47–53 ) . Нужен был только случай, чтобы без возмущения народа взять Его под стражу и предать суду. Такой случай скоро представился.

За шесть дней до праздника пасхи ( 9-го нисана или 1 апреля 783 г. ) . согласно пророчеству Захарии, Иисус Христос, окруженный множеством народа, торжественно, как сын Давида и царь Израилев, вошел в Иерусалим. Народ, сопровождавший Его, как и вышедший навстречу из Иерусалима, воздавал Ему царские почести: бросал зеленые ветви дерев и постилал свои одежды под ноги осла, на котором Он ехал, и кричал в честь Его царское «осанна». Весь город пришел в волнение. Это обстоятельство вызвало сильное возбуждение со стороны фарисеев и первосвященников, но в этот день они ничего не могли сделать Иисусу Христу. Между тем Он вошел в Иерусалим, прямо направился в храм, но, увидев, что первосвященники «дом молитвы превратили в вертеп разбойников», изгнал из него всех продающих и покупающих и опрокинул столы меновщиков и покупающих голубей. Вечером вместе со Своими учениками Он отправился на ночлег в близлежащее селение Вифанию, где проживал «друг Его» – Лазарь. В понедельник и вторник Иисус Христос с раннего утра являлся в Иерусалим и по целым дням учил народ в храме. «Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его». В среду ( 12-го нисана или 4-го апреля 783 г. ) один из учеников Его – Иуда предложил членам синедриона тайно предать своего Учителя за тридцать сребренников (около 25 р. сер.) . Первосвященники и старейшины с радостью приняли это предложение, – и с того времени Иуда, называемый Искариот, искал удобного случая предать Иисуса Христа Его врагам. В четверг ( 5-го апреля, 13-го писана ) , Иисус Христос вознамерился совершить пасху вместе со Своими учениками. Для этого Он должен был оставить Вифанию и отправился в Иерусалим. Предварительно, согласно Его повелению, ученики Его Петр и Иоанн приготовили большую, устланную коврами горницу. Явившись сюда вечером, Иисус Христос прежде всего показал Своим ученикам величайший образ смирения, умыв их ноги, – что у евреев обыкновенно делали слуги, – затем, возлегши вместе с ними, Он совершил пасху и указал Своего предателя, а после этой ветхозаветной вечери установил новозаветную – таинство евхаристии. Взяв хлеб, Он благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое, которое за вас предается»; затем, приняв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов». После этого еще долго, до полуночи, Иисус Христос вел сердечную, задушевную беседу со Своими учениками о царстве Божием, молился за них Своему Отцу и пел псалмы (если Он следовал здесь обычаю иудеев, то Он пел Пс. 112–117) , объявил о предстоявшем в ту ночь взятии Его под отражу и об отречении Петра от Него. Ночь была темная, когда Иисус Христос вместе с учениками оставил сионскую горницу и отправился в загородный Гефсиманский сад, раскинувшийся у подошвы горы Елеонской. Оставив здесь Своих учеников, Он, в сопровождении лишь трех из них – Петра, Иакова и Иоанна, пошел вглубь сада и там, повергшись на землю, молился Своему Отцу до кровавого пота о том, чтобы миновала Его предстоявшая Ему чаша страданий. Явившийся с неба Ангел укреплял Его. Ученики не могли бодрствовать и быстро засыпали. В это время в сад ворвалась громадная толпа слуг первосвященнических, вооруженная мечами и кольями, чтобы взять Его под стражу. Бывший с ними Иуда, по предварительному уговору, лобызанием выдал своего Учителя Его врагам. Петр хотел защищать Его мечем, но Иисус Христос воспретил ему это и добровольно предал Себя первосвященническим слугам. Это было в полночь (когда только еще начиналось 14 нисана, – канун пасхи иудейской) .

Пока первосвященник Каиафа заботился о созвании членов синедриона, воины отвели Иисуса во дворец бывшего первосвященника Анны (Анана) , находившийся, впрочем, в одном дворе с дворцом Каиафы, – в северо-западном углу Сиона. Анна, как низложенный первосвященник, не имел права производить формальный суд над Иисусом Христом и потому он стал просто расспрашивать Его об учениках и об учении. Иисус Христос ответил ему указанием на то, что Он тайно ничего не проповедовал и что учение Его поэтому известно всем иудеям. Такой ответ показался грубым одному служителю первосвященническому, – и дерзкий раб ударил Иисуса по щеке, сказав: «Так отвечаешь Ты первосвященнику? » От Анны Иисуса Христа повели к Каиафе, у которого уже собрались члены синедриона. Началось судопроизводство самое несправедливое из всех, известных истории человечества. Явилось множество лжесвидетелей, но они ничего не могли указать такого в учении и поведении Иисуса Христа, за что, по суду, Его следовало бы предать смертной казни. Тем не менее, таковой приговор состоялся. Сначала обвиняли Христа в том, что Он будто бы намеревался разрушить храм иерусалимский, но затем остановились на мнимом богохульстве. Смертный приговор, произнесенный синедрионом, первосвященник должен был представить еще на утверждение римского прокуратора – Понтия Пилата. Было три часа ночи. Синедрион должен был покончить с этим злосчастным делом до утренней жертвы (т. е. до 9 часов утра) . Поэтому, не смотря на ночь, стоявшую на дворе, все члены синедриона и присоединившаяся к ним толпа иудеев отправились к Пилату, проживавшему тогда временно, по случаю праздника пасхи, в Иерусалиме во дворце Ирода великого на северной стороне Сиона. Гордые иудеи сначала не хотели даже объяснить Пилату, в чем они обвиняли приведенного Узника, и требовали, чтобы Пилат утвердил их приговор, не разбирая самого дела. Но, когда Пилат отказался поступить таким образом, иудеи начали обвинять Иисуса Христа не в намерении разрушить храм и даже не в богохульстве, а уже в преступлена политическому утверждая, что Он будто бы провозглашал Себя царем иудейским, возбуждал народ против римского правительства, запрещал платить кесарю дань. Пилат видел всю несправедливость этого обвинения и старался спасти Невинного. Но он был слишком малодушен. Угроза иудеев сделать донос на него в Рим, что он освободил политическая преступника, заставила его утвердить смертный приговор синедриона над Иисусом Христом. Было около 9-ти часов утра.

Иисус Христос был отдан римским воинам для исполнения приговора. «Тогда воины правителя (Пилата) , взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздевши Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, царь иудейский! и плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове. И, когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» ( Мф. 27: 27–31 ) . Около 12-ти часов утра ( 14-го нисана или 6-го апреля ) вместе с двумя разбойниками Иисус Христос был отведен на лобное место – на гору Голгофу. Пред распятием римляне имели обыкновение давать осужденному пить одуряющий напиток (вино, смешанное со смирною) , чтобы он не чувствовал ужасных болей. Желая с полным сознанием воспринять страдания за избавление многих, Иисус Христос отказался от этого напитка. В 12 часов дня, Иисус Христос был распят на кресте. Безропотно Он принял эту казнь; безропотно переносил Он, вися на кресте, грубые насмешки и издевательства толпы; мало того, – Он даже молился за Своих распинателей и хулителей. Снятое с Него одеяние, как и предсказывал ветхозаветный пророк, воины разделили между собою. Вручив Свою Мать попечению Своего любимого ученика (Иоанна) , Иисус Христос обещал благоразумному разбойнику райское блаженство. Был полдень. И вдруг, несмотря на это, солнце померкло и ужасная тьма на целые три часа распространилась по земле. Около 3 часов дня, когда иудеи совершали в храме свою вечернюю жертву, висевший на кресте Иисус Христос громко воззвал к Отцу: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил! » Потом, видя, что на Нем уже исполнилось все необходимое, по ветхозаветным пророчествам, для примирения рода человеческого с правосудием Божиим, Он сказал: «Совершилось! Отче Мой, в руки Твои предаю дух Мой! » И, сказав это, Он склонил Свою голову и испустил дух. Последовали страшные знамения: завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; земля потряслась; камни расселись. Эти знамения даже язычника – римского сотника, бывшего в то время на страже у креста, заставили сказать об Иисусе Христе: «Воистину Он был Сын Божий ( Мф. 27: 54 ) , а по свидетельству Евангелиста Луки ( Лк. 23: 48 ) , «И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь».

Сомнения в смерти Иисуса Христа не было ни у кого. Воины, перебивавшие голени у распятых разбойников для ускорения их смерти, не сделали этого с Иисусом, так как нашли Его уже мертвым; впрочем, один солдат копьем пронзил Ему ребра, и из раны тотчас истекли кровь и вода.

Два члена синедриона, тайные ученики Иисуса Христа, Иосиф и Никодим, испросив у Пилата разрешение, сняли тело Его со креста и, помазав его благовониями и обвив плащаницею, погребли во гробе Иосифа, близ Голгофы, в саду. Между тем и синедрион принял все необходимые меры, чтобы тело Иисуса Христа не могло быть украдено учениками. С разрешения Пилата, иудеи запечатали вход во гроб особою печатью, а у самого гроба поставили стражу.

В день, следовавший за субботою, т. е. в воскресенье ( 16-го нисана или 8 апреля ) , на третий день после Своей крестной смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых. Первыми свидетелями этого необычайного события были воины, стерегшие гроб Христа. В полночь сошедший с небес Ангел Господень отвалил камень от дверей гроба. Произошло великое землетрясение. Устрашенные воины пришли в трепет и стали, как мертвые. Правда, эти воины Самого Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, не видели; но они были непосредственными свидетелями-очевидцами того факта, что тела Иисуса Христа во гробе более не было; кроме того, – они видели Ангела, который сшел с небес, отвалил камень, сел на него и говорил мироносицам: «Знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь, – Он воскрес» ( Mф. 28: 5–6 ) .

Мария Магдалина и другие мироносицы, отправившиеся ко гробу Иисуса Христа еще до рассвета, чтобы помазать тело своего Господа и Учителя, не только нашли гроб пустым и не только слышали от Ангела благовестие о воскресении Иисуса Христа, но удостоились увидеть и Самого Воскресшего и слышать от Него как приветствие: «Радуйтесь! » так и заповедь возвестить Апостолам о Его воскресении из мертвых. Кроме Марии Магдалины и других мироносиц, Иисус Христос по воскресении Своем явился: 1 (Петру или Кифе, 2) двум ученикам шедшим в Еммаус, 3 (десяти ученикам при запертых дверях, 4) одиннадцати ученикам в Иерусалиме, 5 (семи ученикам на берегу Геннисаретского озера, 6) пятистам верующим, 7 (Апостолу Иакову и, наконец, 8) одиннадцати ученикам уже в сороковой день по воскресении Своем из мертвых.

Ввиду такого множества различных и разновременных свидетелей, из которых иные не только видели, но и осязали Иисуса Христа, слышали Его беседы, ели с Ним, а с другой стороны в виду несомненного факта, что гроб, в котором было положено тело Иисуса Христа, оказался пустым, что все Апостолы были твердо уверены в воскресении своего Учителя, – все рационалистические гипотезы (обмана, самообмана, воровства, мифа, визионерного состояния учеников. спиритизма) оказываются научно несостоятельными и неудовлетворительными.

Являясь в течение сорока дней Своим ученикам, Иисус Христос беседовал с ними об устроении царства Божия на земле. В сороковой же день (18 мая) , дав заповедь Апостолам не отлучаться из Иерусалима до сошествия Св. Духа, а потом идти во весь мир проповедовать людям учение Его и совершать над ними крещение, Он, в виду всех Своих учеников, вознесся на небо.

: В каком году родился Господь наш Иисус Христос? В «Приложениях к Творениям св. отцов» ч. XXXV за 1885 г., стр. 269–314; Звезда волхвов в «Православном Обозрении» 1844 г. № 5–6, стр. 316–327: у проф. А. Некрасова, Чтение греческого текста святых Евангелий (Казань 1888) , стр. 93–117; 119–1485, и в брошюре: Год крестных страданий Господа Нашего Иисуса Христа и седмины пророка Даниила (Казань 1892) ; у проф. М. И. Богословского, Господь в Капернауме b Иерусалиме на празднике первой Пасхи в «Православном Собеседнике» 1903 г. № 4, стр. 432–434; у †проф. В. Б. Болотова в «Постановлениях комиссии по вопросу о реформе календаря в России», стр. 7–18 (в прилож.) . Ср. также Ф. Б. Фаррар,

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Иоанн X, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI ... | Иафет чешский историк ХVI-ХVII вв., Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иакинф, архимандрит, известный синолог, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иевусеи, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI ... | Иахин и Воаз, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иехония сын царя Иоакима, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иеремия Тиссаровский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иезуиты в России, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанн бар-Курсус, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иамвлих, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI ... | Иоанн маюмский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иоанн V, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI ... | Иоанникий II — святой сербской церкви, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иерофей (Иаков Федорович Лобачевский), епископ Острожский, викарий Волынский, Православная ... | Иаков из Ворагина, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иаков архиепископ Нижегородский и , Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Ианнуарий, св. епископ путеольский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иеффай, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI - ... | Иоанн имя святых «восточных», дней памяти которых православною церковью иногда не положено, ... | Иаир, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI - ... | Иоаким — святой, первый епископ новгородский, Православная Богословская энциклопедия или ... | Иоаким старший сын иудейского царя Иосии, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иоанн III Схоластик, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанн VI, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI ... | Иоанн бар-Афтонья, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иеремия Свистельницкий, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иерахмеел, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том ... | Иоанна паписса , Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иавин, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI - ... | Иоанн IX, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI ... | Иаков I Английский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоав, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI - ... | Иаков витрийский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иеросхимонах, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иерофей Малицкий, митрополит Киевский и Галицкий, Православная Богословская энциклопедия или ... | Иаков II, король Английский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иероним архимандрит, член С.-Петербургского духовно-цензурного комитета, Православная Богословская ... | Иоанн, сын Маттафии, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иаков серугский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иоанн Гликис, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иоанн II иерусалимский епископ, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иассон Юноша-Смогоржевский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иезуаты. Орден иезуатов, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иаков архимандрит, настоятель Кирилло-Белозерского монастыря, Православная Богословская ... | Ииуй, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI - ... | Иерархия англиканская, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иаков Якутский и Вилюйский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иеговисты и элогисты, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанн VII Грамматик, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанникий Галятовский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанн Малала, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иаков едесский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иоанн Лествичник, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иафет — один из сыновей патриарха Ноя, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иаков Хриштоф Блярер, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанн: святые русские, дней памяти коих ныне не положено, Православная Богословская энциклопедия ... | Иоанн VIII, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том ... | Иоанн IV Постник, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанн Мосх, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том ... | Иезекииль, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том ... | Иоанн II, каппадокиец, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанн XII, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том ... | Иезуиты («Общество Иисуса», Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иисус Навин и книга И. Навина, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иеремия пророк, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иероглифическое письмо, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иаков низ(с)иб(в)ийский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанн Златоуст в русской письменности, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иаков-мних, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том ... | Иоанн Креститель, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иаков: святые русские этого имени, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иоанникий великий, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иероним пражский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанн, архиеп. антиохийский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иерархия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI ... | Иаков — святые «восточные» этого имени, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иисус сын Сирахов, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иегова, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI - ... | Иоанниты, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI ... | Иаков, второй сын еврейского патриарха Исаака, Православная Богословская энциклопедия или ... | Иисус Христос по внешнему виду, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иероним Волчанский, епископ Могилевский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Ианней-Александр, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанн Гиркан, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иезуиты и иезуитская мораль, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иоаким — девятый патриарх всероссийский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иисус Христос, как совершенный образец идеальной нравственности, Православная Богословская ... | Иаков из Стржибра, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иерусалим Новый, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иисус и культ сердца Иисусова и его общества, Православная Богословская энциклопедия или ... | Иерусалимская латинская патриархия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иерусалимские соборы 1—2, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иероним Евсевий Софроний, блаженный, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иоанн: святые русские, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанн гискальский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иоанн Златоуст и его литургия, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иоанникий Руднев митрополит Киевский и Галицкий, Православная Богословская энциклопедия или ... | Иисус Христос – основатель пастырства, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иисус Христос по Евангелиям, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иаковиты, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI ... | Иоанн: святые «восточные» этого имени, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иезуиты и иезуитско-католическая исповедь, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иоанникий и Софроний Лихуды, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иерусалим, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том ... | Иоанн Златоуст, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Св. Апостол и Евангелист Иоанн, его Евангелие и послания, Православная Богословская энциклопедия ... | Иаков Зеведеев, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иерусалимская церковь, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иерусалим христианский: исторический очерк и памятники., Православная Богословская энциклопедия или ... | Иоанниний девицкий, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иавис, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI - ... | Иероним бл. и иеронимиты, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иерон, св. мученик мелитинский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иоаким Мороховский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иаков патр. и колодезь Иакова, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иакинф, св. мученик амастридский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иаков Алфеев, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... | Иерузалем, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том ... | Иакинф Пелкинский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический ... | Иавнея, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI - ... | Иезуитянки, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том ... | Иерихон, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI ... | Иоанн «пресвитер» у Папия иерап., Православная Богословская энциклопедия или Богословский ... | Иоанн ефесский, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. ... |
Православная библиотека Святых отцов и церковных ... ... непрестанными сердце твое сосуд Духа... преподобного Парфения, она является частью молитвы «Воздыхание грешной души ко Христу, Сыну Божию» преподобного Тихона Задонского. II... Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями... блаж. Августина (; а 69 Апостольское правило прямо предписывает этот пост и тем осуждает западную церковь за ее новшество. Апостольское... по словам 2-го правила трулльского собора, «ко исцелению душ и уврачеванию страстей». Все Апостольские правила находятся в нынешних...) Св. Апостол и Евангелист Иоанн, его Евангелие и послания, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI профессор Александр Павлович Лопухин... церковным управлением и церковного дисциплиной, с праздничными временами и постами, с литургией, если и не писанной, то, однако... , погружающийся в созерцание божественных тайн. Оно наполняете нашу душу священным восторгом любви и удивления к великой тайне боговоплощения. ... Каноны св. апостолов, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том Iпрофессор Александр Павлович Лопухин... ; ему вверены людие Господни, и он воздает ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Иисус Христос по Евангелиям, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI - профессор Александр Павлович Лопухин
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"