> Дело дня: Помогите ребёнку <

Училище благочестия, Часть шестая - читать, скачать

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
блаженная! Дни радости неизреченной! Прекраснейшее создание рук Божьих, умаленное малым чем пред Ангелами, первый человек находится посреди прелестного рая, окружённый всеми животными, созданными на службу ему. Разум его ведает Бога – и в этом боговедении, как в чистейшем зеркале, зрит всю природу и своё блаженство. Непорочная воля его имеет все способности и средства быть таковой. Невинный владыка находит невинным и всё вокруг себя: пернатые, летая над ним, не страшатся ловитвы; звери возлежат при его стопах. Лев с агнцем, орёл с голубем вкушают одну пищу. Всё повинуются человеку, как человек повинуется Богу. Этот малый мир обретает в себе мир и тишину, и все разнородные существа неизмеримого мира подражают миру и тишине его сердца. Он дышит радостью, и это дыхание растворяет радостью всё, сущее под небесами. Мудрый, благий, бессмертный, повелитель всех тварей, он отображает в себе подобие Создателя, как утренняя капля росы отображает в себе лучезарное солнце.

Но сколь горестная воспоследовала перемена, когда этот любимец Бога нарушил Его заповедь! Сделавшись преслушником, он отовсюду узрел преслушание и к себе. Вся природа восстала на человека, поскольку человек восстал на Бога и, как Его образ, восстал сам на себя. Эта внутренняя война была столь жестока, что ни в телесном, ни в духовном мире не обреталось средства потушить оную и возвратить человеку прежнее владычество над собой и над всеми творениями. Это средство мог изобрести един Премудрый, Всемогущий, Премилосердый Бог. Через единородного Своего Сына даровав нам веру, повелел Он соединить с ней святую жизнь. Верой человек оставляет ветхого человека и облекается в нового; святой жизнью – в этом достоинстве утверждается. Все совершенства, с которыми первенец человечества вышел из рук Божьих, ему возвращаются. Он знает истины Евангелия, следовательно – премудр. Почерпает из него побудительные причины удаляться от зла и творить благо, следовательно – свят. Возрождается и оправдывается для вечного блаженства, следовательно – бессмертен. Премудрость, святость и бессмертие – вот Божественные совершенства, которые возвращают человеку образ Божий.

Остается одна черта, по-видимому, для человека невозвратная, – первоначальное владычество над прочими тварями. Здесь не имеется в виду преимущество разума человеческого над крепким составом животных: им обладал и падший человек; здесь говорится о том повиновении, которое оказывали человеку самые лютые звери. Кто же не видит из жития истинно благочестивых людей, что святая жизнь возвращала им и это первоначальное владычество? История первых христианских времён представляет множество разительных тому примеров; страстотерпцы и преподобные, столь же невинные, как обитатель земного рая, столько же, как он, послушные Господу, обретали и сами удивительное им повиновение у тех бессловесных, один взор которых поражает ужасом. Приведём несколько примеров. 1. Преподобный Савва Освященный, уступив мятежному духу некоторых братий, удалился в Скифопольские пределы. Найдя там некую пещеру, он безбоязненно вошёл в неё и, поскольку был вечер, помолившись, лёг уснуть. Но в полночь пришёл лев и, увидев на ложе своём почивающего человека, взял зубами за его одежду и повлёк из вертепа. Святой старец, пробудившись, не ужаснулся, но, восстав спокойно, начал читать полунощные молитвы, а лев, несколько посторонившись, как будто ждал, доколе Савва совершит «правило». После этого старец сел, и лев опять начал влечь его из пещеры. Тогда человек по образу Божьему сказал ему: «Послушай! Пещера пространна; мы оба можем жить вместе, ибо один Творец нас создал. Если же тебе не угодно со мною жить, то приличнее тебе уйти отсюда, ибо я, как созданный рукой Господа и возвеличенный Его образом, несравненно лучше тебя». Выслушав это, грозный зверь вышел из пещеры и уже туда не возвращался. 2. Преподобные отцы Иоанн Евират и Софроний Софист повествуют в Лимонаре следующее. Однажды в пустыне Иорданской с преподобным Герасимо 362 встретился лев и, болезнуя, показывал свою ногу, глубоко пронзённую тёрном, который, оставшись там, причинил чрезвычайную опухоль. Бессловесный зверь, умилёнными очами взирая на старца, смиренно просил у него помощи. Преподобный Герасим, сжалившись над страждущими животным, велел ему лечь на землю, сел сам и, небоязненно взяв его ногу, вынул тёрн, очистил рану и, обвязав убрусцем, дал знак, чтобы шёл он в своё место. Но лев не хотел оставить своего избавителя, пошёл за ним в самую обитель и уже не возвращался в пустыню, но везде ходил за ним, так что все с изумлением смотрели на привязанность зверя. Святой старец из своих рук кормил его хлебом и давал другие яства, которыми сам питался; он назвал его Иорданом, и лев, откликаясь на своё имя, всегда прибегал к нему и как бы ожидал повеления.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

свт аверкий иерапольский | святой равноапостольный аверкий епископ иерапольский | аверкий иерапольский равноап | аверкия иерапольского эпитафия | фрагмент надгробия аверкия иерапольского музеи ватикана |
Постоянная ссылка: Училище благочестия, Часть шестая - читать, скачать
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера