Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни, VI. ...

  001   002   003   004  005   006
В начало текстаВ конец текста


2 (Крест напрестольный, серебряный, позлащенный, черневой работы, с мощами разных св. угодников Божиих. Весу в нем 1 фунт 65 золот.)

3 (Крест восьмиконечный, серебряный, с частями св. мощей разных угодников Божиих, почивающих в киевских пещерах, в киоте с растворами, мерою в вышину 3 4 верш., в среднем поперечнике 2 1 2 вер., в глубину 5 8 верш. На лицевой деке резные позлащенные изображения: Распятие Христово с предстоящими, вверху два ангела с пеленами; в нижней части креста укреплены в воско-мастике частицы св. мощей; а на задней деке вырезана по глади надпись, каких, именно, святых. Весу в кресте 75 золотников. Крест врезан в дерево в виде малого киота с двумя, на шалнерах 43, растворами, которые обтянуты малиновым бархатом. На киоте и растворах, в девяти отделениях, написаны иконным писанием святые изображения в сребропозлащенных ризах, весу серебра в трех ризах 86 золотн. На средней деке, вверху над крестом – св. Троица; внизу, в промежутке среднего и нижнего средокрестия, с правой стороны креста: св. Григорий, просветитель великой Армении, с левой – пр. Домника. В верхнем отделении на обоих растворах разделено – Благовещение Пресвятой Богородицы. На правом растворе, в среднем отделении: образ Богоявления Господня, Ангелы Господни; в нижнем отделении: апостол Павел, апостол Петр, Никифор Ц. Г.) цареградский (. На левом растворе: в среднем отделении: св. Глеб, св. князь Владимир, св. Борис. В нижнем отделении пр. Антоний, пр. Феодосий, св. Иоанн воин.)

Оный крест усердствован в обитель вкладом в 1850 году лихвинсвим помещиком Афанасием Николаевичем Михайловым, достался ему по наследству от родственников его гг. Камыниных, что свидетельствует надпись, вырезанная на нижней части креста: «Моление Григория, Иванова сына, Камынина». По преданию, крест сей был с означенным Григорием Камыниным в битве на Куликовом поле, или, так называемом, Мамаевом побоище. За верность сего предания ручаться не можем. Заметим лишь, что и одного наружного осмотра достаточно, дабы убедиться, что он весьма древней работы, и, судя по ней, относится ко времени еще не благоприятному для развития художеств в отечестве нашем, когда по необходимости мало заботились о внешнем украшении вещей, обращая лишь внимание на их прямое назначение к употреблению. Киот сделан, очевидно, гораздо позднее. Крест ныне хранится в ризнице.

4 (Древний крест, с частями св. мощей разных угодников Божиих, серебряный, чеканной работы: позолота, большей частью, изгладилась; четырехконечный, с округленными концами, мерою в вышину 3 верш., в средокрестии 2 3 4 вер., нижняя часть креста – ящиком, внутри оного вложен деревянный крест с частями св. мощей различных угодников Божиих, имена коих значатся в надписи, вырезанной на нижней деке. Весу в кресте, с деревом, 30 золотников. Оный крест врезан в дерево в виде малого киота с двумя, на шалнерах, растворами, на коих, равно, как и вокруг креста, изображены иконным писанием, в 9 отделениях, лики св. угодников, частицы мощей коих хранятся в кресте. На средней деке вверху над крестом, лик трех святителей; по сторонам креста, в углах, четыре евангелиста, с их символами. На растворах, в двух верхних отделениях, по шести, в нижних, в одном семь, в другом пять изображений. Святые представлены не в ряд, а один за другим, так что видны во весь рост, лишь стоящие на первом плане; прочие – открываются из-за них до пояса, а у некоторых видны лишь одни лики. На правом растворе, в верхнем отделе: св. Антипа чудотворец, св. Николай чудотворец, св. Иоанн милостивый, св. Иоанн воинственник, св. Пантелеймон целитель, св. Георгий Победоносец. В нижнем отделе: пр. Сергий Радонежский чудотворец, св. муч. Христофор, св. муч. Ирина, св. первом. Фекла, св. благоверные князья Константин и Давид. На левом растворе, в верхнем отделе: великом. Екатерина, великом. Варвара, великом. Параскева, глаголемая Пятница, св. Феодосия девица, великом. Стефанида.)

Писан красками с золотом; частями, верхний, очень тонкий слой краски, наложенный на золотой грунт, облупился. Св. изображения, работы, по нашему мнению, высокой: к какому же именно пошибу отнести ее, утвердительно не знаем. Подобную чистоту и изумительно-тщательную отделку в малейших подробностях, где на ликах, при малой величине фигур, можно явственно различить не только возраст, но и священный характер каждого изображенного лица, нам случалось лишь видеть на древних иконах – месяцесловах в Троицко-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах. Крест серебряный, кажется нам, сделан после киота, который не вмещал ли в себе первоначально одного деревянного, ныне вложенного внутри его? Поступил в обитель при погребении в ней тела козельской помещицы, девицы, дочери майора, Софьи Петровны Глинской. Хранится в ризнице.
  001   002   003   004  005   006
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

кресты |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни, VI. Достопримечательные св. иконы и другие церковные вещи - читать, скачать - архимандрит Леонид (Кавелин)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера