АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста
в Монастырском приказе. Собор запретил привлекать священников и монахов «в мирские судилища», суд над духовенством в епархиях должны были осуществлять назначенные архиереями духовные лица. Светские вассалы епископа (владычные бояре) могли вершить свой суд лишь над светскими людьми во владениях Церкви. Если Стоглавый Собор сохранил суд светских чиновников над духовными лицами, совершившими тяжелые уголовные преступления, то решения Собора 1666-1667 гг. передавали и этот вид суда архиерею, к-рый должен был наказать «по священным правилом»; лишь при повторном совершении такого преступления священник, предварительно лишенный сана, мог быть передан в руки светских судей. Дела о спорах между духовенством и мирянами должен был также рассматривать духовный суд. Архиереи постановили созывать дважды в год епархиальные Соборы духовенства.

Важной основой отношений светской власти к духовной послужило покаянное обращение («Молебное послание») А. М. к мощам сщмч. митр. Московского Филиппа (Колычёва) , убитого в 1569 г. по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В послании осуждался царский произвол и заявлялось о необходимости следовать законным установлениям во взаимоотношениях между царем и духовной властью.

При А. М. сложились следующие принципы взаимодействия Церкви и гос-ва. Царь имел право «предложения» кандидата на Патриарший престол, влиял на избрание епархиальных архиереев и утверждал настоятелей мон-рей. Он часто издавал указы относительно церковных дел от своего имени и от имени Патриарха, созывал Соборы. К царю обращалась церковная власть за содействием в борьбе с противниками Церкви и в ограждении своих прав, нарушаемых влиятельными лицами. Царь также обращался за содействием к Церкви. Он совещался с Патриархом не только по церковным, но и по гос. делам. Представители духовенства присутствовали на всех земских Соборах, где решались важные внутри- и внешнеполитические вопросы. Патриарх имел право печалования - ходатайства перед царем за осужденных и опальных лиц. Церковь активно привлекала светскую власть для борьбы с расколом. При этом А. М. был сторонником преимущественно нерепрессивного разрешения конфликта со старообрядчеством, при нем лидеры раскола приглашались ко двору, призывались на церковных Соборах к покаянию и примирению с Церковью.

В царствование А. М. значительно расширилась территория страны. В 1654 г. в состав России добровольно вошла Левобережная Украина (Малороссия) . В связи с начавшейся войной с Польшей ( 1654-1667 ) А. М. издал воззвание ко всем сынам правосл. Церкви, духовным и мирским людям царства Польского и княжества Литовского, в к-ром призывал их переходить на сторону рус. государя. После вступления московских войск в пределы Белоруссии Могилёв, Полоцк, Гомель, Витебск и др. города сдались им без боя. В нач. 1655 г. были взяты Вильна, Ковно, Гродно и Пинск. Под власть рус. царя перешли вся Белоруссия и многие местности Литвы. В освобожденном крае восстанавливалось Православие: освящались оскверненные, запустелые, вновь построенные правосл. церкви и мон-ри, была учреждена Полоцкая (1656) епархия, к-рой, так же как и Могилёвской епархии, было предписано «иметь повиновение и послушание» Патриарху Московскому. В результате русско-польск. войны к России отошли Киев с прилегающей к нему областью по правому берегу Днепра, Северская земля с Черниговом и Стародубом, Смоленская земля со Смоленском. За период царствования А. М. число епархий Русской Церкви возросло с 12 до 20. Во время войн с Польшей и Швецией А. М. молился о победе рус. войска в Троице-Сергиевом и Саввином Сторожевском мон-рях, лично участвовал в походах. Во время военных действий А. М. побывал в Витебске, Полоцке, Могилёве, Гродно, Ковно, Вильне, ознакомился там с новыми порядками и обычаями. По возвращении в Москву он внес перемены в придворный обиход, заимствовав нек-рые черты украинско-польск. уклада.

А. М. оказывал значительную помощь вост. Патриаршим престолам и мон-рям, принимал многочисленные правосл. посольства. Царь неоднократно обращался к правосл. Патриархам за консультациями и помощью в решении проблем внутрицерковной жизни, в частности в «деле Патриарха Никона». С одной стороны, А. М. придавал большое значение единению правосл. мира и был готов прилагать необходимые усилия, чтобы «обновити и подутвердити соуз церковнаго общаго нашего мира» (грамота к Паисию, Патриарху К-польскому, цит. по: Гиббенет Н. Историческое исследование дела Патриарха Никона. СПб., 1884. Т. 2. С. 562) . С др. стороны, Вост. Патриархи активно поддерживали в А. М. представление о рус. государе как о защитнике и покровителе вселенского Православия. А. М. состоял в постоянной переписке с Предстоятелями правосл. Церквей, многие правосл. иерархи посещали Россию в царствование А. М. В 1649 г. в Москву прибыл Иерусалимский Патриарх Паисий за милостыней на Гроб Господень, на покрытие долгов Святогробского храма ему были переданы дары на сумму более 5 тыс. р. Патриарх Паисий заметил нек-рые различия между греч. и рус.
  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

кириллов белозерский честь успения пресв богородицы мон-рь схема расположения памятников успенский мон-рь иоанновский мон-рь iii острог новый город успенский собор 1497 введенская трапезной палатой 1519 церковь арх гавриила 1531–1534 церковь иоанна п | арх гавриил прор моисей миниатюра сборника библейских книг 1480-1490 ргб ф.310 унд | планы казанского собора результатам раскопок 1989–1991 беляева собор 1636 1-й этап строительства собор 1636 2-й этап строительства собор 1647 50-х xvii собор нач xviii собор 60-х xviii 1800-х перестройки 1802 нач | вел кнг прмц елисавета икона 1992 иконописец карпова резиденция митр крутицкого коломенского ювеналия новодевичий мон-рь москва | грамота архим пахомия братии иверского мон-ря царю алексею михайловичу 1648 ргада 307 |

Источник текста


Постоянная ссылка: АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера