АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

  001  002   003   004
В начало текстаВ конец текста
Уложение в главе «О богохульниках и о церковных мятежах» ужесточило меры) вплоть до сожжения (против еретиков. Уложение поставило духовенство под юрисдикцию светского суда по гражданским делам, тем самым ограничивалась компетенция церковного суда. Судебные дела) исключая собственно церковные (духовных лиц были переданы светским судебным учреждениям и созданному в 1650 г.)

Монастырскому приказу, к-рый занимался также определенными адм. вопросами жизни Церкви. Статьи Уложения 1649 г. не распространялись на Патриарха и находящихся в его вотчинах людей, к-рых судил сам Патриарх (из Патриаршего суда исключались лишь дела о «душегубстве и разбоях») . Уложение 1649 г. легло в основу последующего законодательства. Одновременно проводилась кодификация церковного права. В 1650 г. была издана новая Кормчая книга, а также ряд царских и Патриарших указов, регламентировавших духовную жизнь об-ва.

При А. М. проходила централизация местного и центрального управления, расширение самодержавной власти царя и угасание значения земских Соборов: после Собора 1653 г., принявшего решение о воссоединении Малороссии с Россией, земские Соборы в царствование А. М. уже не собирались. А. М. рассматривал царскую власть как установленную Богом, считал монарха источником «права и милости». Называя себя «государем Святой Руси», А. М. рассматривал ее как оплот вселенского Православия. При А. М. продолжался рост приказной бюрократической системы. Количество приказов к концу его царствования возросло вдвое (с 40 до 80) , а число приказных людей - более чем в 3 раза (с 800 до 2800) . Приказы учреждались как для новых отраслей управления, так и для управления вновь приобретенными территориями (Смоленский, Сибирский, Малороссийский, Литовский) . В 1654 г. был учрежден Тайный приказ (действовал до 1676) , служивший личной канцелярией царя: через него проходили разнообразные дела, касавшиеся как вопросов гос. управления, так и частного хозяйства и личного обихода царя.

При А. М. значительную часть рус. войска составили организованные по западноевроп. образцу «полки иноземного строя», первый опыт создания к-рых был предпринят при царе Михаиле Феодоровиче. Это были регулярные конные (драгунские и рейтарские) и пехотные (солдатские) полки, устройством к-рых занимались приглашенные иностранные специалисты. Из Европы приглашались также техники, мастеровые, архитекторы, живописцы, лекари, аптекари. В 1652 г. их поселили в московской пригородной Немецкой слободе, к-рая стала проводником зап. культурного влияния в России. Правительству А. М. и правосл. Церкви приходилось вести борьбу против усилившейся в то время экспансии католичества, лютеранства, кальвинизма и проч. «еретических учений». Ограничивались контакты правосл. рус. людей с католиками, лютеранами и кальвинистами. Православным запрещалось посещать костелы и кирхи, а иноземцам в России - правосл. храмы. Был установлен запрет на ввоз книг иностранной печати, кроме напечатанных Греческой Церковью.

В 1647 г. А. М. сблизился с кружком «ревнителей благочестия», возглавлявшимся царским духовником, настоятелем Благовещенского собора протопопом Стефаном Вонифатьевым. Деятели кружка стремились к упорядочению церковной жизни, богослужения, распространению проповеди. Первым заметным достижением боголюбцев стало отстаивание «единогласия». При А. М. было запрещено одновременное совершение неск. чинопоследований или частей одного чинопоследования («многогласие») , широко практиковавшееся с целью сокращения богослужения. Постановление о «единогласии» было принято еще Стоглавым Собором (1551) , однако «многогласие» в богослужении продолжало существовать и даже распространялось, службы совершались быстро и «со всяким небрежением». Патр. Иосиф, несмотря на письменные и словесные просьбы боголюбцев и самого царя, не осмеливался исправить положение. В февр. 1651 г. состоялся по этому вопросу Собор, на к-ром по настоянию А. М. и Стефана Вонифатьева было решено держаться «единогласия» при чтении. В следующем, 1652 г., А. М. принял меры против «раздельноречного» пения (хомонии) . Была составлена комиссия из 14 лучших дидаскалов (музыкальных учителей) , но ряд обстоятельств помешал ей исполнить поручение. Окончательно этот вопрос был решен комиссией из 6 дидаскалов в 1667 г. Предпринимались меры по искоренению язычества и суеверия в народе. Указы 1648-1649 гг. запрещали принимать в домах скоморохов, исполнять «бесовские игры» и песни, гадать, «праздновать купалу, прыгать через костры», запрещались святочные игры ряженых, гадания, «волшебство».

Большой Московский Собор (, к-рый утвердил церковные нововведения, осудил действия Никона и лишил его сана Патриарха. Никон в защитительном трактате «Разорение» обвинял А. М. и его правительство в покушении на церковную свободу и независимость.)

На Соборе А. М. столкнулся с оппозицией иерархов, указавших на ряд недостатков в церковном управлении. Архиереи высказали недовольство несоблюдением в России «древнего апостольского и соборного правила» - собираться дважды или по крайней мере 1 раз в год Архиерейским Соборам «для исправления церковных дел»; отрицательно отнеслись к положению, что в церковном управлении, как у Патриарха в его приказах, так и у проч. архиереев, епархиальные дела решают преимущественно светские чиновники, а все духовенство, начиная с митрополитов, во всех делах судится по Уложению А. М.
  001  002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

кириллов белозерский честь успения пресв богородицы мон-рь схема расположения памятников успенский мон-рь иоанновский мон-рь iii острог новый город успенский собор 1497 введенская трапезной палатой 1519 церковь арх гавриила 1531–1534 церковь иоанна п | арх гавриил прор моисей миниатюра сборника библейских книг 1480-1490 ргб ф.310 унд | планы казанского собора результатам раскопок 1989–1991 беляева собор 1636 1-й этап строительства собор 1636 2-й этап строительства собор 1647 50-х xvii собор нач xviii собор 60-х xviii 1800-х перестройки 1802 нач | вел кнг прмц елисавета икона 1992 иконописец карпова резиденция митр крутицкого коломенского ювеналия новодевичий мон-рь москва | грамота архим пахомия братии иверского мон-ря царю алексею михайловичу 1648 ргада 307 |

Источник текста


Постоянная ссылка: АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера