Патрология, Глава 5 - читать, скачать - архимандрит Киприан (Керн)

  001  002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
Линк на основании изучения текста, лексики и стиля памятника решительно высказался за его интегритет, что теперь и может быть признанным в науке мнением.

Время написания этого произведения определяется в науке признаками как внешнего, так и внутреннего характера. Внешним может быть признано указание Мураториева фрагмента, составленного около 200 г. и говорящего о недавнем написании Пастыря и как раз в годы епископства Пия I. Внешние указания также достаточно определенны, а именно: Церковь является Ерму в видении как старица ( Вид. II 1, 4 ) ; в Церкви наблюдаются явления заметного разложения и ослабления дисциплины; апостолы и пресвитеры умерли; тема о покаянии, как она поставлена в Пастыре, не может не наводить на мысль о зачинающихся монтанистических настроениях в христианстве; можно найти некоторые намеки на гностические течения (Вид. III 7, 1; Подоб. VIII 6, 5; IX 2 2, 1) без обозначения, однако, определяющих признаков гностических школ; говорится о большом количестве мучеников, и делается различие между мучениками и исповедниками; можно вывести заключение, что после какого-то гонения (может быть Домицианова, т. е. в годы 81–96 или Траянова, в годы 98–117) наступило сравнительное затишье (в правление Антонина Пия) ; приводимый обычно в протестантских исследованиях аргумент о неупоминании еще монархического епископата в Риме.

Из всего этого делаются выводы, достаточно определенные и с небольшими колебаниями, о возможных границах времени составления памятника. Если не считать обоснованным мнение архиеп.

Филарета Черниговского, относившего время написания Пастыря к годам Домициана, т. е. около 90 года, то большинство ученых согласны датировать это произведение годами второй четверти II века, незначительно отклоняясь один от другого. Так Дибелиус стоит за годы 130–140; Батиффол, Пюэш и И. В. Попов за 140 г; Барденхевер и Тиксерон предлагают 140–155 годы, а Балансе и Дюшен высказываются за более общую дату – середину второго века.

Это внешнее свидетельство Мураториева фрагмента: Пастырь написан в Риме. Но и внутренние данные это косвенно подтверждают. Как бы ни относиться к литературному замыслу этого памятника и как бы критически ни расценивать автобиографическую его ценность, из нескольких мест его явствуют подробности, подтверждающие слова Мураториева Фрагмента.

Действие первой части книги, т. е. записанных в ней «видений, » имело место, вероятно, в окрестностях Рима. «Кумы, » куда шел Ерм ( Вид. 11, 3 ) в раннем латинском тексте означено: apud civitatem Ostiorum, т. е. города Остии. Дибелиус видит здесь «древнейшую греческую колонию в Италии, в Кампании, западнее Путеола. » Это же географическое название «Кумы» повторяется и в начале II видения. В начале IV Видения прямо сказано: «Шел я полем по дороге Кампанской. » Если упомянутый в конце II Видения Климент, который «отошлет книгу во внешние города, » тождествен с епископом Римским Климентом, то и это может служить косвенным подтверждением слов Мураториева фрагмента. Барденхевер (I 564) подчеркивает наличие многочисленных латинских слов и латинизмов, означающих, что Пастырь написан в среде, в которой, наряду с греческим языком, говорили и по-латыни. Вот несколько примеров: συμψέλλιον (скамейка) – по-латыни: subsellium, κερδικάριον (подушка) – « cervical, στατιων (постный день) » statio, οδός καμπανή (полевая дорога) от: via campana и ряд других латинизмов синтаксического характера.

Не следует, однако, закрывать глаза и на другую сторону в лексике Пастыря. Его греческий язык оставляет желать много лучшего в смысле своей несвободы от известных гебраизмов: а ( не различение предлогов εν и είς; б ) всевозможные глаголы и прилагательные связуются с греческим από для обозначения отрицательного выражения; в (чисто ветхозаветные еврейские выражения, как «ходить в заповедях, » «хранить заповеди, » «хранить пост, » «ходить во зле, » и т. д.)

Из библейских книг нет буквальных цитат, но намек на известные новозаветные писания, как например Евангелия, деяния, послания ап. Павла и ап. Иакова, легко могут быть обнаружены. Во II Видении есть даже ссылка на апокрифическую книгу Елдада и Модада.

Все это служит характеристике христианских настроений в середине II века, когда Церковь несколько уже почувствовала ослабление первохристианских эсхатологических чаяний, скорбела об известном падении нравов и видела перед собой зачинающиеся монтанистические увлечения ригоризмом.

Общее содержание памятника Разбираемое раннехристианское произведение получило в общем почти единогласную оценку и характеристику. Мнение архиеп. Филарета о том, что Пастырь есть «окружное послание» с содержанием «исторически-нравственным» (I 32) может, кажется, почитаться совершенно одиноким в науке. Все наиболее видные исследователи древнехристианской письменности сходятся в том, что это – памятник апокалиптической письменности. То же мнение разделяют и православные патрологи И. В. Попов и Баланос.
  001  002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

архиепископ запорожский мелитопольский лукв сослужении духовенства конотопской глуховской епархии упц совершил богослужение трех-анастасиевском кафедральном соборе глухов сумской области 29.07.2015 | архиепископ запорожский мелитопольский лука сослужении духовенства конотопской глуховской епархии упц совершил богослужение трех-анастасиевском кафедральном соборе глухов сумской области 29.07.2015 | притчи подобия высказанные новом завете иоанном предтечею апостолами | подобия изображающие действия духа | церковь игнатия архиепископа скопинского свято-духовом скопинском монастыре |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Патрология, Глава 5 - читать, скачать - архимандрит Киприан (Керн)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера