Источник текста

Католическое монашество сегодня : Портал Богослов.Ru


Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Католическое монашество сегодня [

Борисов Антоний, священник Обновление монашеской жизни в католической Церкви: возможно ли совмещение в ордене " истинно монашеского духа " и " духа века сего? " В статье проводится анализ влияния современных неоднозначных социальных процессов на монашескую жизнь, а также рассматривается, какими разными путями реализуются в монашеских орденах решения II Ватиканского собора. Статья подготовлена на основании новейших данных, в том числе статистических исследований.

27 февраля 2008 г. в рамках аудиенции, проходившей в Апостольском дворце Ватикана, Папа Римский Бенедикт XVI обратил внимание собравшихся на то, что процесс секуляризации, наблюдаемый в современном обществе, не обошел и монашеские ордена [1]. Бенедикт XVI признал, что хотя сегодня на западе по-прежнему нет недостатка в мужчинах и женщинах, желающих посвятить свою жизнь Богу, численность членов монашеских орденов в Римско-Католической Церкви неуклонно снижается все последние годы, и это несмотря на то, что общая численность католиков в мире растет (по последним подсчетам их в мире 1, 1 млрд. человек) [2]. В настоящее время к различным католическим монашеским орденам принадлежит 945210 человек. Большинство из них женщины: в мире насчитывается 753400 католических монахинь. Мужчин почти в 4 раза меньше - к мужским орденам принадлежит 191810 человек [3]. Численность монашествующих Римско-Католической Церкви постоянно уменьшается. Только за 2005-2006 гг. их количество уменьшилось на 0, 76% (7230 человек) [4]. Эта статистика предстает еще более печальной для Римской Церкви, если рассматривать ордена в контексте мысли известного французского публициста А. Фроссара, который сравнивал католическое монашество с особыми церковными сословиями, выполняющими жизненно важные для Католической Церкви функции [5]. Естественно, что уменьшение числа монашествующих означает неминуемые потери кадров в стратегических для Ватикана областях.

В настоящее время в Католической Церкви по-прежнему существуют различные виды орденов: «созерцательные» (например, картезианцы) , «смешанные» (бенедиктинцы) , «деятельные» (иезуиты) , «нищенствующие» (доминиканцы и францисканцы) и др. Особенностью системы католических орденов является то, что все они, без исключения, пользуются правом самоуправления в рамках устава, по которому они живут. Это означает, что после того как Папа Римский утверждает вновь образованный орден, он тем самым формально лишает себя права напрямую вмешиваться в его дела. В том же положении находится и секретарь Конгрегации по делам монашествующих, который обладает лишь властью инспектора, способного лишь проверять, как обстоят дела в том или ином ордене, но влиять на внутреннюю жизнь ордена он также формально не способен.

Каждый орден имеет в Ватикане своих представителей. Наряду с этим дипломатическим представительством ордена поставляют Святому престолу две трети членов различных конгрегаций и значительную часть преподавательского состава католических университетов [6]. Однако, несмотря на столь многогранную и важную для Римской Церкви роль, специфика деятельности тех или иных орденов остается неизвестной для отечественного исследователя. Причина тому - отсутствие литературы по данному вопросу или ее недоступность.

Охватить весь спектр проявлений монашеской католической традиции является непосильной задачей. Поэтому в качестве облегчения задачи современное состояние католических орденов будет описано на примере доминиканцев и конвентуальных францисканцев. Это связано с их важной для Римской Церкви исторической ролью - данные ордена в свое время спасли Западную Европу не только от ересей вальденсов и катаров, но и воспрепятствовали обмирщению западноевропейского населения в эпоху Возрождения. Эти же ордена вплоть до настоящего времени по-прежнему представляют собой наиболее яркий пример католической духовности. Эти же ордена наиболее активно проявляют себя в настоящее время на территории России.

Специфические особенности западного монашества По мысли В. Н. Лосского, восток не знал и никогда не стремился к орденской системе [7], с ее четко выраженным стремлением к служению миру. Безусловно, на востоке наряду с уставами препп. Антония и Пахомия существовал также и устав свят. Василия Великого, в котором были указаны виды служения монастыря миру, но и здесь служение миру занимало второстепенные позиции [8]. В рамках восточной традиции внимание монашествующих никогда не концентрировалось на каких-либо отдельных аспектах служения миру: проповеди Евангелия, оказания материальной помощи, преподавании и т. п. Если что и выполнялось из этого списка восточными монахами, то только по мере необходимости и только в тех границах, когда это внешнее не отвлекало подвижника от его первой цели - достижения степени об о жения [9]. Схематически это можно представить следующим образом: По мысли востока, человек приходил в монастырь с целью покинуть мир, а не спасти его. По-другому дело обстояло на западе: «Францисканский орден понимает монашество несколько иначе: это не уход, а новое поручение нести в мир христианские ценности, делиться миром и добром... » [10] Западное монашество с момента своего зарождения пошло своим, отличным от восточной традиции путем. Евсевий Кесарийский свидетельствует, что хотя аскетическая жизнь уже присутствовала в западной части Римской империи к середине 3 века, однако на протяжении первых веков в Западной Церкви отсутствовал такой отличительный элемент монашества как уход из мира [11]. Безусловно, на западе существовали аскеты, девственники и девственницы, желавшие посвятить свою жизнь Богу, но они предпочитали отшельнической жизни вдали от мира жизнь в общине [12]. Такая исходная особенность оказала непосредственное влияние на дальнейшее развитие западного монашества, и последующая история показала, что для б о льшей части мужских орденов, и подавляющей части женских социальное служение, служение миру стало приоритетным: Однако стоит отметить, что сами католические монахи, непосредственно занятые в социальной сфере, говорят о том, что никакая, даже самая благородная помощь нуждающимся не сможет принести плодов, если за ней не стоит жизнь в общине, укрепленная молитвой.

II Ватиканский собор и его влияние на современное католическое монашество Особую роль для современного католического монашества сыграл II Ватиканский собор ( 1962-65 гг. ) , который поставил перед орденами двоякую задачу: с одной стороны ордена должны были возвратиться «к своему первоначальному духу» [13], с другой - этот дух должен был найти «применение к меняющимся условиям времени» [14], иногда, как показало будущее, ценой потери традиций, веками хранившихся западным монашеством.

Состоявшиеся преобразования привели как к положительным результатам, так и к весьма спорным: с одной стороны, произведенные изменения заставили католических монахов вновь обратить внимание на важность созерцательной жизни и иные аспекты монашеской жизни, с другой - значительное число орденов отказалось от облачений, распорядка дня, телесных покаянных практик и иных внешних символов [15]. II Ватиканский собор последовательно проводил идею «равноценности» монашеского и мирянского пути. «Декрет об обновлении монашеской жизни» гласит, что хотя монашество и является особым духовным путем - путем посвящения себя Богу для «осуществления евангельских советов и верного их исполнения» [16], оно (монашество) однако не является выше пути мирянина, которого вполне достаточно для спасения. «Монашеский образ жизни мирян, как мужчин так и женщин, составляет состояние, само в себе полное, для соблюдения евангельских советов» [17], и «институты мирян, хотя и не являются монашескими орденами, все же сопряжены с подлинным и полным обещанием, признаваемым Церковью, исполнять евангельские советы в миру» [18]. Подобная политика привела к тому, что люди перестали замечать в монашестве нечто особенное, отличное от жизни в миру, и уже не видели смысла принимать постриг. Данную мысль подтверждает статистика, которая четко показывает, что до середины XX века Доминиканский орден переживал подъем, который не был остановлен даже существенными количественными потерями, связанными с политическими катастрофами.

В 1910 г. доминиканцы были изгнаны из Мексики. В период гражданской войны в Испании ( 1936-1939 гг. ) погибли генеральный магистр ордена, Бонавентура Гарсия де Пердес, и с ним свыше 80 доминиканцев. Во время II мировой войны погибло свыше 100 доминиканских капелланов (некоторые доминиканцы воевали в качестве обычных солдат; например, известный доминиканский богослов ХХ в. Ив Конгар, уже находясь в ордене, был призван в армию в 1939 г. и в течение 5 лет был немецким военнопленным.) . Доминиканцы подверглись гонениям в странах Восточной Европы в период установления там коммунистических режимов. В 1960-61 гг. в Заире погибло 30 доминиканцев [19]. Однако, в 1910 г. в мире насчитывалось 4472 доминиканских монаха, в 1926 г. - 5342, в 1940 г. - 7023, в 1967 г. - 10085.

В 1998 г. их стало 6487 человек и это несмотря на то, что мире были благоприятные для развития условия. В 2007 г. в мире насчитывалось уже 6077 доминиканцев [20]. Негативные изменения коснулись и центрального стержня монашеской жизни - общины. «В некоторых случаях создается впечатление, что монашеская община утратила значимость в глазах монахов и монахинь и, возможно, не является больше тем идеалом, которому надлежит следовать» [21]. Постановление «Братская жизнь в общине» Конгрегации по делам институтов посвященной жизни выделяет несколько аспектов, непосредственно повлиявших в ХХ веке на монашескую жизнь вообще и на монашескую общину в частности. Это: а (Движения за политическое и социальное освобождение б) Отстаивание личной свободы и прав человека в (Выдвижение на первый план женщины г) Бурное развитие коммуникаций д (Потребительство и гедонизм [22] Эти факторы привели к существенным изменениям в жизни орденов. Вопросы социальной помощи, образования и здравоохранения, ради которых и было образовано в XIX-XX вв. абсолютное большинство орденов, взяло на себя государство. Таким образом, многие общины были лишены стимула к существованию и не имеют больше юридического права на существование в силу утраты своей актуальности.)

Те же социальные вопросы (помощь бедным, наркоманам, беженцам, инвалидам, разного рода больным) вынудили многие ордена изменить свой традиционный облик, поскольку их руководство посчитало его плохо приспособленным для встречи лицом к лицу с новым положением вещей [23]. Секулярное восприятие трудовой деятельности, воцарившееся в Западной Европе, привело к тому, что совместный труд перестал восприниматься как общинообразующий элемент, а стал рассматриваться как препятствие к апостольской деятельности орденов.

II Ватиканский собор предложил орденам новую концепцию личности, которая «восстанавливала» ценность отдельного монаха и его инициатив. Это привело к тому, что теперь настоятель общины не вправе требовать от отдельно взятого монаха чего-то, что не прописано в уставе ордена или в правилах жизни общины. Начал работать закон «разрешено все, что не запрещено». К примеру, настоятель не может запретить курить члену общины, если запрет на курение не прописан в правилах и не мешает существованию других братьев. Принуждение к отказу от курения в данном случае будет рассматриваться как ущемление личности.

Постановление «Братская жизнь в общине» Конгрегации по делам институтов посвященной жизни отмечает также, что совместное богослужение и, особенно, служение Литургии часов [24] стало средством улучшения монашеской жизни и «оживило молитву немалого количества общин» [25]. Однако, после II Ватикана в монашеских орденах наблюдается уменьшение числа священников.

Причиной уменьшения количества рукоположенных монахов послужила нездоровая обстановка, которая сложилась во многих монастырях Западной Европы (особенно это было характерно для Германии и Австрии) к моменту созыва II Ватиканского собора. Дело в том, что к 60-м годам ХХ века во многих консервативных монастырях братия делилась по принципу имения неимения священного сана.

Те из, монахов, кто был облечен саном священника, занимались исключительно совершением богослужений и научными изысканиями. Вся хозяйственная, бытовая сторона жизни обители была возложена на простых монахов, которые в принципе не посещали богослужений из-за нехватки времени и для которых специально составлялись краткие молитвенные правила, которые они исполняли в перерывах между работами.

Нерукоположенные монахи не только заботились о самых основных аспектах жизни монастыря (кухня, уборка помещений, уход за хозяйством) , но также должны были полностью освободить рукоположенную братию от каких-либо бытовых забот. Например, иеромонаху достаточно было лишь выставить свои грязные ботинки вечером за дверь, чтобы утром найти их на том же месте, но уже вычищенными. «Уравнилока», иногда искусственная, которую провел II Ватиканский собор, понизив статус священника и сделав его исключительно совершителем богослужения, привела к тому, что иеромонахи, оказавшиеся в равных с остальной братией условиях, оказались к этим условиям неприспособленными и совершенно беспомощными в хозяйственно-бытовом плане.

Организация и устав Современные Францисканский и Доминиканский ордена возглавляют генералы. Поскольку ордена обладают собственной организацией и правительством, само собой разумеется, что они располагают и своими финансами, распорядитель которыми обычно носит титул " прокурора " .

Францисканский орден не является одиночной структурой. «Францисканцы» - общее название католической организации, состоящей из монахов, монахинь и мирян, которые построили свою жизнь на духовности св. Франциска. Св. Франциска считают основателем трех Орденов, при этом каждый из них имеет свою собственную историю. Первый орден - мужской. Это непосредственные продолжатели дела Франциска, те, кто называет себя «меньшими братьями». Второй орден - женский, основательницей которого является св. Клара. По имени основательницы, монахинь Второго ордена называют «клариссами». Третий орден - это францисканский Орден мирян. Его члены остаются в миру, и Орден предлагает им форму апостольской жизни, приспособленную к их положению.

Первый, мужской, орден, в свою очередь делится еще на три ветви: Братья Меньшие (Ordo Fratrum Minorum, сокращенно OFM) , называемые также «обсервантами» («обсерванция» - строгое соблюдение положений Устава) ; Братья Меньшие Конвентуальные (Ordo Fratrum Minorum Conventualium, сокращенно OFMConv.) - то есть, «братья общины» («конвент» - монашеский дом, община монахов одного монастыря) ; Братья Меньшие Капуцины (Ordo Fratrum Minorum Capucinorum, сокращенно OFMCap.) , получившие свое насмешливое прозвище из-за остроконечного капюшона, который они носят ( «сapuccio», итал. - капюшон ) .

Разделение, произошедшее в Первом (мужском) ордене было вызвано завещанием самого Франциска Ассизского, который не заботился о структурировании созданной им организации и оставил своим наследникам только один завет: «соблюдать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа» [26]. Естественно, что этот завет понимался по-разному. Течение, называемое «конвентуальным», активно пользовалось папскими привилегиями, смягчающими требования Устава относительно бедности. Представители обсервантского направления стремились соблюдать Устав дословно, и из папских интерпретаций принимали только две: данные Николаем III в 1279 г. и Климентом V в 1312 г [27]. В 1517 г. Папа Лев Х созвал так называемый capitulum generalissimum с участием представителей обоих францисканских направлений и других менее организованных групп и течений. Результатом капитула стала изданная 29 мая 1517 г. булла " Ite vos " , которая разделила течения на отдельные ордена и поставила над каждым из них собственного генерала [28]. Орден конвентуальных францисканцев управляется генералом [29]. В управлении орденом генералу помогают четверо его ассистентов (викарий, эконом, секретарь и советник) , образующие генеральский совет, а также генеральный прокурор ордена, контролирующий финансы. Генерал, его ассистенты и прокурор переизбираются каждые 6 лет на генеральном капитуле ордена.

Орден разделен на провинции, каждую из которых возглавляет провинциал, который избирается провинциальным капитулом каждые 3 года. Провинциал осуществляет управление подчиненной ему территории с помощью секретаря провинции и кустодов (аналог наших благочинных) , которые представляют кустодии (подразделения провинции) .

Каждый монастырь провинции возглавляется гвардианом, который избирается особым провинциальным советом «definitoriumом», в который входят провинциал, его ассистенты, все предыдущие провинциалы, постоянные члены этого совета (опытные монахи) и кустоды провинции. Этот совет определяет также все серьезные решения в рамках данной провинции.

Францисканский монастырь имеет право на существование и признается как полноценное звено системы только при условии нахождения там не менее 4 монахов [30]. Интересной представляется финансовая политика внутри ордена [31]. Отдельному монастырю разрешается самостоятельно делать покупки стоимостью до 200 евро. Покупка стоимостью свыше 200 евро должна быть одобрена советом кустодии. Кустодия имеет полномочия приобретать вещи стоимостью до 5 тыс. евро. Более дорогие вещи, необходимые монастырю ( автомобили, новые помещения и т. п. ) , приобретаются с благословения генерала ордена.

В своей деятельности доминиканцы руководствуются уставом августинцев, который, впрочем, не является основополагающим документом в их деятельности, и конституциями, которые, в свою очередь, полностью определяют деятельность ордена и ставят перед ним задачу «проповеди и спасения душ» [32]. Доминиканский монастырь имеет право на существование и признается как полноценное звено орденской системы только при условии нахождения там не менее 12 монахов [33]. Доминиканский орден построен на принципах демократии. Настоятель (приор) монастыря - выборная должность. Приор выбирается путем анонимного голосования, проводимого среди братьев данной обители, на 3 года.

В доминиканских монастырях живут не только монахи, но также и послушники (не моложе 18 лет) , а также прислужники «конверсы», исполняющие хозяйственные работы. Нахождение конверсов в монастыре обусловлено изначальной научной загруженностью доминиканского монаха [34]. Несколько монастырей (конвентов) образуют провинцию. Во главе провинции стоит провинциальный приор, который избирается настоятелями монастырей и двумя делегатами от каждого монастыря на 4 года. Провинциал имеет право смещать приоров, возглавляет ежегодные провинциальные капитулы, а также совершает инспекционные поездки (визитации) по монастырям провинции, которую он возглавляет.

Во главе ордена стоит генеральный магистр, который избирается на 9 лет провинциалами и двумя делегатами от каждой провинции. Право сместить магистра имеет только генеральный капитул, который собирается раз в 3 года. Магистр имеет право смещать провинциалов, совершает визитацию провинций, контролирует исполнение устава и конституций, возглавляет генеральный капитул.

Кроме смены магистра генеральный капитул имеет право вносить изменения в устав ордена. Но изменения вступают в силу только после их подтверждения на трех подряд генеральных капитулах или на верховном капитуле. Маленькие провинции Доминиканского ордена называются викариатами.

По традиции член ордена занимает должность богослова папского двора - главного теолога и высшего цензора при папском дворе [35]. Облачения и символика Францисканцы носят серый или черный хабит ( хабит - аналог рясы ) с белым поясом-веревкой с тремя узлами, которые символизируют три монашеских обета: послушания, целомудрия и бедности.

Конвентуальные францисканцы носят хабиты серого цвета. Обсерванты носят хабиты коричневого цвета - они перешли от серого цвета к коричневому около ста лет назад, впервые это произошло во Франции [36]. В рясу, наиболее схожую по форме с одеждой св. Франциска и первых францисканцев, облачаются капуцины: они носят удлиненный капюшон, пришитый к вороту туники. Для хабита францисканцев характерна более правильная форма, а капюшон отделен от рясы и пришит к короткой пелерине, которая ниспадает на плечи спереди, а сзади удлинена, заострена и достигает пояса.

Новые францисканские конгрегации облачаются в различные одежды, которые в той или иной мере похожи на описанные выше: серые или коричневые туники и капюшон. Но встречаются и голубые оттенки, например, у братьев Непорочной Девы, хабиты светло-коричневого, кремового и даже зеленого цветов [37]. Доминиканцы носят белый хабит с белым капюшоном, на который при выходе из монастыря надевают черную пелерину.

В мире насчитывается 2467 общин францисканцев-обсервантов. К этой ветви «меньших братьев» принадлежит 15575 монахов и послушников (в сане 10549 человек) .

Генерал ордена - Jose Carballo Rodriguez (Хосе Карбалло Родригез) Генеральный прокурор - Francesco Bravi (Франческо Брави) Адрес центрального управления в Риме: Via S. Maria Mediatrice, 25 (tel. 06. 68. 49. 19; 06. 68. 491. 230; fax 06. 63. 80. 292) , 00165 Roma, Italia. E-mail: procgenofm. org Францисканцы «конвентуальные» В настоящее время к этой ветви францисканцев принадлежит 647 общин, в которых пребывают 4624 монахов и послушников (в сане 2934 человек) Генерал ордена - до недавнего времени Joachim Antony Giermek (Иоахим Антоний Гирмек) , сейчас Марко Таско.

Генеральный прокурор - Carlo Vecchiato (Карло Векхиато) Адрес центрального управления в Риме: Piazza SS. Apostoli, 51 ( tel. 06. 96. 95. 71; 06. 69. 95. 73. 21 ) , 00187 Roma, Italia. E-mail: segrgenofmconv. org Францисканцы капуцины - общин 1614, монахов и послушников 11227 (в сане 7036) . [39] Генерал ордена - Mauro Joehri (Мавро Йори) Генеральный прокурор - Vincenzo Mancusi (Винченцо Манкуси) Адрес: Via Piemonte, 70 (tel. 06. 462. 01. 21; fax 06. 482. 82. 67) , 00187 Roma, Italia. E-mail: info. ofmcapofmcap. org Доминиканцы уступают по численности даже конвентуальным францисканцам.

В мире существует 615 доминиканских общин. Всего же насчитывается 6077 доминиканских монахов и послушников (в сане 4495 человек) Генерал ордена - Carlos Alfonso Costa Azpiroz (Карлос Альфонсо Коста Азпироз) Генеральный прокурор - Robert Ombres (Роберт Омбрес) Адрес: Convento Santa Sabina, Piazza Pietro dIlliria, Ι (tel. 06. 57. 94. 05. 55; fax 06. 575. 06. 75) , 00153 Roma, Italia. E-mail: secretariuscuria. op. org Распорядок дня [40] День францисканцев и доминиканцев начинается в 6 часов утра. Если при монастыре находится семинария, то подъем осуществляется в 5. 30 (в связи с б о льшей занятостью братьев, которые часто являются преподавателями) .

В 6. 30 все братья собираются на утреннее богослужение. Обычно это Утреня. Месса служится каждый день, но в зависимости от периода года - утром или вечером.

По окончании богослужения следует завтрак и братья выходят на послушания. Послушания могут быть различными, их виды могут зависеть от статуса и географического расположения монастыря.

Далее следует так называемый «час чтения». Час чтения - это время для индивидуальных молитв или размышлений братьев. Многие используют его для занятий наукой. Обед в 13. 30 После обеда францисканцы и доминиканцы снова занимаются исполнением послушаний.

В 19. 30 все члены монастыря собираются на вечерню. Ужин в 20. 00 После ужина служится повечерие Снова индивидуальная молитва.

Свободное время братья посвящают чтению, научной деятельности, игре на музыкальных инструментах. Пост Францисканцы и доминиканцы постятся в течение года раз в неделю - по пятницам они отказываются от мяса. В Адвент (Рождественский пост) и в Великий пост они постятся два раза в неделю - обычно к пятнице присоединяется среда. Плюс к этому происходит отказ от различных развлечений - музыки, художественной литературы, просмотра кинофильмов и т. п. [41] Богословие После раскола 1054 г. в недрах Римско-Католической Церкви начался процесс разведения, двоякого понимания разумного и сердечного постижения Божественных истин - богословия, с одной стороны, и мистики с другой. И если на востоке предание Церкви, выраженное в догматах, и личный опыт каждого христианина воспринимались в комплексе и никогда не разделялись, то на западе к 13 веку богословские суммы перестали удовлетворять религиозные потребности отдельного верующего и потребовались мистические мемуары подвижников, чтобы свидетельствовать о жизни Духа [42]. Асимметрия подобной системы привела к тому, что современные католики основываются в своей духовной жизни, черпают силы не в Предании [43] Церкви, а почти исключительно из автобиографических произведений западных подвижников. Причем, если учесть во внимание, что РКЦ придерживается теории догматического развития, то и обычные верующие следуют этой теории в выборе очередного авторитета для руководства своей духовной жизнью. Чем ближе к нам святой, тем больше ему было открыто. Исходя из этой логики, Терезе из Лизье Богом было открыто больше, чем, к примеру, Златоусту.

Историческая парадигма развития католического богословия непосредственно связана с историей францисканского и доминиканского орденов.

Доминиканский орден изначально задумывался как «богословский». Целью основания ордена было искоренение альбигойской ереси путем проповеди, а такая богословски окрашенная проповедь требовала соответствующих ресурсов. Именно поэтому основу созданного Домиником Ордена проповедников составляли университетские профессора [44]. И именно поэтому для его членов занятие наукой было настолько обязательным, что в 1216 г., сразу после появления буллы Папы Гонория III, утвердившей орден, семеро доминиканцев тут же отправились Париж для обучения в университете [45]. Пятьюдесятью годами позже доминиканец Фома Аквинский поставил орден на недосягаемую научную высоту и на века определил дальнейшее развитие католической богословской мысли.

В 1950 г. Папа Пий XII энцикликой Humani generis попытался окончательно навязать Церкви томистское видение богословия и философии [46]. Такая узконаправленная богословская традиция вызвала реакцию в том же ордене доминиканцев. Возникшее в ХХ веке «новое» богословие, ставшее плодом наступления эпохи модерна, было вызвано к жизни в том числе и доминиканцами Мари-Домиником Шеню и Ивом Конгаром [47]. «Новое» богословие предполагало возвращение к библейским, святоотеческим и литургическим истокам церковной действительности. За образец естественно бралось самосознание Церкви образца первого тысячелетия.

Несогласные с папской позицией приверженцы «нового» богословия подверглись санкциям. В 1945 г. три французских доминиканских провинциала были смещены со своих должностей. Лишились своих должностей профессора-доминиканцы, приверженцы «нового» богословия. Среди них оказались те же Шеню и Когар.

Шеню был наказан за подробный сравнительный анализ общественной и церковной жизни XIII и XX вв. После того, как Шеню опубликовал частным образом свой труд «Одна школа богословия: Ле Сольшуер» (Une ecole de theologie: Le Saulchoir, 1937) , оправдывающий исторический акцент в богословских исследованиях и включавшую некоторые острые высказывания о «барочной схоластике», он был обвинен Ватиканом в «модернизме», а книге была помещена в Индекс в 1942 г. [48] Хотя после этого Шеню и продолжил преподавать и публиковать результаты своих исследований, а также стал главой богословского совета движения священников-рабочих во Франции, к 1953 г. ему пришлось оставить свои обязанности и уехать в изгнание в Руан. Причиной тому была папская энциклика Humani generis (1950) , критиковавшая богословов, стремившихся освободиться от схоластики [49]. Конгар, в свою очередь, опрометчиво затронул вопросы церковной традиции, реформы Церкви, богословия мирян и экуменизма. В 1954 г. в результате тех же прещений, которым подвергся Шеен, Конгар вынужденно отправился в Иерусалим, затем в Рим, и затем Кембридж, пока он не получил постоянного назначения в Страсбург [50]. Несмотря на данные дисциплинарные меры и Шеню, и Конгар приняли активное участие в работе II Ватикана и оказали влияние на принятие соборных документов.

В 1863 г. Папа Пий IX представил на рассмотрение Церкви принцип «вне Церкви нет спасения». В данном утверждении Папу беспокоил прежде всего религиозный индифферентизм западного общества [51]. Доминиканцы предложили иную модель сотериологической концепции. Она коренилась в трудах Фомы Аквинского и предполагала возможность спасения для тех, кто находится вне Церкви в силу независящих обстоятельств - обстоятельства рождения, особенности воспитания и т. п. [52] Фома считал, что невозможно спастись без действенной веры, но одновременно полагал, что предопределение ко спасению снимает с объективного неведения Бога статус вины. Фома признавал также существование «подразумеваемого» желания креститься [53]. В контексте томистского богословия доминиканцы-миссионеры вывели теорию непреодолимого или не являющегося виной незнания. Они пришли к выводу, что «даже в христианскую эпоху остается возможным спасение через веру в Бога при отсутствии явно выраженной веры во Христа» [54]. Существуют и иные примеры плюралистического богословия в современной доминиканской среде.

В августе 2007 г. внимание Конгрегации по делам вероучения обратили на себя голландские доминиканцы, которые распространили брошюру с сомнительным богословским содержанием в 1300 приходах Нидерландов. В брошюре оспаривалось утверждение, что в отсутствие священника миряне не могут совершать Евхаристию. «Мужчина это или женщина, гомосексуалист или гетеросексуалист, женатый или холостой - нет никакой разницы», - говорят авторы статьи. «Главное - это та сила веры, которой они обладают» [55]. Брошюра сначала была отправлена на рассмотрение епископ Хуберта Эрнста, бывшего главы Бредского диоцеза, котоый, рассмотрев статью, признал ее «двусмысленной» и «ошибочной» в понимании священнической власти.

В Риме представители Доминиканского ордена отметили, что авторы статьи не предлагают реалистичного пути решения проблем, связанных с сокращением числа священников в Римо-Католической Церкви. Беспокойство голландских доминиканцев вызвало одобрение у римских иерархов, они отметили, что «подобное беспокойство должно найти разрешение в грамотном богословском и пасторском обсуждении» [56]. Церковный суд Ватикана передал это дело на рассмотрение руководства ордена доминиканцев. Ответ, опубликованный 23 января, приобрел форму доклада, написанного французским богословом, священником Леграном. Документ содержит предисловие генерала ордена, о. Карлоса Косты Азпироза, в котором он признает содержание доклада выражением личного мнения.

Легран сурово оценил предложение голландских теологов, признав ее неприемлемым и слабым с богословской точки зрения. Признавая, что в некоторых епархиях Голландии половина богослужений проходит без священника, французский доминиканец подчеркнул, что заслуга брошюры состоит в том, что она правдиво освещает проблему. По мнению Леграна, брошюра, ставит в преувеличенную оппозицию мирян и иерархов, которую сама и дисквалифицирует. «Бросает в один котел» случаи женатых мужчин, гомосексуалистов и женщин, еще более затрудняя разрешение вопроса нехватки священников [57]. Легран указал также на содержащиеся в брошюре вещи, не согласующиеся с католическим учением. Можно, как он объясняет, узаконить право всего прихода на выбор кандидата для «рукоположенного совершителя таинств», как это было распространено в немецкоязычных странах со времен Реформации. Однако, выбор кандидата еще не означает предоставление ему рукоположения, потому что нельзя совершать Евхаристию, не будучи в общении с Церковью: «евхаристическое общение невозможно без общения церковного. Поэтому утверждение, что Евхаристию может совершать христианин, который не получил рукоположение от епископа, является схизматическим» [58]. В заключение своего доклада, Легран напомнил, что собственно статус священника, как человека, живущего в целибате, «не является единственно возможным». Право целибата носит дисциплинарный характер, а не догматический, пастыри Церкви могли бы его изменить, если бы оказалось, что он становится главной причиной нехватки священнослужителей.

Богословский взлет францисканцев связан с фигурой «второго основателя» ордена Бонавентурой ( 1257-1274 ) , который стал инициатором изучения богословия в орденской среде [59]. Франциска Ассизского на заботило занятие наукой - он стремился к искоренению пороков христиан прежде всего личным примером. В числе первых францисканцев был лишь один университетский профессор, а именно св. Антоний Падуанский [60]. Лишь после смерти Франциска руководство ордена стало посылать братьев в университеты для получения ими образования.

Таким образом, если «интеллектуальная деятельность воспринималась доминиканцами как цель, то францисканцы видели в ней лишь средство. Доминиканец познает Бога, потому что считает, что именно в познании Бога заключено вечное блаженство человека; францисканец познает Бога, чтобы сильнее полюбить Его, потому что верит, что вечное блаженство человека состоит в любви к Богу. Но инструмент познания - это интеллект, а инструмент любви - воля; вот почему говорится, что доминиканские богословы подчеркивают значение разума, а францисканские делают упор на волю» [61]. В настоящее время францисканцы активно придерживаются скотистской традиции восприятия мира. Данное явление обусловлено тенденцией возвращения к истокам, появившейся в Римско-Католической Церкви начиная со II Ватиканского собора.

Францисканская духовность рассматривает мир в контексте непосредственного присутствия в нем Св. Духа. Преобладает акцент на понятии «мир», а не «мiр». Соответственно, и в человеке «меньшие братья» склонны видеть скорее положительное начало, подчас закрывая глаза на его греховные склонности [62]. Францисканцы действительно удивляются векторной нацеленности человеческой природы к Божественной цели. Именно этим фактором в основном обусловлена их миссионерская деятельность.

Такая, по умолчанию, «верная» направленность человеческого естества автоматически приводит францисканцев к признанию наличия элементов божественной истины в других мировых религиях [63]. В XIX веке францисканцы встали на томистские позиции, в связи с этим интерес к исходной философии «меньших братьев» отошел на второй план. Во второй половине ХХ века наметился некоторый возврат к францисканской богословской и философской традиции. Одним из примеров этому является фигура философа и богослова Иво Зелинского, польского францисканца-конвентуала [64]. Конвентуальные францисканцы сыграли особую роль в создании и распространении догмата о Непорочном зачатии. Непосредственную роль в этом сыграли Бонавентура, Александр Гэльский, Вильгельм Уэр и конечно " Тончайший и Марианский Доктор " Иоанн Дунс Скота, который впервые разработал полную концепцию «упреждающего искупления» [65]. Генеральный Капитул, состоявшийся в Пизе в 1263 г., принял решение о праздновании праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии во всем Ордене. И произошло это в то время, когда генеральным настоятелем был св. Бонавентура, который, несмотря на то, что как богослов он был противником учения о привилегии Непорочного Зачатия, как высший настоятель Ордена не воспротивился введению этого праздника.

В 1477 г. праздник Непорочного Зачатия был официально установлен для Рима конвентуальным францисканцем Папой Сикстом IV [66]. В 1469 г. Сикст VI вмешался в дела университетов Парижа, Оксфорда, Кембриджа, Тулузы, Вены и Болоньи и обязал их профессоров и преподавателей под присягой принять учение о Непорочном Зачатии [67]. Францисканцы продолжили работать над формированием догмата, который был окончательно принят Католической Церковью 8 декабря 1854 г.

В XX веке догмат о Непрочном зачатии активно распространялся " Воинством Непорочной Девы Марии " (" Militia Immaculatae ") , которое было создано 16 октября 1917 г. известным францисканцем, новомучеником РКЦ Максимилианом Кольбе. Целью движения было распространения почитания Пресвятой Девы Марии и догмата о Ее Непорочном зачатии [68]. Продолжателем традиций «воинства» Максимилиана Кольбе в настоящее время является течение «непорочных» францисканцев, которое было утверждено в 1991 г. в качестве диоцезального института Папой Иоанном Павлом II, в 1998 г. было превращено в отдельный орден тем же Иоанном Павлом [69]. Орден францисканцев «Непорочности» насчитывает 36 общин. В ордене состоят 280 монахов и послушников (из них в сане 88 человек) . Генералом ордена является Джеймс Ф. Паглиси (James F. Puglisi) [70]. «Непорочные» францисканцы носят хабиты голубого («богородичного») цвета.

Стоит отметить, что пик францисканской богословской мысли пришелся на эпоху Средневековья. Это признают и сами члены ордена.

Миссионерская деятельность В Ордене Францисканцев миссионерское служение является привилегированной формой апостольской деятельности. Помимо зарубежных миссий, где братья работают среди язычников или на территориях с малым количеством священников (Южная Америка, Африка) , организуются также так называемые " народные миссии " , во время которых францисканские проповедники приезжают в определенные приходы внутри страны, где в течение нескольких дней они читают проповеди и проводят духовные беседы, посещают больных и принимают исповедь. Цель таких миссий - оживление религиозной жизни в приходах.

Францисканцы в 1924 г. имели в миссиях 2662 миссионера, обслуживавших 2, 5 млн. католиков; доминиканцы в это время обслуживали в миссионерских округах 1, 5 млн. католиков, с ними работали 724 миссионера [71]. В настоящее время миссионерское рвение францисканцев не ослабевает. Главной темой Генерального капитула 2007 г. в Ассизи стала «подготовка к миссии». На капитуле «подчеркивалось, что к миссии невозможно подготовиться всем раз и навсегда, скорее, эту подготовку следует рассматривать как непрерывный путь. В самом деле, речь идет о многостороннем программе, неизменно устремленной к способности позволить Духу воспитывать себя, чтобы быть готовым пойти туда, куда Он призовет [72]. Миссии конвентуальных францисканцев присутствуют во многих странах. В Танзании вот уже 20 лет они заботятся о повышении уровня образования и пасторском окормлении населения. В Индии они окормляют школы и клиники. Особое значение францисканцы придают своим миссиям в Бразилии, Коста Рике, Ямайке, Гондурасе, Замбии и России [73]. Бразильская миссия была основана в Рио-де-Жанейро в 1946 г. В 1969 г. миссия превратилась в кустодию, которую образовали 5 приходов и 4 формационных дома. В настоящее время в бразильской миссии находятся 33 брата, принесших вечные обеты, 16 братьев, принесших временные обеты и 8 новициев. Кустодия продолжает развиваться и в ближайшем времени станет провинцией. Коста-Рика. Конвентуалы появились в Коста-Рике в 1946 г. В 1976 г. была основана кустодия «Нашей Госпожи Ангелов». В 2003 г. кустодия слилась с провинцией «непорочных» францисканцев.

Центром кустодии Марии Матери бедных в Коста в течение 20 лет являлся формационный дом св. Антонио в Белене. Францисканцы основали также колледж св. Франциска в г. Моравиа. Колледж является одним из лучших учебных заведений Коста Рики, он также является местом создания и апробации образовательных программ для средних школ. Кроме того в Коста-Рике конвентуалы занимаются пастырской работой с молодежью.

Миссия в Ямайке открыта два года назад и носит название «св. Марии на скалах». Миссия была создана в сотрудничестве с францисканскими сестрами Евхаристии. На Ямайке конвентуалы контролируют некоторое число приходов и осуществляют социальные программы. Среди них, детский сад «Река Кассава» (Cassava River) и начальная школа при церкви Святого Семейства. В Гондурасе конвентуалы занимаются также раздачей одежды и обуви бедному населению. Миссия в Гондурасе появилась в 1970 г. благодаря францисканцу Эмилю Куку, который первым стал работать в этой стране. С помощью студентов он основал APUFRAM (испанская аббревиатура от названия «Ассоциация францисканских детских летних лагерей») . Ассоциация занимается начальным и средним образованием, детскими садами, университетским кампусом, детскими лагерями, помощью матерям-одиночкам, ускоренными образовательными курсами для взрослых и иной социальной деятельностью. Если учесть, что многие жители Гондураса имеют образование только до 6 класса, то миссия Ассоциации является особенно важной.

В 1947 г. конвентуалы провинции «Нашей Девы утешения» (США) начал и миссию в Замбии, которая в то время называлась Родезией. В настоящее время братья контролируют там общинную школу св. Франиска в Интимпи (неполная средняя школа, в настоящее время создается полное среднее образование) , медицинскую клинику и др. Замбия известна высоким процентом населения, зараженным СПИДом. В связи с этим конвентуалы занимаются организацией хосписов.

Деятельность орденов на территории России В России находится четыре общины францисканцев-обсервантов. В Санкт-Петербурге расположен приход Святейшего Сердца Иисуса, в Уссурийске - приход Рождества Христова, в Смоленске и Новосибирске также расположены общины францисканцев-обсервантов.

Наиболее активны на территории России конвентуальные францисканцы. На территории РФ конвентуалы появиись в 1993 г. Решением генерального капитула Ордена 21 февраля 2001 г была основана Генеральная российская кустодия конвентуальных францисканцев. Инаугурация кустодии состоялась 13 мая 2001 г.

На сегодняшний день на территории России, по данным самих францисканцев, насчитывается почти 40 монахов родом из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Литвы, Польши, Румынии, США. Следует отметить (это признают и сами братья) , что данная цифра (40 человек) включает в себя не только послушников, но даже и тех, кто просто посещает францисканские реколлекции.

21 февраля 2001 г. решением Генерального капитула Ордена три российских монастыря: в Москве, Санкт-Петербурге и Калуге - были объединены в Российскую Генеральную Кустодию св. Франциска Ассизского. В 2002 г. к ним примкнула община в Черняховске, где работали братья из Гданьской провинции св. Максимилиана Кольбе, а в 2004 - монстырь в Астрахани и община в Элисте, ранее принадлежавшие Краковской провинции св. Антония Падуанского и блаж. Иакова Стрепы.

В настоящее время в состав Генеральной российской кустодии францисканцев-конвентуалов входят монастыри св. Франциска Ассизского в Москве, св. Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге, Успения Пресвятой Богородицы в Астрахани, Матери Божией Ангельской в Калуге, св. Максимилиана Кольбе в Черняховске (Калиниградская обл.) и монашеский дом в Элисте.

Должность генеральный кустода занимает этнический русский о. Николай Дубинин [74] (избран 21 сентября 2005 г. на втором капитуле Кустодии) . В совет Кустодии входят также о. Мирослав Пикус (викарий Кустодии) , о. Виталий Манцевич (секретарь Кустодии) , о. Ириней Вежховский (эконом Кустодии) и о. Иван Рохлов (советник) .

В 1995 году был основан монастырь святого Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге, который является центром монашеской подготовки францисканских семинаристов из России и других стран бывшего СССР.

Приоритетной для францисканцев России является, в первую очередь, издательская деятельность. Братья также занимаются помощью малообеспеченным и нуждающимся. Важность (для самого ордена) присутствия францисканцев на территории РФ подтверждает то, что на сегодняшний день в Ордене существуют три Генеральные кустодии, в том числе - одна в России.

Впервые генерал Францисканского ордена посетил современную Россию в 1996 г. Им оказался о. Агостино Гардин, визит которого на территорию РФ состоялся в апреле-мае 1996 г. [75] Гардин побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Калуге и Элисте. Кроме того, он посетил Ташкент и Самарканд, где встретился с местными католиками и представителями властей. Во время встречи Гардина с московской общиной францисканцев было совершено освящение часовни св. Франциска. Посетив приход св. Георгия в Калуге, генеральный настоятель освятил участок земли, полученный католической общиной для строительства храма.

3 декабря 2007 г. в Москву прибыл новый Генеральный министр конвентуальных францисканцев, о. Марко Таско, который отметил важность «российского» опыта францисканской духовности и отметил, что «Орден, лишенный русского понимания францисканской харизмы, обеднеет» [76]. Издательство Францисканцев, основанное 11 февраля 1994 г., существует в России более десяти лет. За время своего существования оно выпустило более 100 наименований книг и стало основным для РКЦ российским издательством.

Наиболее известным проектом издательства на сегодняшний день является русскоязычная Католическая энциклопедия. Работа над этим четырехтомным издания была начата в 1999 г. В марте 2002 г. вышел первый том Энциклопедии. В 2005 г. вышел второй том. Готовится к выходу третий том, презентация которого постоянно откладывается.

Журнал российских францисканцев-конвентуалов «Брат солнце» издается с 2005 г. Журнал издается каждые три месяца. В нем публикуются материалы, посвященные францисканской духовности, францисканцам в России и в мире, проблемам Церкви и общества, культуре и т. д.

Параллельным проектом является портал «Мир и Добро», который был создан российской общиной францисканцев-конвентуалов. На портале размещен электронный вариант журнала «Брат солнце». Наряду с материалами российских журналистов в журнале и на портале публикуются переводы францисканских изданий «Вестник св. Антония» (Италия) ; «Голос св. Франциска» (Польша) и др.

Предшественником «Брата солнца» являлся журнал «Твой благовестник», издание которого прекратилось после того, как в 2003 г. погиб его главный редактор кустод российских францисканцев-ковентуалов о. Григорий Церох.

С именем Григория Цероха связан также и скандал, произошедший с францисканской общиной. После регистрации общины в 1995 г. для ее нужд были приобретены две квартиры в доме на Среднем Тишинском переулке. До июля 2001 г. в францисканский центр действовал в этих помещениях. В середине июля 2001 г. францисканцы перебрались в двухэтажное здание по адресу Шмитовский проезд д. 2-А: половина его принадлежит монастырю, половина - францисканскому издательству. Помещения на Среднем Тишинском переулке до февраля 2002 г. никем не использовались и продолжали оставаться собственностью ордена.

В феврале 2002 г. одна из квартир была сдана руководством монастыря в благотворительных целях. Через некоторое время францисканцы узнали, что в квартире на Среднем Тишинском переулке устроен притон. «Арендаторы» отказались покидать помещение, после того, как их попросил об этом о. Григорий Церох. Самому о. Григорию они угрожали физической расправой. После долгого судебного разбирательства инцидент был исчерпан.

Деятельность доминиканцев на территории России сконцентрирована в Петербурге и контролируется из Киева, где в 1992 г. разместился центр по управлению совместного российско-украинского викариата св. арх. Михаила.

Московская доминиканская община была закрыта в 1998 г. из-за недостатка братьев. В столице из доминиканцев остался лишь бывший советский диссидент о. Александр Хмельницкий.

Единственным доминиканской общиной в РФ является Дом св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Настоятелем общины является о. Мачей Русецкий.

С января 1991 в Петербурге выходила доминиканская газета «Истина и жизнь», главным редактором которой был о. А. Хмельницкий. Издание прекратило свое существование в январе 2007 г.

С 1995 в Москве двумя доминиканскими терциариями, А. Гординер и Г. Марченко, проводятся так называемые «Библейские понедельники», которые являются открытыми для всех желающих занятиями по изучению Ветхого и Нового Завета [77]. 17 октября 2006 года в пресс-центре информационного агентства " Українські новини " состоялась совместная пресс-конференция Администратора домена UA и Доминиканского католического ордена на тему: «DOMINIC. UA - первый религиозный публичный домен в Украине. Новое качество общения в мире религии, новая духовная нота в сети Интернет». В рамках пресс-конференции состоялось официальное открытие доминиканского портала «Доминик. UA».

Главной целевой аудиторией миссионерских усилий доминиканцев, действующих в России, является российская интеллигенция [78]. На генеральном капитуле 1998 г., который состоялся в Болонье, были отмечены особенности ведения миссии на территории России. В частности, в конституции De missione ordinis, опубликованной по окончании капитула было заявлено, что особенно на территории России Ордену важно крайне осторожно проводить свою деятельность. «Необходимо учитывать ошибки иных проповеднических западных организаций, которые, начав свою деятельность на территории России, направили ее ( эту деятельность - А. Б. ) на членов Русской Церкви и тем самым вступили с ней ( с Русской Церковью - А. Б. ) в конфликт» [79]. «С тех пор как Римская Церковь распознала апостольские возможности Церкви-сестры, она не может идти по пути этих организаций». Конституция, однако, утверждает, что доминиканская проповедь на территории России «должна быть выстроена на харизме ордена и учитывать психологию людей, выросших од влиянием православия. Мы также должны избежать антагонизма, который может быть вызван нашим прозелитизмом» [80]. Современное католическое монашество находится в затруднительном состоянии. Об этом свидетельствует не только статистика, говорящая о планомерном количественном уменьшении членов монашеских орденов, но и те явления, которые возможно наблюдать сегодня в католической монашеской среде.

Изменения, произошедшие в Римско-Католической Церкви, во второй пол. ХХ века непосредственно отразились и на монашестве. Призыв II Ватиканского собора вернуться к историческим истокам, харизме настоятелей подчеркнул тем самым исконную особенность западного монашества и произвел благотворное влияние на современные ордена. Францисканцы пол. ХХ века вновь сосредоточились на простоте Франциска Ассизского и его единении с бедными, а доминиканцы в духе Доминика де Гусмана продолжили богословские занятия. Параллельно с этим оба ордена продолжили активно заниматься миссионерской деятельностью.

Но постсоборная история показала, что данные благоприятные изменения стали происходить за счет потери накопленных веками традиций. Проблему согласовать верность традициям с адаптацией к новым общественным и историческим условиям удалось не всем и не во всем. «Новое» богословие, появившееся во многом благодаря Доминиканскому ордену и оказавшее влияние на решения II Ватиканского собора, к кон. ХХ века выродилось в «экстравагантное» богословие голландских доминиканцев, потерявших принципиальное понимание богослужебной, евхаристической стороны жизни Церкви и уклонившихся в крайний протестантизм.

Францисканцы, исторически зарекомендовавшие себя как орден близкий к простому населению, настолько «увлеклись» миссией, что стали осуществлять ее исходя из принципа «чтобы понять и привлечь мир, надо стать как мир». Часто, особенно это относится к Польше и Белоруссии, миссионерские молодежные реколлекции превращаются в обычные дискотеки, в которых участвуют сами братья.

Церемониальная, обрядовая сторона жизни орденов после II Ватикана также стала во многом условна. Увидеть францисканца или доминиканца в хабите теперь тоже стало не просто (в московском францисканском монастыре в облачении ходит только настоятель о. Николай Дубинин) - современные монахи, опять же исходя из миссионерского порыва, предпочитают ходить в повседневной светской одежде. Известного французского доминиканского проповедника, о. Ги, и вовсе невозможно отличить от представителей рокерской молодежной среды Франции.

Количественный спад, наблюдаемый в современном католическом монашестве, был вызван «уравнительной» политикой II Ватиканского собора, который хотя и признал особенность монашеского состояния, но все же не нашел его особенных отличий от статуса мирянина. Данное нововведение повлекло за собой отток людей из монашеской среды и резкое увеличение числа терциариев.

Кроме того, секулярная направленность западного общества поставила перед руководством современных орденов проблемы согласования «неприкосновенной» ценности каждой человеческой личности и фундаментального, для монашества, значения общины. Появилась тенденция рассматривать общинную жизнь как помеху для ведения активной миссионерской работы.

Впечатляет обширная издательская деятельность орденов. Зачастую многочисленные периодические и фундаментальные издания представляют собой опыт выражения многовекового церковного наследия при помощи современных культурных, религиоведческих понятий. В данном случае преследуется цель сделать церковное Предание доступным и понятным для современного общества. Иногда этот процесс также носит оттенок профанации.

Образовательная деятельность, которую ведут ордена, продолжает оставаться многообразной и научно обоснованной, но знамением современности уже стало засилие мирян и женщин в католической образовательной среде. Если в XIX веке францисканцев и доминиканцев из университетской среды вытеснили иезуиты, то в кон. ХХ века иезуитов, в свою очередь, потеснили миряне.

Миссионерская деятельность Доминиканского и Францисканского орденов по-прежнему приносит свои плоды, которые выражаются в организации на территории стран «третьего мира» бесплатного начального и среднего образования, медицинского обслуживания, социальной, благотворительной помощи. Думается, что и план «католизации» Косово, одобренный в недавнем времени Ватиканом, также будет осуществляться при непосредственном участии доминиканцев и францисканцев.

Заставляет обратить на себя внимание деятельность Францисканского и Доминиканского орденов на территории России. Несмотря на особое значение, которое ордена придают миссии в России, ее (это миссию) нельзя назвать удачной. Сам факт, что за 15 лет пребывания в РФ присоединившихся к францисканцам и доминиканцам этнических русских можно пересчитать на пальцах одной руки, говорит сам за себя. Большинство насельников российских монастырей составляют выходцы из Польши, Белоруссии и Казахстана.

Благотворительная, социальная деятельность францисканцев и доминиканцев на территории России пребывает в зачаточном состоянии. То же самое относится и к миссионерской деятельности, развернуть которую не ордена не могут, с одной стороны, из-за врожденной для нашего народа антипатии к католицизму, с другой - из-за опасности правомерно быть обвиненными в прозелитизме. Однако нельзя не признать успешной деятельность российского Издательства Францисканцев, благодаря которому на русском языке появляется литература, дающая представление о современном католицизме.

Несмотря на все перечисленные недостатки, католическое монашество по-прежнему оказывает влияние на современное западное общество и заставляет православного исследователя невольно, если не восхищаться, то поражаться многообразием своих форм и спектром видов деятельности. Многовековой опыт миссионерской, социальной, образовательной деятельности, богословское наследие орденов должны пройти оценку православных исследователей, все полезное, благоприятное для церковного развития должно быть воспринято и использовано. Безусловно, это является крайне трудной задачей. Ведь попытка даже просто описать это многообразие представляет собой большую сложность, поэтому хотелось бы еще раз выразить благодарность профессору протоиерею Максиму Козлову за оказанную помощь в анализе и систематизации материалов в процессе написания данной работы. [1] Богослов. Ru. «Бенедикт XVI: " Монашество по-прежнему привлекает молодежь " » - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [2] Богослов. Ru. «Монашество у католиков теряет популярность» - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [3] Там же [4] Богослов. Ru «В Римско-Католической Церкви опровергают сообщения о резком сокращении числа монашествующих» (ссылка действительна на 30. 03. 08) [5] Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. Киев, 1996 - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [6] Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. Киев, 1996 - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [7] Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Москва, 1991 г. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [8] «Монастыри св. Василия - устроенные общины, жившие рядом с обществом, но не в обществе». Дионисий (Шленов) , игум. Василий Великий, свт. Православная Энциклопедия. Том VII. ЦНЦ «Православная Энциклопедия». М., 2004 г. - стр. 171 [9] Лосский В. Н. Очерк... [10] «Вечные обеты». Интернет-журнал «Брат-солнце». - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [11] Омэнн Д. Христианская духовность в католической традиции. Изд-во Святого Креста. Рим-Люблин, 1994. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [12] Там же [13] Священный Вселенский Ватиканский собор II. Декрет об обновлении монашеской жизни с применением ее к современным условиям. Tipografia poliglotta Vaticana, 1968 г. - стр. 4 [14] Там же, стр. 4. [15] Рауш Т. Католичество в третьем тысячелетии. ББИ св. ап. Андрея. М., 2007 г. - стр. 159. [16] Священный Вселенский Ватиканский собор II. Декрет об обновлении монашеской жизни с применением ее к современным условиям. Tipografia poliglotta Vaticana, 1968 г. - стр. 3 [17] Там же, стр. 8. [18] Священный Вселенский Ватиканский собор II. Декрет об обновлении монашеской жизни с применением ее к современным условиям. Tipografia poliglotta Vaticana, 1968 г. - стр. 8. [19] Баранов И. Доминиканцы. Католическая энциклопедия. Изд-во Францисканцев, 2002 г. - стр. 1686 [20] How the Dominican Order Faced Its Crises. William Hinnebusch, O. P. Review for Religious, Vol. 32 1973 6 pp. 1307-1321 - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [21] Постановление «Братская жизнь в общине» Конгрегации по делам институтов посвященной жизни. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [22] Там же. [23] Постановление «Братская жизнь в общине» Конгрегации по делам институтов посвященной жизни. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [24] Литурги́я часо́в (лат. Liturgia horarum) - в Римско-католической Церкви (латинском обряде) общее наименование богослужений, должных совершаться ежедневно в течение дня (за исключением Мессы) ; также книга, содержащая эти богослужения. Название «Литургия часов» утвердилось в ходе литургической реформы после II Ватиканского собора, до этого использовался термин «канонические часы», книга же именовалась «Бревиарий». Также для текстов Литургии часов используются названия «богослужебные часы», или просто «часы», отдельные часы могут именоваться также по их собственным названиям, напр. «вечерня», «утреня». [25] Постановление «Братская жизнь в общине» Конгрегации по делам институтов посвященной жизни. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [26] «Устав и образ жизни Братьев Меньших таков: соблюдать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа» ( RbI, 1: FF 75 ) . Послание Папы Бенедикта XVI Ордену Францисканцев - Братьев Меньших конвентуальных - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [27] Разделение Ордена. Биб-ка сайта Ордена францисканцев-конвентуалов в России. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [28] Там же [29] Структура францисканского ордена дана в соответствии с J. Smith. Franciscans Conventual. New Catholic Encyclopedia. Vol. VI. Catholic University of America. Washington, D. C. 1967. - p. 70. [30] Для России это требование смягчено и для существования обители на территории России достаточно 4 послушников. [31] Информация о финансовой политике конвентуальных францисканцев была получена в ходе беседы с братом Адамом, членом московской общины францисканцев. [32] Юсим М. А. Доминиканцы. Православная Энциклопедия. Том XV. ЦНЦ «Православная Энциклопедия». М., 2007 г. - С. 619-620 [33] Там же. [34] Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. Киев, 1996 - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [35] Юсим М. А. Доминиканцы. Православная Энциклопедия. Том XV. ЦНЦ «Православная Энциклопедия». М., 2007 г. - С. 620 [36] Гальвез Т. Францисканский хабит. Интернет-журнал «Брат Солнце» - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [37] Там же [38] Статистика дана в соответствии с Annuario Pontificio per lanno 2007. Libreria editrice Vaticana. Citta del Vaticano, 2007. [39] Статистика дана в соответствии с Annuario Pontificio per lanno 2007. Libreria editrice Vaticana. Citta del Vaticano, 2007. [40] Информация о финансовой политике конвентуальных францисканцев была получена в ходе беседы с братом Адамом, членом московской общины францисканцев. [41] А также пусть все братья постятся от праздника Всех Святых до Рождества и от Богоявления, когда Господь наш Иисус Христос начал поститься, до Пасхи. Во все же другое время желающие следовать жизни нашей обязаны поститься лишь по пятницам. И позволяется им вкушать от всякой пищи, какую им предложат, согласно Евангелию ( ср. Лк. 10, 8 ) .

Устав, не утвержденный буллой 1221 г. [42] Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Москва, 1991 г. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [43] Там же [44] Лупандин И. В. Богословие Дунса Скота. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [45] Мейендорф Иоанн, протопресв. Рим-Константинополь-Москва. Исторические и богословские исследования. - Издательство ПСТГУ. М., 2005 г. - стр. 109. [46] Рауш Т. Католичество в третьем тысячелетии. ББИ св. ап. Андрея. М., 2007 г. - стр. 19. [47] Юсим М. А. Доминиканцы. Православная Энциклопедия. Том XV. ЦНЦ «Православная Энциклопедия». М., 2007 г. - стр. 624 [48] Кирьянов Д., свящ. Шеню, Мари-Доминик. Биография. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [49] Там же [50] Кирьянов Д., свящ. Конгар, Луи. Биография. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [51] Рауш Т. Католичество в третьем тысячелетии. ББИ св. ап. Андрея. М., 2007 г. - стр. 274. [52] Там же [53] Рауш Т. Католичество в третьем тысячелетии. ББИ св. ап. Андрея. М., 2007 г. - стр. 274. [54] Там же [55] Антиклерикальные выступления в Доминиканском ордене. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [56] Антиклерикальные выступления в Доминиканском ордене. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [57] Голландских доминиканцев призвали к порядку. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [58] Голландских доминиканцев призвали к порядку. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [59] Мейендорф Иоанн, протопресв. Рим-Константинополь-Москва. Исторические и богословские исследования. - Издательство ПСТГУ. М., 2005 г. - стр. 109. [60] Лупандин И. В. Богословие Дунса Скота. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [61] Там же [62] Лупандин И. В. Богословие Дунса Скота. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [63] Рауш Т. Католичество в третьем тысячелетии. ББИ св. ап. Андрея. М., 2007 г. - стр. 111. [64] Горелов А. Францисканское наследие в России. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [65] Послание Генерального министра ко всем братьям Ордена по случаю 150-летия провозглашения догмата о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [66] Там же [67] Там же [68] Святой Максимилиан Кольбе. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [69] Franciscan Friars of the Immaculate. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [70] Штаб-квартира ордена находится по адресу: Convento S. Onofrio, Piazza S. Onofrio, 2 (tel. 06. 68. 64. 498; fax 06. 689. 34. 04) , 00165 Roma, Italia. E-mail: ministergenatonementfriars. org Статистика дана в соответствии с Annuario Pontificio per lanno 2007. Libreria editrice Vaticana. Citta del Vaticano, 2007. [71] В. Данилов, свящ. История католических миссий до начала XX века. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [72] Послание Папы Бенедикта XVI Ордену Францисканцев - Братьев Меньших Конвентуальных (ссылка действительна на 30. 03. 08) [73] Conventual Franciscans. World missions. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [74] О. Николай Дубинин стал первым русским членом ордена. Это произошло в 1998 г. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Том 1. Кестонский институт. М., 2004 г. - стр. 323. [75] 117-ый преемник св. Франциска впервые в России. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [76] «Без русского понимания францисканской харизмы Орден обеднеет». Интервью с генералом Ордена францисканцев-конвенуалов о. Марко Таско. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [77] Католический прозелитизм среди православного населения России. Справка ОВЦС. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [78] Католический прозелитизм среди православного населения России. Справка ОВЦС. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [79] General chapter Bologna 1998. Caput II. De Missione Ordinis. - (ссылка действительна на 30. 03. 08) [80] Там же Сравнительное богословие, История Западных исповеданий, Монастыри и монашество Зарегистрировавшиеся посетители могут подписаться на рассылку комментариев к этой статье. Комментарии (5) Написать комментарий

Спасибо за представленный труд. Хотя многие акценты, расставленные в статье, о кризисе католического монашества достаточно спорны. Вы уделили львиную долю внимания Ордену св. Франциска. Но Францисканцы - братья, а не монахи. В статье было бы желательно отразить и пояснить разницу между этими двумя понятиями. Тогда читатель смог бы составить более полное и объективное представление как о самом Ордене, так и о его деятельности. Мир и Добро Ответить

Лупандин Иван, Москва 12. 08. 2008 в 23: 23 Дорогие составители статьи. Большое спасибо за труд и за внимание к моим скромным трудам. Обращаю Ваше внимание на одну неточность. " Библейские понедельники " проводились Аней Годинер (а не неким А. Годинером) и Германом Марченко в Москве ( а не в Санкт-Петербурге ) . С уважением Иван Лупандин Ответить Зарегистрировавшиеся посетители могут подписаться на рассылку комментариев к этой статье. Написать комментарий Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом.

На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим. : Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Ваше имя Ваш город Ваш e-mail Зарегистрированным пользователям логин пароль запомните меня личный кабинет, регистрация Ваш комментарий Подписаться на рассылку комментариев к этой статье.


Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Христианство и Религии - точка зрения Римско-католической Церкви : Портал Богослов.Ru | [Обзор книги:] О’Коллинз Джеральд. Католицизм. Краткое введение. (Gerald O'Collins. Catholicism. A ... | [Обзор книги:] Кайе Б. Введение в мир англиканства. (Kaye B. An Introduction to World Anglicanism/ ... | [Обзор книги:] Хармлисс У. Мистики (Harmless W. Mystics. Oxford University Press, 2008. 368 PP. ... | [Обзор книги:] Энциклопедия протестантизма. Под ред. Ганса Дж. Хиллебранда. (The encyclopedia of ... | Рождественская проповедь Папы Римского : Портал Богослов.Ru | [Обзор книги:] Оксфордский справочник по эсхатологии // Под ред. Джерри Л. Уоллса. (The Oxford ... | Уния: метод папоцентристского экуменизма : Портал Богослов.Ru | Католическое монашество сегодня : Портал Богослов.Ru | Пауль Тиллих и его работа «Об идее богословия культуры» (1919) : Портал Богослов.Ru |
Католическое монашество сегодня : Портал ...
... православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Католическое монашество сегодня [ Борисов Антоний, священник Обновление монашеской жизни в католической Церкви: возможно ли совмещение в ордене " истинно монашеского духа " и " духа века сего? " В статье проводится анализ влияния современных неоднозначных социальных процессов на монашескую жизнь, а также рассматривается, какими разными путями реализуются в монашеских орденах решения II Ватиканского собора. Статья подготовлена на основании новейших данных, в том числе статистических исследований. 27 февраля 2008 г. в рамках аудиенции, проходившей в Апостольском дворце Ватикана, Папа Римский ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Католическое монашество сегодня : Портал Богослов.Ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"