Преемственность иконописной традиции и лицевого шитья XV-XVI веков

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
Преемственность иконописной традиции и лицевого шитья XV-XVI веков Д. А. Гребенникова В данной статье рассматриваются проблема лицевого шитья в контексте художественной практики эпохи. Об­ращается внимание на то, что становление и расцвет таких родственных видов искусства как иконопись и лицевое шитье происходили в самой тесной взаимосвязи.

Существенное значение в формировании иконографии и функции лицевого шитья имела иконопись. Несомненно, что сюжетное начало, изображение лика (человека или Бога) роднит и осуществляет преемственность древнерусской иконописи и лицевого шитья. В литературе не­однократно отмечалась значительная роль ико­нописца при создании произведений лицевого шитья. Связь эта преимущественно осуществля­лась через художника-знаменщика.

На самих произведениях лицевого шитья иногда ставились имена художников-иконопис- цев или словописцев. Примером может служить шитая сложной вязью в двух кругах надпись на покрове с Распятием 1514 г. Настасьи Овиновой: «Писали мастеры великаго князя андрей мыве- донъ, аника григорьев кувека» 1. По предполо­жению исследовательницы Н. А. Маясовой, эти мастера - выходцы из княжеств Молдавии или Валахии 2. Еще пример слова в конце вкладной надпи­си, сделанной черными чернилами на подклад­ке сударя «Се Агнец», предназначенного «рабой Божией» Марией в церковь Флора и Лавра: «А подписал тогож храмоу попъ Борис, лета 7095-го октября в 12 днь» (1586 г.) 3. На покрове с изображением новгородского архиепископа Иоанна, вышитом в 1673 г. Дарьей Ивановной Дашковой, читаем конец летописи: «А намели и писалъ иконописецъ Михайло Новгородецъ».

4 Опубликованное И. Е. Забелиным «Свет­личные знаменные дела» 5 называют более трид­цати художников, работавших в течение XVII в. в царицыных светлицах, среди них и такие про­славленные, как Симон Ушаков. Эти же докумен­ты дают возможность проследить сам процесс работы знаменщика. Описанный в документах XVII в., он мало изменился со времен появле­ния лицевого шитья на Руси, поскольку, как и все средневековое творчество, подчинялся каноническим требованиям, не допускающим вольные изменения.

Этот процесс отчасти напоминает работу иконописца и подразделяется на три этапа: из­готовление «образца» на бумаге, знаменование изображения «под шитье» на ткани и «цвечение» образца красками. В других случаях иконописцы сразу знаменили по ткани, а потом уже делали рисунок на бумаге, чтобы оставить вышиваль­щице образец с расколеровкой. Следы рисунка на ткани, сделанные жидкой краской (черни­лами, белилами и суриком) , сохранились на некоторых произведениях под выпавшим ши­тьем. Так, очерковый рисунок проглядывает под выпавшими нитями на больших шитых иконах «Апостол Петр» и «Архангел Михаил» 6 начала XVI в. из Александро-Свирского монастыря ( Го­сударственный Русский музей - ГРМ ) .

Время, необходимое знаменщику, зависело от размера произведения и «мелкости письма», а также от темпов его работы и участия в ней других мастеров. Эти же памятники дают пред­ставления о том, что над одним произведением нередко работало несколько художников одной специализации или разной: иконники, словопис- цы, травщики. Вместе с тем, как и в иконописи, один и тот же художник мог самостоятельно осуществлять все этапы работы.

В лицевом шитье, что характерно и для дру­гих видов искусства Древней Руси и особенно иконописи, было принято обращаться к более древним и особенно прославленным произ­ведениям как к образцам. Образцами служили контурные рисунки, фиксирующие композици­онные схемы различных фигур, а также воспро­изведение каких-либо примечательных деталей, по сути прориси, вошедшие впоследствии в ико­нописный подлинник. В. Н. Лазарев, указывая на значение образца, считал, что «до XVI в. отноше­ние к образцу было творческое, что показывают все древнерусские росписи, хотя схема остается той же самой» 7. Те же выводы можно сделать и относительно лицевого шитья.

Прототипом для шитого произведения могли служить не только более древние памят­ники шитья, но также фрески, иконы, гравю­ры 8 и даже ювелирные изделия. Убедительной представляется точка зрения Н. А. Маясовой, что знаменщиком известной пелены «Рождество Бо­гоматери» вклада волоцкого князя Федора Бо­рисовича, вышитой в 1510 г. его женой Анной, был художник круга Дионисия, возможно, его сын Феодосий, писавший, по-видимому, фреску того же содержания над порталом собора в Фе­рапонтове. Исследователями не раз обращалось внимание на стилистическое и композиционное сходство этих произведений 9. Примером более позднего времени могут быть покровы ярослав­ских князей Василия и Константина, дар в 1681 г. Михаила Петровича Головина (Ярославский го­сударственный историко-архитектурный и ху­дожественный музей-заповедник) . В покровах прекрасно переданы присущие ярославским художникам телесность образа и стремление к узорчатости, а трактовка лиц очень близка к изображению этих князей на фресках ярослав­ских мастеров, например, на северо-восточном столбе Успенского собора Троице-Сергиева мо­настыря, где в 1680-х гг. работали ярославские живописцы во главе с Дмитрием и Василием Григорьевыми 10. Однако следует подчеркнуть, что чаще всего прототипами шитых произведений яв­лялись иконы.

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

киево-печерская лавра копия xviii рис ван вестерфельда 1651 | католич клара ассизская 1467 худож антонио виварини художественно-исторический музей вена | моление архиеп иоанна новгородского перед иконой спасителя 3-е клеймо иконы божией матери знамение кон xvii гим | первый лист жития апостолов антиохийского патриарха макария iii xvii спбф ран 1227 131б | мученики кирик иулитта житием икона рубеж xvii xviii краснодарский краевой художественный музей коваленко |

Источник текста


Постоянная ссылка: Преемственность иконописной традиции и лицевого шитья XV-XVI веков
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера