> Дело дня: Помогите ребёнку <

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
В рус. библейских текстах словом «земля» обычно переводятся евр. слова и. Обозначение «З. о. », верно выражающее основные богословские идеи библейского текста, не имеет в ВЗ точных соответствий (встречается выражение «святая земля») () Зах 2. 12; 2 Макк 1. 7; ср. : Исх 3. 5 () . В тех местах библейского текста, где в рус. переводе говорится, что Бог дает обетование о земле, т. о. обычно передается выражение «Бог сказал» () . Кроме того, Бог клянется () привести Израиль в эту землю () или дать () ее Израилю. Отношение Израиля к этой земле выражается именами «удел» () (Числ 26. 52-56; Нав 11. 23; 13. 7-8 и др.) , «владение» () ( Лев 14. 34; Втор 32. 49 ) и «место покоя» () ( Втор 12. 9; ср. : 25. 19 ) наряду с соответствующими глагольными формами.

Границы этой территории в ВЗ точно не устанавливаются. Наиболее обширны они в обетовании Быт 15. 18: «... от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата», но в большинстве др. мест сказано только, что это «земля Хананеев» ( Исх 3. 17; Числ 34. 2 ) или «Аморреев» (Втор 1. 7) , т. е. З. о. включает и территорию восточнее Иордана (ср. : Числ 32. 1 слл. ; Втор 2. 24 слл. ; Нав 13. 8-33; 22; Пс 135. 11-12; 136. 19-22) .

Исход из Египта. Переход через Чермное море. Миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова. XVI в. (РГБ. Ф. 173. № 2. Л. 57) Эта земля принадлежит Яхве. Она называется Его «наследием, уделом» () (1 Цар 26. 19; 2 Цар 14. 16; Иер 16. 18; 50. 11) и «землей Господней» ( Ис 14. 2; ср. : 2 Пар 7. 20; Нав 22. 19 ) . О земле восточнее Иордана Господь говорит: «Галаад ты у Меня... » (Иер 22. 6) . С особой ясностью эта мысль выражена в словах Господа, обращенных к народу: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев 25. 23) . На представлении о том, что эта земля принадлежит Яхве, основаны предписания о субботнем и юбилейном годах в Лев 25. Непослушание израильтян по отношению к Яхве оскверняет эту св. землю (Иер 2. 7: «... вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью»; Иер 16. 18: «И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое») . Люди говорят об Израиле, что «они - народ Господа и вышли из земли Его» (Иез 36. 20) . Яхве не терпит вторжения др. народов в Его землю. Он «изрекает слово» против Едома и народов, «которые назначили землю Мою во владение себе» (Иез 36. 5) . Прор. Иоиль говорит о захватчиках как о народе, к-рый «пришел на землю» Господа ( Иоил 1. 6; ср. : 2. 18; 3. 2 ) .

Враги напрасно пытаются захватить землю Господа, ибо Он утвердил «сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих» (Ис 14. 25) .

В ВЗ подчеркивается, что Израиль получил землю не по своим заслугам, но как дар Бога (Втор 1. 36 и др.) . Из-за грехов прежних жителей этой земли Яхве изгнал эти народы и отдал землю израильтянам (Втор 1. 8 и др.) . Земля, принадлежащая Яхве и изобилующая Божиими дарами, описывается как «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед» (Исх 3. 8; ср. : Числ 14. 7; Втор 1. 25; 6. 3; 11. 9; 26. 9, 15; 27. 3; Иер 11. 5; 32. 22) . Втор 8. 7-10 воспевает источники вод, плодородие этой земли, изобилие пищи и наличие драгоценных металлов. Господь непрестанно «печется» о земле: «Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года» ( Втор 11. 10-12 ) . Она называется «прекрасной страной» ( Дан 8. 9; ср. : 11. 16 ) , «вожделенной землей, прекраснейшим наследием множества народов» (Иер 3. 19) . В Пятикнижии Обетование земли ветхозаветным патриархам - одна из центральных тем Пятикнижия, связанная с более широким представлением о завете, к-рый Яхве заключил с патриархами и народом.
 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

архим иоиль яннакопулос фотография | прор иоиль икона иконостаса свт иоанна златоуста коровниках ярославль 1654 яиамз | пророк иоиль | иоиль иовель | иоиль труцевич |

Источник текста


Постоянная ссылка: ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера